Цель урока: углубить понимание художественного образа времени года “зима” как в самой природе, так и в формах её художественного освоения - в музыке, литературе, живописи, хореографии.
Главная проблема урока: как различные виды искусства – музыка, живопись, литература, хореография помогают человеку осмыслить прекрасное в природе.
Планируемый результат: формирование направленности личности, мотивирующей деятельность ученика, связанную с различными видами искусства.
Использование: уроки музыки, МХК, внеурочная деятельность.
Круг реальных объектов действительности, предлагаемых учащемуся для изучения: музыкальные произведения, литературные произведения, произведения живописи, хореографии, рассказывающие о зиме.
Оборудование: проектор, экран, музыкальные инструменты (фортепиано, треугольник), музыкальный центр, принадлежности для рисования, портрет П.И.Чайковского, репродукции картин “Февральская лазурь” художника И.Э.Грабаря и “Проводы русской зимы” художника М.Чижова, музыкальные произведения П.И.Чайковского “Танец Феи Драже” и “Вальс” из балета “Щелкунчик”, видеофрагмент из балета “Щелкунчик”, фонограмма или нотный текст песни “Зимняя песенка”, презентация слайдов, корона Снежинки, листы самооценки.
Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов:
- познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём;
- создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;
- самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.
Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:
- восприятие музыкальных произведений;
- восприятие литературных произведений;
- восприятие произведений изобразительного искусства;
- анализ музыкальных, литературных и художественных произведений;
- исполнение музыкальных произведений;
Творческая деятельность: создание учениками личностных образовательных продуктов.
Этапы урока по минутам:
1) Организационный момент (вход в класс под музыку) – 1 мин.
2) Объявление темы урока – 2 мин.
3) Выявление личного опыта учеников – 2 мин.
4) Уточнение образовательного объекта:
слушание музыкального произведения – 3 мин.
анализ музыкального произведения – 3 мин.
5) Творческие задания:
рисование – 8 мин.
сочинение стихотворения – 5 мин.
постановка танца – 4 мин.
вокально-хоровая работа – 6 мин.
6) Рефлексия деятельности учащихся – 4 мин.
7) Домашнее задание – 2 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: вход в класс под музыку.
2.Объявление темы урока. <Приложение 1>
Учитель: Великий немецкий поэт И.В. Гёте сказал: “Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания”.
Презентация. Слайд № 1
Сегодня нам помогут прочесть одну из удивительных страниц этой книги различные виды искусства: музыка, литература, изобразительное искусство и хореография. Чему посвящена эта страница? Вы сможете узнать об этом, отгадав загадку.
Презентация. Слайд № 2
Вышел старик-годовик,
Махнул рукавом,
И полетели 12 птиц,
И разбились они на 4 стаи.
Ученики: (Времена года)
Учитель: Догадайтесь, какому времени года посвящён наш урок? (Загадка)
Презентация. Слайд № 3
Сердита мамка, да прикрыла деток
До красного дня пуховым одеяльцем.
Ученики: (Зима)
Выявление личного опыта учеников.
Учитель: Что вы можете рассказать о зиме?
Ученики рассказывают о зимних месяцах, зимней погоде, о зимних праздниках и забавах и т. д.
Учитель: Сегодня мы услышим и увидим звуки и краски Зимы!
Презентация. Слайд № 4
3. Уточнение образовательного объекта.
Учитель: Образы природы раскрывали в своих произведениях многие композиторы. Этого композитора называют “самым большим музыкальным талантом современной России”. (Детям предлагается узнать композитора по портрету)
Презентация. Слайд № 5
Учитель: Сейчас прозвучит музыкальное произведение П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик”. В какое время года происходят настоящие чудеса в этой сказке?
Ученики: Чудеса в сказке совершаются зимой, в Новогоднюю ночь.
Учитель: Вслушайтесь в эту прекрасную музыку. Как она звучит? О чём рассказывает?
Слушание музыкального произведения “Танец Феи Драже”.
Анализ музыкального произведения.
Ученики:
характер – (сказочный, хрустальный, радостный, волшебный)
лад – (мажор и минор – переменный)
динамика – (не очень громкая)
тембр – (симфонический оркестр)
что выражает музыка? – (настроение человека, его чувства: радость, восхищение, изумление)
Что изображает музыка? – (сказочную картину)
4. Конкретизация задания.
Учитель: Ребята, мы очутились с вами в зимней сказке, а в сказке всегда происходят чудеса! Вот и мы с вами с помощью волшебной палочки сейчас превратимся в самых настоящих художников! (“Волшебной палочкой” от музыкального инструмента треугольник издаётся “хрустальный звон”, и дети становятся “художниками”)
Творческое задание.
Учитель: Художники, передайте красками то, что вы почувствовали, услышали и “увидели” в музыке П.И. Чайковского. (Творческое задание выполняется каждым учеником. Дети рисуют свои впечатления в сопровождении музыкального произведения П.И. Чайковского “Танец Феи Драже” из балета “Щелкунчик”)
Демонстрация образовательной продукции.
Учащиеся, закончившие работу, представляют свои результаты. Созданные детьми образовательные продукты кратко обсуждаются.
Работа с культурно-историческими аналогами.
Учитель: Перед вами репродукции картин “Февральская лазурь” художника И.Э. Грабаря и “Праздник русской зимы” художника М. Чижова. Рассмотрите их. Какая из этих картин соответствует услышанной нами музыке П.И. Чайковского?
Презентация. Слайд № 6
Ответы учеников.
Учитель: Почему вы так решили?
Ученики анализируют репродукции картин и приходят к следующему выводу: содержание картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь” соответствует звучанию музыки П.И.Чайковского.
Презентация. Слайд № 7
Учитель: Художник И.Э. Грабарь сказал о своей картине: “Настали чудесные февральские дни. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.
Сопоставление с культурно-историческим аналогом.
Во время сопоставления и сравнения творческих работ учеников с картиной художника-профессионала выясняется, что многие элементы в разных ученических рисунках имеют сходство с элементами, исполненными художником-профессионалом – краски, композиция, сюжет и.т.д., и детям не хватает лишь профессионализма.
5. Учитель: Ребята, сейчас волшебная палочка превратит нас в поэтов! (“Волшебной палочкой” от музыкального инструмента треугольник издаётся “хрустальный звон”, и дети превращаются в поэтов)
Творческое задание.
Учитель: Зимушка-зима приготовила для вас “зимние” слова: зима, белый, вьюга, снежинки, завывает, холодно, уснули, злится, громко, замёрзли, хрустальные, покрывало, стучит, метель, летят, кружатся.
Презентация. Слайд № 8
Учитель: Сочините стихотворение, посвящённое зиме.
Какие из предложенных Зимой слов вы используете в своём стихотворении? (Творческое задание выполняется каждым учеником в течение 5 минут)
Демонстрация образовательной продукции.
Ученики зачитывают свои стихи. (3-4 человека. Остальные стихи сдаются учителю на проверку)
Созданные детьми образовательные продукты кратко обсуждаются.
Учитель: Ребята, почему вы использовали в своих стихах не все предложенные Зимой слова?
Ученики: Некоторые слова (вьюга, завывает, метель, громко, злится, стучит) не соответствуют характеру музыки П.И.Чайковского.
Сопоставление с культурно-историческим аналогом.
Домашнее задание: найти в литературе стихи о зиме, соответствующие музыке П.И. Чайковского, созданные поэтами-профессионалами.
6. Учитель: Зима как время года во все времена привлекала и вдохновляла на создание прекрасных произведений искусства и музыкантов, и художников, и поэтов, и хореографов.
Сейчас “волшебная палочка” превратит нас в хореографов!
(“Волшебной палочкой “ от музыкального инструмента треугольник издаётся “хрустальный звон”, и дети превращаются в хореографов)
Творческое задание (для девочек).
Учитель: В Новогоднюю ночь закружатся за окном в прекрасном танце волшебные снежинки.
Девочки, представьте, что вы – новогодние снежинки! Передайте движениями образ снежинок, летящих в танце под музыку “Вальса” П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.
Задание для мальчиков.
Мальчики, вам предстоит выбрать самую изящную, самую прекрасную девочку-снежинку.
Демонстрация образовательной продукции.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс” из балета “Щелкунчик”.
Девочки под музыку придумывают движения и исполняют “Танец снежинок”.
Мальчики обсуждают образовательные продукты и выбирают лучшую “девочку-снежинку”. Победительнице вручается приз – корона Снежинки!
Сопоставление с культурно-историческим аналогом.
Учитель: Ребята, посмотрите фрагмент из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. Этот фрагмент называется “Вальс снежинок”. Обратите внимание, какими движениями балерины передают образ снежинок. (Просмотр видеофрагмента из балета)
Вывод: девочки-одноклассницы использовали в своём танце подобные движения – плавные, изящные, нежные.
7. Контрольно-оценочное задание.
Учитель: Наш урок, посвящённый прекрасному времени года – зиме, подходит к завершению, и мы закончим его творческим союзом разных видов искусства – музыки, литературы и хореографии.
Презентация. Слайд № 9
Исполнение песни. Дети встают в круг и исполняют песню о зиме “Зимняя песенка”, сопровождая её танцевальными движениями.
Презентация. Слайд № 10
8. Рефлексия деятельности учащихся.
Вопросы учителя:
Что каждый из нас делал на уроке? (Слушал, пел, рисовал, сочинял, танцевал, сравнивал, думал, фантазировал, представлял и.т.д.)
Что было главным на уроке? (Мы говорили об удивительном времени года, о зиме. Другие ответы)
Что каждый понял? ( Как разные виды искусства по- своему рассказывают о зиме. Другие ответы)
Чему каждый из вас научился? (Научился слышать и видеть звуки и краски зимы. Другие ответы)
Учитель: Юные художники и поэты, ваши рисунки и стихи о зиме будут представлены на выставке творческих работ.
9. Самооценка.
Учитель: Ребята, на нотном стане поставьте ноты на ту нотную линейку, которая соответствует оценке вашей работы на уроке.(Листы самооценки сдаются учителю, и после урока он ставит каждому ученику свою “ ноту” - оценку за каждый вид деятельности на уроке)
Лист самооценки
слушание | исполнение | творчество | размышление |
10. Домашнее задание.
- завершить творческие работы: рисунки, стихи;
- найти в литературе стихи о зиме, соответствующие музыке П.И. Чайковского, созданные поэтами-профессионалами;
- слышать и видеть в природе звуки и краски зимы.
11. Список использованной литературы и материалов.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский. – М., 2001.
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М. Педагогическое общество России, 2001.
3. Хуторской А.В., Король А.Д. Материалы педагогического эксперимента “Исследование динамики образовательных приращений личности школьника посредством его участия в очных, очно-дистантных и дистанционных мероприятиях ЦДО “Эйдос” (2008–2010 гг.)