Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 гг. о России говорили как о “самой читающей стране мира”. Многие исследователи утверждают, что это был сравнительно устойчивый образ-миф, но, в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Чудинова В.П. отмечает, что Россия была обществом, которое социологи называли “литературноцентристским”. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения “серьезной” литературы, классики, произведений в “толстых журналах”, книгособирательство и создание своих домашних библиотек - все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране.
Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения, - все эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении. Накапливающиеся проблемы, часть из которых далеко не всегда сразу осознается, привели к тому, что картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились [5].
Кризис детского чтения проявил себя более всего в утрате интереса школьников к этому виду занятий. Для значительной части нынешних детей чтение – всего лишь ординарная учебная деятельность, не вызывающая радости. И.И.Тихомирова проводила опрос школьников в ряде петербургских школ. Их определения, данные чтению – “мучительное”, “нудное”, “скучное”, “утомительное”, “трудное”, “тоскливое”, “однообразное”, “тягостное”, “заурядное” - говорят сами за себя. Негативных определений среди общей массы формулировок свыше 30 %. Есть основание полагать, что подобное отношение школьников к чтению не новость и для других городов России [3, с. 14].
Актуальность темы и проблемы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречием между возрастающим значением чтения в усвоении содержания общего среднего образования как особого социокультурного фактора и снижением интереса к чтению у младших школьников. Чтение текста проигрывает аудиовизуальному восприятию по скорости передачи информации и легкости усвоения содержания, это тревожащее положение, так как чтение текста - это ключ к полноценной жизни в современном обществе, определяющим уровень культуры будущего, так как именно чтение формирует качества просвещенной, духовно зрелой, культурной и социально ценной личности. Интерес к чтению мы определяем как – активную познавательную потребность, связанную с осознанным, устойчивым стремлением переживать положительные эмоции и чувства, которые возникают в процессе ознакомления, постижения и осмысления текста.
Актуальность на научно-теоретическом уровне связана с существованием противоположных точек зрения и мнений на развитие интереса к чтению. Для воспитания привычки, потребности к чтению учителя традиционно рассчитывают на прилежание и дисциплину, в то время как авторы инновационных систем (Т.С.Троицкая [4] и др.) предлагают делать ставку на интерес и увлечение. М.И.Оморокова, И.А.Раппопорт – при составлении пособий руководствуются тематическим принципом отбора и организации материала. Интерес к чтению связывают с познавательным интересом, направленным на реальную жизнь. С одной стороны такой отбор оправдан понятностью и доступностью для младшего школьника, с другой – способствует развитию наивно-реалистического реализма.
В настоящее время, это отмечают многие исследователи детского чтения, художественный текст часто используется для формирования навыка чтения, воспитания личностных качеств ребенка и расширения его кругозора, но этим нельзя оправдать глубокого пренебрежения к ценности художественного текста, которое в конечном счете отвращает детей от чтения.
На научно-методическом уровне актуальность вызвана несоответствием между значительной эффективностью ситуативного анализа для развития интереса к чтению у младших школьников и отсутствием научно-обоснованного, педагогически целесообразного, методического и технологического инструментария для этого. Современная методика обучения чтению вызывает отторжение от литературы в целом и от художественного текста в частности - во многом благодаря принудительному характеру обучения.
Для определения понятия “ситуативный анализ” определим понятие “ситуация”. В педагогике оно не новое и чаще всего упоминается в сочетании со словом “педагогическая” и используется в педагогической деятельности. К.Д.Ушинский говорил о труднопредсказуемых педагогических ситуациях в работе учителя, С.Т.Шацкий разрабатывал вопросы решения сложных педагогических ситуаций. Учителя целенаправленно используют ситуации как условия (ситуация успеха, ситуация выбора и др.). Мы используем ситуацию как средство, средство развития интереса к чтению. В настоящее время изучается природа и сущность личностно ориентированной ситуации, так как она является для педагога с одной стороны средством и целью с другой стороны. Термин “личностно ориентированная ситуация” достаточно новый. Учебную ситуацию исследователи обозначают по-разному: Е.А.Крюкова говорит о личностно-развивающейся педагогической ситуации, у Т.В.Лавриковой речь идет о личностно-утверждающей ситуации, В.В.Сериков использует термин “личностно ориентированная учебная ситуация” или “личностно ориентированная педагогическая ситуация”. С.В.Белова, А.В.Зеленцова, М.А.Олейник отмечают необходимость и целесообразность создания на уроке личностно ориентированных ситуаций – таких учебных ситуаций, в которых востребуются проявления личностной позиции (личностных функций) обучаемого. Такими личностными функциями являются рефлексия, избирательность, смыслоопределение, самореализация, социальная ответственность. М.И.Лукьянова, Н.А.Разина [1] говорили об учебных ситуациях и рассматривали их как основу и механизм реализации личностно-ориентированного урока, изучали структуру и признаки личностно-ориентированной ситуации и методы, обеспечивающие ее создание.
Ситуативный анализ художественного текста является результатом личностно ориентированной ситуации и данный термин ранее в исследованиях не встречался. Ситуативный анализ рассматривается нами как научно организованное драматизированное взаимодействие педагога и учащихся для усиления смыслового восприятия, ограниченного рамками урока, объема учебной информации в целях формирования ценностного отношение к художественному тексту, что в свою очередь развивает интерес к чтению у младших школьников.
В структуре ситуативного анализа художественного текста, мы выделили следующие составные части: конкретизация – получение представлений об объеме текста и принятие решения о возможности его прочтения и восприятия; обращение к витагенному опыту – привлекательно то, что переживают литературные герои и затрагивает пережитое; проблематизация – то, что вызывает желание вмешаться в действие на стороне положительного героя; детализация – привлекательность в описании привычных и знакомых действий для читателя; динамизация - привлекательность в описании движения, стремительного развития событий; диалогизация – привлекательность для прочтения его по ролям; визуализация – дающая наглядное воплощение художественных образов; эмотизация – “заражение” ученика эмоциями и чувствами, которые испытывает педагог в процессе учебного прочтения художественного текста; “погружение” - вовлечение ученика в воображаемую, виртуальную реальность литературного произведения; личностная ориентация – ориентация на автора, создавшего художественный текст.
Структура ситуативного анализа художественного текста содержит компоненты, которые образуются в результате целенаправленного, специально-организованного взаимодействия педагога и учащихся. Элементы ситуативного анализа формируются на определенных этапах: до чтения, во время чтения, после чтения. Это трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг, разработанный профессором Н.Н.Светловской [2]. Такой подход рационален и как показывает практика работы, позволяет добиваться высоких результатов обучения. Технология работы с художественным текстом, предлагаемая нами, также содержит три этапа и на каждом из них, работая с элементами ситуативного анализа появляется возможность формировать ценностное отношение к тексту, что в свою очередь развивает интерес к чтению текста. Мы предлагаем учитывать половые различия младших школьников в восприятии, осмыслении художественного текста, что помогает развивать интерес к чтению.
Зависимость образования ценностей при чтении художественного текста и структуры ситуативного анализа на разных этапах освоения текста представлена в таблице 1.
Таблица 1
Этапы Структура |
Работа до чтения |
Во время чтения |
После чтения |
Конкретизация | Ценность как источника нового, содержащего незнание | ||
Обращение к витагенному опыту | Ценность сопереживания, сосуществования с литературным героем, ценность “СОБЫТИЯ” | В результате осмысления
текста появляется осознание его
интеллектуальной ценности Виртуальная ценность во время чтения текста ценность эмоцион .воздействия Ценность полного образного представления, в полной характеристике героя |
|
Проблематизация | |||
Детализация | |||
Динамизация | Коммуникативная ценность | ||
Диалогизация | Удовольствие от
предстоящих эмоций
Источник новых переживаний |
||
Визуализация | Эстетическая ценность (знакомство с прекрасным) |
||
Эмотизация | |||
Погруение | |||
Личностная ориентация |
Опираясь на результаты исследований педагогов, психологов, собственную десятилетнюю педагогическую практику был сделан вывод о результативности применения технологии.
Литература
- Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика: Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И.Лукьяновой./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. 76 с.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991. с.200.
- Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить?/ Школьная библиотека. 2001. № 6 с. 14–17.
- Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников. Коммуникативно-деятельностный подход. Монография. М.:АПКиПРО, 2004. 248 с.
- Чудинова В.П. Функциональная неграмотность – проблема развитых стран // Социологические исследования. 1994. № 3. с.98–102.