Пояснительная записка
Сказки служат для детей первым урокам нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формируют положительные черты характера. Предлагаемое занятие является подведением итогов – приобретенных детьми знаний, умений и навыков.
На занятиях воспитанники обобщают и закрепляют приобретенные ЗУН посредством практических заданий с разной направленностью:
- Познавательной – направленность этого рода заданий заключена в определении названии и содержании сказок, выделении главных героев, нахождении персонажей по силуэтному профилю.
- Математической – которая сводится к тому, чтобы закрепить у детей навыки счета, различии геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), умении решать арифметические задачи.
- Конструктивной – помогает развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора.
- Эмоциональной – под приемами и играми этой направленности, включают развитие и закрепление полученных ранее знаний в развитии эмоциональной речи, сообразительности, фантазию в процессе отгадывания загадок.
- Природный мир – такие задания расширяют представления об образе жизни диких животных, подводят к пониманию необходимости помощи живому существу.
Цель занятия: активизация познавательной и речевой активности и закрепление ЗУН.
Задачи:
- Формировать связную речь детей.
- Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок.
- Воспитывать любовь к народному творчеству, восприятие литературных героев в разнообразных проявлениях.
- Закреплять навыки счета в пределах 5, а также знание геометрических фигур.
- Развивать воображение необходимое для воплощения замысла, формировать умение работать коллективно.
- Воспитывать у детей любовь к природе, желание оказывать помощь.
- Активизировать словарь детей.
Время работы: 25 - 30 минут.
Материалы: театральные куклы: Жихарка, Емеля, Петрушка, Буратино, Красная Шапочка; игра «Узнай по профилю» (силуэты профилей персонажей различных сказок); геометрические фигуры; игра «Чье жилище?» (картинки с изображением зверей и их жилища); театральные куклы к сказке «Теремок»; строительный материал (конструктор); сундучок с сюрпризом; 5 лепесточков; мольберт.
Ход занятия
Дети входят в зал, где их встречает сказочница Марья (воспитатель в русском народном костюме).
Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки! Я сказочница Марья, а вы попали в сказку. Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам, где встретимся с разными сказочными героями. И так мы отправляемся в путь.
Дети замечают сундучок.
Воспитатель: Дети, посмотрите, волшебный сундучок, но нам замочек. А вот и записка, ее оставили добрые друзья. (Воспитатель читает записку) Они пишут, что в сундучке есть сюрприз, но чтобы открыть сундучок нужно немного потрудиться. Так как ключик спрятан в волшебном цветке, нам нужно найти этот цветок. Отправляемся на поиски.
Дети подходят к первому столику, на котором лежит сказочный герой – Жихарка (театральная кукла) Воспитатель узнает у детей знают ли они этого героя. Воспитатель озвучивает куклу.
Жихарка: Я очень рад, что вы меня узнали, а сможете ли вы узнать других сказочных героев?
Дети: Да.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Узнай по профилю». Дети должны назвать героя сказки и как эта сказка называется.
Жихарка: Дети, я очень рад, что вы так хорошо знаете сказочных героев. За это я дарю вам лепесток от волшебного цветочка. А я с вами прощаюсь. До встречи.
Дети прощаются с Жихаркой. Следующий сказочный герой – Емеля. Воспитатель также озвучивает куклу.
Емеля: Дети, я рад, что вы меня узнали. Я надеюсь, что вы знаете многих сказочных персонажей и умеете считать.
Воспитатель объясняет правило игры, нужно отгадать сказку и выложить на мольберте столько геометрических фигур, какое число есть в названии сказки. Воспитатель проводит игру.
Воспитатель:
- Носик круглый, пятачком, им в земле удобно
рыться,
Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три поросенка.)
Воспитатель предлагает детям выложить на мольберте столько кружочков, сколько поросят в загадке.
- Возле леса на опушке, есть деревянная избушка,
Там три стула, и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя.)
Воспитатель предлагает выложить на мольберте столько квадратов, сколько медведей в этой загадке.
- Он и весел, и незлобен, этот милый чудачек.
С ним хозяин – мальчик Робин, и приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник, и на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник, медвежонок… (Вини – Пух.)
(Три друга.)
Воспитатель просит выложить столько треугольников, сколько друзей в этой загадке.
- Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица!
Всех излечит, исцелит, добрый Доктор… (Айболит.)
(Пять зверей.)
Воспитатель просит детей выложить прямоугольники, в таком количестве, сколько зверей в загадке. Емеля хвалит детей и дает им еще один лепесток. Дети прощаются с Емелей и встречают следующего героя. Следующий герой – Петрушка. Он предлагает отгадать загадки о сказочных героях.
- Не лежалось на окошке, покатилось по дорожке.
(Колобок.) - Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода,
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка.) - Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка!
(Снегурочка.) - Ах, ты Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко…
(Петушок – золотой гребешок.) - А дорога – далека, а Козина – нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(Маша и медведь.) - По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
(По щучьему велению.)
Петрушка хвалит детей за отличное знание сказок и дает им еще один лепесток. Дети идут дальше и встречают Буратино. Буратино предлагает детям провести физкультминутку.
Буратино – потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Дети выполняют движения согласно тексту. Буратино прощается, дает еще один лепесток. Дети продолжают путешествие, встречают Красную Шапочку. Воспитатель так же озвучивает куклу.
Красная Шапочка: Я рада встречи с вами. А что это вы здесь ходите?
Дети: Мы попали в вашу сказочную страну, потому что знаем много сказок.
Красная Шапочка: А вы знаете сказку про домик? Как она называется?
Дети: Знаем. Эта сказка называется «Теремок».
Красная Шапочка: Хорошо, этот домик вы знаете, а вы знаете как называются жилища некоторых животных. Давайте поиграем в экологическую игру «Чье жилище?»
Воспитатель объясняет правило игры, нужно вспомнить, как называется жилище некоторых животных и закрепить картинку этого животного рядом с картинкой его жилища
Медведя – в берлогу.
Волка – в логово.
Лисицу – в нору.
Белку – в дупло.
Птицу в гнездо.
Красная Шапочка хвалит детей и дает им еще один лепесток. Дети прощаются и подходят к следующему столу. Воспитатель обращает внимание детей на то, что герои сказки «Теремок» плачут, а по столу разбросан конструктор. Воспитатель объясняет детям, что теремок сломал медведь, когда пытался поселиться на крыше и предлагает помочь бедным зверям в постройке нового домика. Дети выполняют задание. Звери благодарят детей и дают им за это лепесток.
Воспитатель обращает внимание детей, что на мольберте есть серединка от цветка, который они ищут. Помогает детям вставить лепестки, после чего достает из серединки ключик от сундучка. Дети открывают сундучок и находят там сладости.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше сказочное путешествие? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.