Цель урока: разъяснить детям новые понятия "эмоции" и "темперамент".
Задачи урока:
- познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека;
- сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Постановка цели урока.
Сегодня мы с вами узнаем о том, что влияет на наше настроение и наши поступки. Это зависит от эмоций, которые в данный момент преобладают. Почему мы по-разному реагируем на одно и то же событие? Это зависит от нашего темперамента.
3. Основная часть урока.
Эмоции - это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самому себе.
Все эмоции выражаются на лице человека с помощью глаз, бровей и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.
Все эмоции делятся на положительные и отрицательные.
Как выглядят различные эмоции? ( На доске развешаны картинки, на которых изображены различные эмоции)
Я буду читать, как выглядит эмоция, а вы называйте номер картинки и как называется такая эмоция.
Злость - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
Страх - брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.
Грусть - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
Удивление - брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.
Радость - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Спокойствие - брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
А сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат конверты с картинками, на которых игрушечные животные изображают различные эмоции. Договоритесь и разделите картинки на две группы - положительные и отрицательные эмоции.
(Фронтальная проверка задания).
Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы "заражают" другого человека хорошим настроением.
Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга.
О том, почему люди обижаются друг на друга и как можно избежать обиды мы с вами прочитаем в учебнике на странице 42.
Физминутка "Изобрази эмоцию". С помощью мимики и жестов ответьте на вопросы:
- С каким настроением я проснулся утром?
- Каким я пришел в школу?
- Я получил двойку.
- Я получил пятерку.
- Я обидел друга.
- Уроки закончились, пора домой!
Темперамент - это такие особенности психики, которые проявляются в том, насколько человек быстро или медленно действует, говорит; как глубоко переживает разные события.
Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с другом.
Различают четыре типа темперамента :
Сангвиник - очень общительный, любит подвижные игры. У него много друзей, но он их часто меняет. Как и свои увлечения.
Холерик - бурно выражает свои чувства, его трудно успокоить. Трудно отвлечь от игры, если она понравилась. Добивается больших успехов в любимом деле.
Флегматик - очень медлительный, но усидчив и терпелив. Друзей немного, но он верный и постоянный. Долго привыкает к новым людям и обстановке.
Меланхолик - не любит шумных игр, держится в стороне от других детей. Обидчив, долго переживает. Чувствует красоту окружающего мира и стремиться выразить ее в каком-либо виде творчества.
Редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.
Чтобы лучше узнать к какому типу относится каждый из вас, мы проведем специальную анкету на определение вашего типа темперамента.
Возьмите листы, которые лежат у вас на парте. Отвечая на поставленный вопрос, обведите одну из букв варианта ответа.
Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.
Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
А) Легко включаешься в работу;
Б) Активно действуешь;
В) Действуешь спокойно, без лишних слов;
Г) Действуешь робко, неуверенно.
2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?
А) Говоришь, что больше так делать не будешь;
Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;
В) Выслушиваешь молча;
Г) Молчишь, обижен, переживаешь.
3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?
А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;
Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;
В) Медленно, спокойно, но уверенно;
Г) С большой неуверенностью.
4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?
А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;
Б) Активен, очень возбужден;
В) Спокойно рассматриваешь окружающее;
Г) Робок, растерян.
Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.
- А - сангвиник.
- Б - холерик.
- В - флегматик.
- Г - меланхолик.
Однако, в чистом виде они встречаются редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.
4. Итог урока.
Сегодня каждый из вас узнал свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид.
Вспоминайте почаще о благотворном влиянии на настроение положительных эмоций.
Несите друг другу радость и чаще улыбайтесь.
5. Домашнее задание.
Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших близких.