Презентация книги В.Каверина "Два капитана"

Разделы: Внеклассная работа


Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы все мечтаем об интересной, яркой, необычной жизни, полной приключений и великих дел. Но иногда слышишь жалобы на то, что время сейчас тяжёлое…. Не до подвигов! Но я хочу вам предложить стать настоящим искателями приключений, людьми, которым не сидится на месте, людьми, мечтающими открыть что-то новое, неизведанное. И так, приглашаю вас стать пассажирами шхуны “Святая Мария”, которая отправилась открывать неизведанный Северный морской путь. Каждый из вас находится в окружении своих верных друзей, а также классных руководителей. Нет ничего важнее в дальней дороге, чем надёжное плечо друга. И так в путь. А теперь по традиции представим капитана нашего корабля, который и проложил дорогу в мир героев нашего романа. Это Вениамин Александрович Каверин.

Ученица: Вениамин Каверин (настоящая его фамилия Зильбер) родился 19 апреля 1902 года в городе Пскове. Там и прошло его детство. Как и многие его ровесники, Вениамин Александрович мечтал о далеких путешествиях, необычных приключениях. А самое главное – он хотел принести пользу своей родине. Характер человека можно узнать по его поступкам, отношениям с окружающими людьми. Но очень многое о нас могут сказать книги, которые мы читаем. Перед вами любимые произведения Вениамина Александровича Каверина. Но самым любимым был роман Луи Стивенсона “Остров сокровищ”.

Что общего у героев этих книг ? (Вопрос к залу) Конечно, это ум, отвага, жажда приключений, умение выходить победителем из любой ситуации. Герои его романа “Два капитана” также обладают этими качествами . Этот роман имеет реальную историческую основу: полярная экспедиция “Святой Анны” под руководством капитана Л.Г. Брусилова 1912-1914 годов, экспедиция Георгия Яковлевича Седова на “Святом Фоке” и В.А Русанова на “Геркулесе” .

Исследователи проследили по карте маршрут дрейфа “Святой Марии” и сравнили с найденными дневниками капитана Седова, и оказалось, что они полностью совпадают. И уже в наше время, в 1998 году было открыто место первой зимовки многострадальной экспедиции Седова, 2005 - на острове Попова –Чухина нашими российскими полярниками найдены останки пропавшей экспедиции Русанова. Черты характеров этих отважных капитанов, их судьбы, отражены в образе капитана Татаринова.

Внимательно посмотрите на карту, вы увидели здесь очертания северной части Тюменской области.

“Два капитана” - не единственное произведение Вениамина Александровича Каверина. Он автор многих приключенческих романов, и этот роман – лишь первая ступенька к знакомству с его творчеством.

Учитель: Но на нашем корабле появился необычный пассажир. Появляется мальчик. Молодой человек, а вы, кто такой?

Я – Саня Григорьев. Я родился и жил вместе с родителями и сестрой Сашей в городе Энске. Время было голодное, тяжелое и чтобы как-то прокормится, мне приходилось ловить раков и продавать их в пивной. И вот однажды вместо раков я нашёл сумку почтальона, туго набитую письмами. Сумку отобрал городовой, а письма были мокрыми и никуда не годились. Поэтому их забрала наша соседка - тётя Даша. Они принадлежали участникам экспедиции на корабле “Святая Мария”: штурману и капитану Татаринову. Читать я ещё не умел, и тётя Даша читала их вслух каждый вечер. Письмо штурмана она читала чаще других, и я выучил его наизусть. В нём сообщается, что “..Святая Мария” замёрзла ещё в Карском море и с октября 1913 года беспрестанно движется на север вместе с полярными льдами. Она стоит спокойно среди ледяного поля или, вернее, стояла с осени 1913 года до моего ухода. Может быть, она освободиться в этом году, но, по моему мнению, вероятнее, что в будущем, когда она будет приблизительно в том месте, где освободился “Фрам”. Провизии у оставшихся ещё довольно, и её хватит до октября – ноября будущего года. Во всяком случае, спешу Вас уверить, что мы покинули судно не потому, что положение безнадёжно. Конечно, я должен был выполнить предписание командира, но не скрою, что оно шло навстречу моему желанию. Когда я с тринадцатью матросами уходил с судна, Иван Львович вручил мне пакет на имя покойного теперь начальника Гидрографического управления и письмо для Вас. Не рискую посылать их почтой, потому что, оставшись один, дорожу каждым свидетельством моего честного поведения. Поэтому прошу Вас прислать за ним или приехать в Архангельск, так как не менее трёх месяцев я должен провести в больнице”.

Это письмо участника пропавшей экспедиции стало для меня чем –то вроде молитвы – я каждый вечер повторял его, дожидаясь, пока отец придет с работы.

После смерти родителей нас сестрой приютила тётя Даша. Но мне не сиделось на месте, жизнь в городе казалась мне скучной и неинтересной. Я мечтал стать полярным летчиком. Не сразу исполнилась моя мечта. С другом Петькой я убежал из дома, стал беспризорником, пережил и голод, и холод, но девиз, прочитанный в одном из писем, найденных в Энске стал моей путеводной звездой: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”.

Много лет я был летчиком на Крайнем Севере, и где бы ни оказался, везде искал следы пропавшей экспедиции. Исполнить мою мечту мне помогла поддержка моих друзей, также незнакомые мне люди: охотники, оленеводы, ученые. Жизнь доказала, что мы можем добиться много, если у нас есть настоящие друзья.

Учитель: Любое путешествие нуждается в подготовке. Перед путешествием ребята получили задание узнать, а какое впечатление произвели герои романа на людей старшего поколения (родителей, бабушек, дедушек, учителей)?

Послушаем их воспоминания.

Но не только они знают этот роман. Среди нас есть ребята, уже знакомые с этим произведением, поэтому мы предлагаем ответить вам на вопросы по роману. Ну, а для тех, кто его не читал, они может быть станут стимулом познакомиться поближе с Санькой и его друзьями.

Библиотекарь зачитывает вопросы по книге:

Почему автор назвал свой роман “Два капитана”?

Как называлась шхуна капитана Татаринова?

Как узнал Саня об экспедиции капитана Татаринова и шхуне “Святая Мария”?

Ответ: Сумка почтальона, выброшенная речной волной; в ней были письма.

На примере какой птицы ребят обучали в детском доме всем наукам? Назовите предметы?

Ответ: Утка. Русский язык, естествознание, география.

Назовите главных героев романа “Два капитана”?  Какой клятвой скрепили свою дружбу ребята?  Из скольких человек состояла команда экспедиции капитана Татаринова?

Ответ: из 30 человек.

Какое главное событие во время войны присутствует в романе?

Ответ: Ленинградская блокада.

Как назвала мужа Мария Васильевна?

Ответ: Монтигомо Ястребиный коготь. (Из рассказа А.П.Чехова)

Какое увлечение у ребят было в школе?

Ответ: театр.

Какими бы взаимоотношения Сани и Николая Антоновича?

Главная цель, к которой стремился Саня на протяжении всего романа

Ответ: найти экспедицию капитана Татаринова.

С каким литературным героем пытался сравнить себя Саня?

Ответ: Овод. (Автор Элилиан Войнич)

Профессия, на которую выучился Саня?

Ответ: военный летчик.

На какой марке самолёта учился летать Саня?

Ответ: “У-1”.

Как звали учителя литературы в школе, где учился Саня?

Ответ: Лихо.

Какой предмет оставил Сане Иван Иванович?

Ответ: Стетоскоп.

Кем по родственной линии приходился Николай Антонович капитану Татаринову?

Ответ: двоюродный брат.

Из какого города начинается повествование романа?

Ответ: г.Энск.

Какую подлость совершил Ромашов по отношению Сани Григорьева до войны и во время войны?

Ответ: до войны – написал донос. А потом бросил его в лесу в окружении немце тяжело раненого.

Учитель: В мире не так уж и много памятников литературным героям. Но у нас в стране открыт музей, посвященный роману “Два капитана”, и, конечно, памятник двум капитанам.

Учитель: Такой чести наши герои удостоились потому, что были по-настоящему сильными, смелыми людьми, патриотами своей страны, не жалели сил, здоровья, а иногда и самой жизни д для того, чтобы наша страна была по настоящему сильной, уважаемой державой. Это подтверждает одно из последних писем капитана Татаринова : “ Дорогая моя Машенька, как-то вы будете жить без меня! И Катя, Катя! Я знаю, кто мог бы помочь вам, но в эти последние часы моей жизни не хочу называть его. Не судьба была мне открыто высказать ему всё, что за эти годы накипело на сердце. В нём воплотилось для меня та сила, которая всегда связывала меня по рукам и ногам, и горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить, если бы мне не то что помогли, а хотя бы не мешали. Что делать? Одно утешение - что моими трудами открыты и присоединены к России новые обширные земли.”

Санька: Но не только об этом роман. Прочитав его, вы узнаете, почему я не смог уберечь отца от тюрьмы, хотя знал, что он не виноват, кто вылечил мою немоту (я до 8 лет не мог говорить, хотя всё слышал), как сложилась моя судьба и жизнь моих друзей и родных, обстоятельства моего знакомства с сёмьёй капитана Татаринова и многое другое. Я надеюсь, что роман будет вашей настольной книгой и настоящим другом.

Учитель: мы учимся и работаем в одной школе. Её успехи и неудачи - это наши с вами взлёты и падения. Только оттого как мы с вами относимся к своим обязанностям, стремимся принести пользу и себе, и своим друзьям, и своим коллегам зависит авторитет нашей школы. Я предлагаю, взяться за руки и повторить девиз, ставший путеводной звездой двух капитанов:

“БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ”

Презентация