Интегрированный урок в 4-м классе на тему "Звуки и краски зимы"

Разделы: Музыка


Цель урока: углубить понимание художественного образа времени года “зима” как в самой природе, так и в формах её художественного освоения - в музыке, литературе, живописи, хореографии.

Главная проблема урока: как различные виды искусства – музыка, живопись, литература, хореография помогают человеку осмыслить прекрасное в природе.

Планируемый результат: формирование направленности личности, мотивирующей деятельность ученика, связанную с различными видами искусства.

Использование: уроки музыки, МХК, внеурочная деятельность.

Круг реальных объектов действительности, предлагаемых учащемуся для изучения: музыкальные произведения, литературные произведения, произведения живописи, хореографии, рассказывающие о зиме.

Оборудование: проектор, экран, музыкальные инструменты (фортепиано, треугольник), музыкальный центр, принадлежности для рисования, портрет П.И.Чайковского, репродукции картин “Февральская лазурь” художника И.Э.Грабаря и “Проводы русской зимы” художника М.Чижова, музыкальные произведения П.И.Чайковского “Танец Феи Драже” и “Вальс” из балета “Щелкунчик”, видеофрагмент из балета “Щелкунчик”, фонограмма или нотный текст песни “Зимняя песенка”, презентация слайдов, корона Снежинки, листы самооценки.

Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов:

  • познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём;
  • создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;
  • самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:

  • восприятие музыкальных произведений;
  • восприятие литературных произведений;
  • восприятие произведений изобразительного искусства;
  • анализ музыкальных, литературных и художественных произведений;
  • исполнение музыкальных произведений;

Творческая деятельность: создание учениками личностных образовательных продуктов.

Этапы урока по минутам:

1) Организационный момент (вход в класс под музыку) – 1 мин.

2) Объявление темы урока – 2 мин.

3) Выявление личного опыта учеников – 2 мин.

4) Уточнение образовательного объекта:

слушание музыкального произведения – 3 мин.

анализ музыкального произведения – 3 мин.

5) Творческие задания:

рисование – 8 мин.

сочинение стихотворения – 5 мин.

постановка танца – 4 мин.

вокально-хоровая работа – 6 мин.

6) Рефлексия деятельности учащихся – 4 мин.

7) Домашнее задание – 2 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: вход в класс под музыку.

2.Объявление темы урока. <Приложение 1>

Учитель: Великий немецкий поэт И.В. Гёте сказал: “Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания”.

Презентация. Слайд № 1

Сегодня нам помогут прочесть одну из удивительных страниц этой книги различные виды искусства: музыка, литература, изобразительное искусство и хореография. Чему посвящена эта страница? Вы сможете узнать об этом, отгадав загадку.

Презентация. Слайд № 2

Вышел старик-годовик,
Махнул рукавом,
И полетели 12 птиц,
И разбились они на 4 стаи.

Ученики: (Времена года)

Учитель: Догадайтесь, какому времени года посвящён наш урок? (Загадка)

Презентация. Слайд № 3

Сердита мамка, да прикрыла деток
До красного дня пуховым одеяльцем.

Ученики: (Зима)

Выявление личного опыта учеников.

Учитель: Что вы можете рассказать о зиме?

Ученики рассказывают о зимних месяцах, зимней погоде, о зимних праздниках и забавах и т. д.

Учитель: Сегодня мы услышим и увидим звуки и краски Зимы!

Презентация. Слайд № 4

3. Уточнение образовательного объекта.

Учитель: Образы природы раскрывали в своих произведениях многие композиторы. Этого композитора называют “самым большим музыкальным талантом современной России”. (Детям предлагается узнать композитора по портрету)

Презентация. Слайд № 5

Учитель: Сейчас прозвучит музыкальное произведение П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик”. В какое время года происходят настоящие чудеса в этой сказке?

Ученики: Чудеса в сказке совершаются зимой, в Новогоднюю ночь.

Учитель: Вслушайтесь в эту прекрасную музыку. Как она звучит? О чём рассказывает?

Слушание музыкального произведения “Танец Феи Драже”.

Анализ музыкального произведения.

Ученики:

характер – (сказочный, хрустальный, радостный, волшебный)

лад – (мажор и минор – переменный)

динамика – (не очень громкая)

тембр – (симфонический оркестр)

что выражает музыка? – (настроение человека, его чувства: радость, восхищение, изумление)

Что изображает музыка? – (сказочную картину)

4. Конкретизация задания.

Учитель: Ребята, мы очутились с вами в зимней сказке, а в сказке всегда происходят чудеса! Вот и мы с вами с помощью волшебной палочки сейчас превратимся в самых настоящих художников! (“Волшебной палочкой” от музыкального инструмента треугольник издаётся “хрустальный звон”, и дети становятся “художниками”)

Творческое задание.

Учитель: Художники, передайте красками то, что вы почувствовали, услышали и “увидели” в музыке П.И. Чайковского. (Творческое задание выполняется каждым учеником. Дети рисуют свои впечатления в сопровождении музыкального произведения П.И. Чайковского “Танец Феи Драже” из балета “Щелкунчик”)

Демонстрация образовательной продукции.

Учащиеся, закончившие работу, представляют свои результаты. Созданные детьми образовательные продукты кратко обсуждаются.

Работа с культурно-историческими аналогами.

Учитель: Перед вами репродукции картин “Февральская лазурь” художника И.Э. Грабаря и “Праздник русской зимы” художника М. Чижова. Рассмотрите их. Какая из этих картин соответствует услышанной нами музыке П.И. Чайковского?

Презентация. Слайд № 6

Ответы учеников.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученики анализируют репродукции картин и приходят к следующему выводу: содержание картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь” соответствует звучанию музыки П.И.Чайковского.

Презентация. Слайд № 7

Учитель: Художник И.Э. Грабарь сказал о своей картине: “Настали чудесные февральские дни. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

Сопоставление с культурно-историческим аналогом.

Во время сопоставления и сравнения творческих работ учеников с картиной художника-профессионала выясняется, что многие элементы в разных ученических рисунках имеют сходство с элементами, исполненными художником-профессионалом – краски, композиция, сюжет и.т.д., и детям не хватает лишь профессионализма.

5. Учитель: Ребята, сейчас волшебная палочка превратит нас в поэтов! (“Волшебной палочкой” от музыкального инструмента треугольник издаётся “хрустальный звон”, и дети превращаются в поэтов)

Творческое задание.

Учитель: Зимушка-зима приготовила для вас “зимние” слова: зима, белый, вьюга, снежинки, завывает, холодно, уснули, злится, громко, замёрзли, хрустальные, покрывало, стучит, метель, летят, кружатся.

Презентация. Слайд № 8

Учитель: Сочините стихотворение, посвящённое зиме.

Какие из предложенных Зимой слов вы используете в своём стихотворении? (Творческое задание выполняется каждым учеником в течение 5 минут)

Демонстрация образовательной продукции.

Ученики зачитывают свои стихи. (3-4 человека. Остальные стихи сдаются учителю на проверку)

Созданные детьми образовательные продукты кратко обсуждаются.

Учитель: Ребята, почему вы использовали в своих стихах не все предложенные Зимой слова?

Ученики: Некоторые слова (вьюга, завывает, метель, громко, злится, стучит) не соответствуют характеру музыки П.И.Чайковского.

Сопоставление с культурно-историческим аналогом.

Домашнее задание: найти в литературе стихи о зиме, соответствующие музыке П.И. Чайковского, созданные поэтами-профессионалами.

6. Учитель: Зима как время года во все времена привлекала и вдохновляла на создание прекрасных произведений искусства и музыкантов, и художников, и поэтов, и хореографов.

Сейчас “волшебная палочка” превратит нас в хореографов!

(“Волшебной палочкой “ от музыкального инструмента треугольник издаётся “хрустальный звон”, и дети превращаются в хореографов)

Творческое задание (для девочек).

Учитель: В Новогоднюю ночь закружатся за окном в прекрасном танце волшебные снежинки.

Девочки, представьте, что вы – новогодние снежинки! Передайте движениями образ снежинок, летящих в танце под музыку “Вальса” П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.

Задание для мальчиков.

Мальчики, вам предстоит выбрать самую изящную, самую прекрасную девочку-снежинку.

Демонстрация образовательной продукции.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс” из балета “Щелкунчик”.

Девочки под музыку придумывают движения и исполняют “Танец снежинок”.

Мальчики обсуждают образовательные продукты и выбирают лучшую “девочку-снежинку”. Победительнице вручается приз – корона Снежинки!

Сопоставление с культурно-историческим аналогом.

Учитель: Ребята, посмотрите фрагмент из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. Этот фрагмент называется “Вальс снежинок”. Обратите внимание, какими движениями балерины передают образ снежинок. (Просмотр видеофрагмента из балета)

Вывод: девочки-одноклассницы использовали в своём танце подобные движения – плавные, изящные, нежные.

7. Контрольно-оценочное задание.

Учитель: Наш урок, посвящённый прекрасному времени года – зиме, подходит к завершению, и мы закончим его творческим союзом разных видов искусства – музыки, литературы и хореографии.

Презентация. Слайд № 9

Исполнение песни. Дети встают в круг и исполняют песню о зиме “Зимняя песенка”, сопровождая её танцевальными движениями.

Презентация. Слайд № 10

8. Рефлексия деятельности учащихся.

Вопросы учителя:

Что каждый из нас делал на уроке? (Слушал, пел, рисовал, сочинял, танцевал, сравнивал, думал, фантазировал, представлял и.т.д.)

Что было главным на уроке? (Мы говорили об удивительном времени года, о зиме. Другие ответы)

Что каждый понял? ( Как разные виды искусства по- своему рассказывают о зиме. Другие ответы)

Чему каждый из вас научился? (Научился слышать и видеть звуки и краски зимы. Другие ответы)

Учитель: Юные художники и поэты, ваши рисунки и стихи о зиме будут представлены на выставке творческих работ.

9. Самооценка.

Учитель: Ребята, на нотном стане поставьте ноты на ту нотную линейку, которая соответствует оценке вашей работы на уроке.(Листы самооценки сдаются учителю, и после урока он ставит каждому ученику свою “ ноту” - оценку за каждый вид деятельности на уроке)

Лист самооценки

слушание исполнение творчество размышление
       
       
       

10. Домашнее задание.

  • завершить творческие работы: рисунки, стихи;
  • найти в литературе стихи о зиме, соответствующие музыке П.И. Чайковского, созданные поэтами-профессионалами;
  • слышать и видеть в природе звуки и краски зимы.

11. Список использованной литературы и материалов.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский. – М., 2001.

2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М. Педагогическое общество России, 2001.

3. Хуторской А.В., Король А.Д. Материалы педагогического эксперимента “Исследование динамики образовательных приращений личности школьника посредством его участия в очных, очно-дистантных и дистанционных мероприятиях ЦДО “Эйдос” (2008–2010 гг.)