Цели урока:
- Показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны, отметить героизм, мужество, патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой.
- Работать над развитием умения анализировать, обобщать учебный материал, развивать умение работать в группах; закреплять умение работать с картой, объяснять значение терминов, работать со схемой
- Способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины. Формировать нравственный облик учащихся на примере подвигов далеких предков.
- Расширять кругозор учащихся, продолжать формировать и совершенствовать их культурные потребности. Формировать положительный психологический настрой на уроках по окружающему миру.
Материалы и оборудование:
- Исторические карты; плакаты с кроссвордами.
- Глиняные фигурки лошадок, картина с изображением лошади.
- Элементы театральных костюмов.
- Компьютер и мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит пение птиц. На мультимедийном экране показывается репродукция картины Васнецова «Богатыри» (Приложение 1).
Психолог: Дети, давайте закроем глаза
и послушаем пение жаворонка. Лето. Жарко. Чистое
поле. Слышен жаворонок. Его голос звучит
высоко-высоко; то его слышно, то нет. В то же время
слышно, как стрекочут кузнечики, радуясь солнцу.
Вдруг, откуда-то из-под ног выскочила ящерица и
быстро-быстро зашуршала травой, удаляясь от трех
всадников. Копыта лошадей почти не стучат, потому
что поле дикое, нехоженое и неезженое, покрыто
густой высокой травой, уже пожелтевшей на
июльском солнце. Трем богатырям, сидящим на
крепких конях, нужно смотреть далеко и видеть
многое. Получил великий князь известия
тревожные, и не дремлют богатыри на заставе земли
русской.
Откройте глаза. Посмотрите на этих богатырей.
Чувствуете, какая в них сила? Не отдадут они врагу
земли Русской, не позволят разорять города и
села. Не дождется враг никакой дани.
Откуда же берут богатыри силу? От этих же полей и
лесов, в которых выросли, от этих же людей
русских, своих отцов, матерей, дедов и прадедов.
Вот и поговорим на уроке о славном подвиге
Русской земли Куликовской битве.
II. Проверка домашнего задания
Проверим домашнее задание. Возьмите карточки, лежащие у вас на столах. Дан вопрос и три ответа. Вам необходимо выбрать и обвести правильный ответ.
Тест:
1. Кто правил в Московском княжестве в середине 14 века?
А) Иван Данилович
Б) Иван Васильевич
В) Данила Иванович
2. Почему ему дали прозвище «Калита»?
А) сумка с рублями,
Б) мешок денег;
В) кошель с деньгами.
3. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
А) шапку Мономаха
Б) кепку от Батыя
В) ушанку от Владимира.
4. Какой монастырь возник около города Радонежа?
А) Троицкий монастырь
Б) Преображенский монастырь
В) Новодевичий монастырь.
III. Объяснение нового материала
1. Слово учителя. На рассвете 8 сентября
1380 года русские полки под предводительством
самого князя Дмитрия московского стояли в густом
лесу и смотрели вдаль, где уже собралось грозное
и непобедимое татарское войско, которым
руководил гордый князь Мамай, стремившийся во
что бы то ни стало наказать русских за
неповиновение великой Золотой орде.
Не раз поднимались русские люди против Золотой
Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя
Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде
открытый вызов – перестал платить дань.
В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные
соперники вели ожесточенную борьбу за власть.
Одним из наиболее сильных правителей оказался
Мамай. Он-то и решил наказать Русь за
неповиновение. Спор должен был решиться на поле
боя.
2. Дмитрий Донской (вводный персонаж в
исполнении ученика). Летом 1380 года нам стало
известно, что на Русь с огромным войском идет
Мамай.
По моему приказу помчались гонцы в разные
стороны Русской земли с призывом от меня, князя
Дмитрия Ивановича, собирать силы для отпора
врага. Три месяца из разных концов Руси
собирались полки и дружины. Шли все: молодые и
старые, даже те, кто никогда не держал в руках
оружие.
У меня было много забот о собравшихся воинах, я
старался их накормить и дать ночлег.
Перед походом я отправился в Троицкий монастырь
взять благословение у святого старца Сергия
Радонежского. Он благословил меня и дал мне в
помощь двух монахов-богатырей: Пересвета и
Ослябю.
3. Слово учителя (работа с картой).
Посмотрите на карту.
В начале сентября русское войско вышло к Дону. На
Куликовом поле, расположенном между реками Доном
и Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.
Ранний утренний туман стлался над полем будущей
битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над
рядами копий, готовых к бою, развевалось
великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А
сам князь Дмитрий в одежде рядового ратника
стоял в общем строю. По обычаю перед началом
битвы сразились между собой два самых сильных
богатыря: татарский воин Челубей и русский
ратник Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба
храбреца пали замертво. И сразу же началась
жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко
вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.
Начали враги теснить русских ратников.
Посмотрите на карту битвы. Внезапно из леса
вылетела и ударила по врагу русская конница,
находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и
вскоре обратился в бегство.
Мамай, стоя на высоком холме, наблюдал разгром
своего войска.
После битвы весть о победе разнеслась по всей
Руси. Радовались русские люди и печалились.
Славили воинов-победителей и оплакивали
погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор
прозвали Донским. За мужество и героизм, а также
за то, что он отстоял со своим войском Русскую
землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен
к лику святых.
Однако, Орда была все еще не сломлена. Но победа
на поле Куликовом дала народу веру в то, что
зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.
IV. Закрепление пройденного материала
1. Кроссворд. Разноуровневая групповая работа
– Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд. Он состоит из двух частей, каждая из которых будет предложена двум группам экспертов. Этими экспертами будете вы. Узнайте, что зашифровано в кроссворде. Если вы правильно его разгадаете, то прочитаете эту надпись (см. Приложение 2).
2. Индивидуальная работа по карточкам
А) Ответ подготовленного ученика в роли Мамая.
Воинские доспехи
Мы кочевники, и бои с нами требуют быстроты,
поэтому доспехи на Руси не становятся такими
тяжёлыми и неподвижными, как у рыцарей Западной
Европы.
Конное войско состоит из копейщиков и лёгкой
кавалерии — лучников.
Тяжёлый удар копейной кавалерии решает исход
битвы.
Главным оружием у нас и у русских служит лук со
стрелами, меч, топор, кистень, булава.
Впереди конницы выступает пехота, начинающая
сражение.
Оружием у русских служит походный топор, тяжёлое
копьё, дубина и рогатина.
Для обороны пехотинцы используют большие щиты.
Поэтому у нас, потомков Чингисхана, оружие должно
быть прочнее и легче.
Пусть генуэзцы таскают на себе тяжелый меч и
большой щит, оружие татарина – это конь, копье
и наш любимый меч – ятаган.
Голову воина оберегает шлем. В русских грамотах
он называется шелом.
Тело воина защищает кольчуга или панцирь.
Кольчугу делают из железных колец.
Сначала надо изготовить проволоку (длиной до 600
метров).
Потом её свернуть в спираль, которую разрубить по
одной стороне.
Получатся круглые разомкнутые кольца. Половину
их сварить.
После этого у оставшихся колец дополнительно
расплющить разъединённые концы, и на этом месте
пробить отверстия для заклёпок.
Затем можно собирать кольчугу. Каждое
разомкнутое кольцо соединить с четырьмя целыми и
склепать.
Работа эта требует большой точности и умения.
Можно в кольчугу вплести медные кольца, что
сделает ее красивее.
Б) Работа по карточкам.
Задание: вам необходимо дорисовать доспехи воинов, а также обеспечить каждого воина оружием, которое ему подходит (см. Приложение 2)
V. Физминутка (проводит психолог):
1. Идут воины в поход; (шаги на месте)
2. Богатырь, смотри вперед (повороты туловищем
влево - вправо, взгляд из-под ладони)
3. Копье выше поднимай, (правая рука тянется вверх)
4. Щитом другу помахай (левая рука вверх,
помахивания руками в стороны)
5. Хан Мамай сидит в шатре, (присели на корточки)
6. На высокой на горе (встали, потянулись вверх)
7. Войско мы его побьем, (имитация сражения на
мечах)
8. И Мамая в плен возьмем! (обхватить себя
руками и присесть)
VI. Творческая работа «Богатырские кони»
1. Беседа
Глиняная игрушка – особый вид народного
творчества. Она не всегда была предметом игры, а
чаще всего была предметом быта или обрядово –
религиозного культа. В виде небольшой фигурки
люди древности могли изобразить какое-либо
божество или оберег, помогающий в трудную минуту.
Он делался маленьким, для того, чтобы его можно
было носить с собой, а если такую фигурку
оставляли дома, то она, помогая, по мнению хозяев,
их делам, была незаметна для постороннего
взгляда случайно забредшего в дом путника или,
тем более, врага. После распространения на Руси
христианства такие фигурки стали игрушками для
детей, однако, все равно люди припрятывали «на
счастье» амулеты, изображающие домовых,
берегинь, лапотки, коньков и так далее. В 13-14 веках
получают распространение погремушки и
свистульки, изображающие зверей, птиц, мужчин и
женщин. Такое занятие, вероятно для того, чтобы не
было претензий ни от христианских священников,
боровшихся с язычеством, ни от захватчиков-татар,
которые считали это вредным занятием,
противоречащим их религиозным взглядам,
считалось поначалу второстепенным,
сопутствующим гончарному ремеслу занятием.
Позже, когда навыки лепки и раскраски фигурок
совершенствовались, глиняная игрушка стала
самостоятельным промыслом, и мастера разных
областей России даже соревновались друг с другом
в умении. При князе Дмитрии игрушки, изображающие
коней и воинов, воспитывали в мальчиках того
времени желание поскорее вырасти и сразиться с
татарами.
Сейчас и мы с вами попытаемся представить себя на
месте гончаров – мастеров глиняного дела 14 века
и вылепим лихих коней в помощь русскому войску
для борьбы с Мамаем.
2. Практическая работа
3. Выставка работ
VII. Итог урока
Слово учителя: (анализ деятельности на уроке)
Психолог: (говорит под звучащую спокойную музыку) После битвы наступает отдых и мир. Сложены копья, мечи находятся в ножнах. Кони мирно пасутся в поле, только изредка вздрагивая, как будто вспоминая скрежет оружия и крики раненых. Ничто не напоминает о войне, особенно если закрыть глаза и послушать пение птиц. Так пусть же кони, сделанные нами, будут мирными конями и даже в шутку не изображают войну. Сделать жизнь мирной – в ваших руках, дети, когда вы вырастете и станете самостоятельными. Мы надеемся на вас. Доброго пути!