Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи:

  • познакомить с причинами, этапами и результатом войны 1812 года;
  • продолжить развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умение работать в группах;
  • прививать чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.

Оборудование. Портрет М.И.Кутузова и Б. Наполеона, бейджики – историк – консультант и летописец, карточки – даты, карточки – термины, таблица, карточки с текстом для заполнения таблицы (см ход урока), карта по истории “Отечественная война 1812 года”, атласы по истории для учащихся 4 класса (на парту), листы для 1 и 2 группы с эталоном для проверки задания, тест (по количеству учащихся 2 группы), отрывки из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Как Кутузов бил французов
Узнать сегодня предстоит.

II. Введение в тему. Целеполагание.

Ученик.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

Учитель. Скажите, о чём говорится в стихотворении? (Дети отвечают)

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения? (Дети отвечают)

Учитель. Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения? (Дети отвечают)

Учитель. Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке.

Тема нашего урока “Отечественная война 1812 года”.

Задачи сегодняшнего урока вы определите сами. Прочитайте заголовок 1 колонки.

(Приложение 1)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

Учитель. Что вы узнали из услышанного отрывка стихотворения?

Дети отвечают:

1. Москва отдана французам.

2. Бородинское сражение между Россией и   Францией.

Учитель. Прочитайте заголовок 2-й колонки.

- Что бы вы хотели узнать, исходя из темы урока?

Учащиеся:

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу? (Все причины прикрепляются на доску)

Учитель. Обратите внимание на 4-ю колонку. Скажите, чему вы будете учиться на уроке? (Дети отвечают, а учитель прикрепляет к доске заранее заготовленные “предположительные ответы учащихся”)

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

4. Объяснять исторические даты и новые термины.

III. Работа по теме урока.

Учитель. Чтобы ответить на первый вопрос, давайте обратимся к источнику информации, к нашему учебнику. Откройте учебник на 112 странице и прочитайте 1 абзац. (Работа в группах)

Учитель. Какова же причина нападения на Россию? (3-я колонка)

(Дети отвечают. Ответ выносится на доску)

Наполеон мечтал покорить весь мир.

Учитель. А сейчас давайте обратимся за помощью к историкам и узнаем, кто же такой Наполеон?

Историк. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом – т.е. должностным лицом, представляющим интересы своего государства и его народа (работа с термином - вынести на доску), а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. В течение всего времени, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. “Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её” - заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

Учитель. Теперь вы можете ответить на второй вопрос?

2. Французской армией командовал Наполеон. (3-я колонка – на доску)

Учитель. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. С вторжения наполеоновской армии на нашу русскую землю и началась война 1812 года.

Давайте обратимся к летописцам и с их помощью узнаем, как же Наполеон начал осуществлять свои планы.

Летописец. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям Наполеона, в России он встретил отчаянное сопротивление, и не только армии, но и всего народа. Русская армия отступала в глубь страны. Жители бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Крестьяне поджигали посевы, забирали с собой скот. Наполеоновская армия двигалась по разорённой территории. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх, но общее мнение было: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Учитель. Удалось ли Наполеону быстро осуществить свой план? Почему?

(Дети отвечают)

Учитель. Война принимала затяжной характер. Все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать в глубь страны.

Ученик.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

Учитель. Но командиры не боялись “изорвать чужие мундиры”, а тщательно готовились к генеральному сражению. После взятия Смоленска, (показать на карте, найти в атласе) наполеоновская армия продолжала продвигаться в глубь страны. И когда до Москвы оставалось 100 вёрст, (верста – русская мера длины, равная чуть больше 1 км – работа с новым термином - вынести на доску)

- Ребята, а, сколько это километров? (Ответы детей)

Главнокомандующим российской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Давайте обратимся к историкам и узнаем, кто же такой М.И. Кутузов?

Историк. М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века – вынести на доску) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. “Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений”.

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. В 1805 году Россия помогала Австрии против Наполеона. Русскими тогда командовал Кутузов. За искусные и хитрые манёвры, сопровождавшие вынужденное отступление, Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен. “Ну, как с такими молодцами не побить французов?” - были первые слова главнокомандующего при виде солдат. А те быстро нашли ответ: “Едет Кутузов бить французов!”

Учитель. Давайте ответим на второй вопрос – кто командовал российской армией?

Российской армией командовал М.И. Кутузов. (3-я колонка – выносится на доску)

Учитель. Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком поле, у деревни Бородино в 110 км от Москвы (карта, атлас у уч-ся). Несмотря на то, что русская армия была меньше французской, Кутузов решил дать Наполеону сражение. Две огромные армии стояли одна против другой. Здесь, 26 августа 1812 года (дату на доску), и произошло Бородинское сражение.

7 раз французы ходили в атаку. С обеих сторон были огромные потери. За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой!

Летописец. В этом страшном побоище обе стороны потеряли до 50 тысяч человек – каждая. Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей, лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью. Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой”.

Учитель. Поздно ночью, на военном совете в подмосковной деревушке Филе в избе крестьянина, собрались военачальники решать, как быть дальше. Кутузов принял непростое решение: оставить Москву.

- Как вы думаете, почему он принял такое решение?

(Дети высказывают свои мнения, делают выводы и отвечают на вопрос)

Учитель. Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставив Москву. Наполеон, войдя в пустую и пылающую Москву, стал ждать, что москвичи принесут ему ключи от города, как это было в других городах Европы.

“Напрасно ждал Наполеон,
Москвы коленопреклонённой...
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…”

За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Армия, великая и непобедимая, стала превращаться в шайку бандитов и разбойников. Наполеон понял, что армия разлагается. Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России. И здесь наступает очередь русской армии преследовать неприятеля. (Карта). Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия дошла до самого Парижа, тем самым, пожив конец завоевательной политике Наполеона.

Из 600 тысячной французской армии осталось только 30 тысяч солдат. Когда Наполеон прибыл в Париж, его спросили про армию, он сказал: “Армии больше нет”.

- Сделайте, пожалуйста, вывод, кто же одержал победу в Отечественной войне 1812 года? (Дети отвечают)

Победу одержала Российская армия. (3-я колонка, ответ на доску)

IV. Закрепление изученного материала.

1) Вопросы.

- Объясните, почему война 1812 года называется Отечественной?

- Какой факт свидетельствует, что М.И. Кутузов был талантливым полководцем?

2) Работа в группах.

1 группа “Вырежи и наклей” - работа в рабочей тетради. Приложение 2.

1. Выполни задание № 3 на стр. 41 – вырежи фрагменты картосхем и наклей правильно.

2. После выполнения работы обратись к листу “Проверка выполнения работы”.

2 группа “Заполни тест”. Приложение 3.

Перед тобой пять событий войны 1812 года. Расположи их в правильной хронологической последовательности, поставив против каждого события порядковый номер: 1, 2, 3, 4, 5.

Бородинская битва.  
Войска Наполеона переходят границу России.  
Русская армия оставляет Москву.  
Русская армия отходит в глубь страны.  
Русская армия вступает в Париж.  

Групповое обсуждение выполненной работы.

После обсуждения обратитесь к листу “Проверка выполнения работы”

3 группа – фронтальная работа – “Ответь на вопрос” - рабочая тетрадь – стр.41–42 задание № 4.

(Дети зачитывают отрывки из стихотворений и говорят, к какому этапу войны они относятся)

V. Домашнее задание.

Стр. 112–117 – прочитайте, выполните творческое индивидуальное задание. Приложение 4.

VI. Итог урока. Оценки.

Рефлексия. (Дети выбирают любое начало предложения и заканчивают его)

Сегодня на уроке:

Я узнал (-а) …

Я научился (-лась) …

Мне понравилось …

Я бы хотел (-а) …

Новые знания мне …

- Вы выполнили те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

- Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке?

- Оцените работу класса. Есть 4 оценки:

  • отлично
  • хорошо
  • удовлетворительно
  • плохо

- А теперь, учитывая баллы в оценочном листе, оценим работу своих товарищей.

Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение 1

(Таблица заполняется постепенно, по мере изучения материала. Так она должна выглядеть к концу урока)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

1. Москва отдана французам.

2. Бородинское сражение между Россией и Францией.

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу?

1. Наполеон мечтал покорить весь мир.

2. Французской армией командовал Наполеон.

Российской армией командовал М.И. Кутузов

3. Победу одержала Российская армия.

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

4. Объяснять исторические даты и новые термины.

Фрагменты этой таблицы (1, 2, 3 колонки ) я заимствовала в ежемесячной методической газете для учителей начальной школы “Начальная школа” № 48 за 2004 год. Авторы Мастерской – “Уроки по родной истории” - Е. Рогалева и Т. Соловьёва.

Приложение 2

Поверка выполнения работы

1. Сверь правильность выполнения работы с эталоном.

Эталон.

Ледовое побоище (Чудское озеро)

Взятие Измаила (Старая крепость)

Бородинское сражение (Кутузов, батарея Раевского)

2. Оцени работу.

“5” баллов – если работа выполнена правильно;

“4” балла – если допущена 1 ошибка;

“3” балла – если допущены 2 ошибки.

3. Поставь баллы в оценочный лист.

Оценочный лист

№ п/п Фамилия имя учащегося Баллы
1.    
2.    
3.    
   

Приложение 3

Проверка выполнения работы

Сверь правильность выполненного тобой задания с эталоном.

Эталон

    Бородинская битва

    3

    Войска Наполеона переходят границу России

    1

    Русская армия уходит из Москвы

    4

    Русская армия отходит в глубь страны

    2

    Русская армия вступает в Париж

    5

Этот тест я заимствовала в ежемесячной методической газете для учителей начальной школы “Начальная школа” № 12 за 2006 год. Автор М. Зятьков “Проверочные тесты” к учебнику “Введение в историю” 4 класс.

1. Оцени работу.

“5” баллов – если тест выполнен правильно;

“4” балла – если допущена 1 ошибка;

“3” балла – если допущены 2 ошибки.

2. Поставь баллы в оценочный лист (См оценочный лист в приложении 2).

Приложение 4

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

- Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Нарисуй рисунок по данной теме урока.

- Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

- Подготовь вопросы по проверке домашнего задания.