Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Полноценная речь ребенка – непременное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить дислалию еще в дошкольном возрасте, до того как она превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается интенсивно, а главное – она гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии в дошкольный период преодолеваются легче и быстрее. Неустраненная в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. У ребенка может возникнуть целая цепь нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, приводит к нарушению письма и чтения.
В наше время очевидной стала потребность в более действенном, более эффективном, а главное научно-обоснованном методическом подходе к устранению такого недуга, как дислалия.
Многие тяжелые нарушения устной, а затем и письменной речи устраняются с помощью правильно подобранной коррекционной работы. Сущность воздействия заключается в системе педагогического воздействия:
- ранняя диагностика и точное определение дефекта речи ребенка;
- исследование нарушений речи окружающих;
- на основании проведенного исследования сделать вывод;
- подбор комплекса методик;
- создание ситуаций стимулирующих речь ребенка;
- обеспечить благоприятное окружение;
- создать развивающую среду;
- привлечь родителей к сотрудничеству;
- создать психологический микроклимат.
К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют неуверенность в себе, закомплексованность, не желание заниматься и др.
Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь. Наша практика показывает, что ребенку логопату при систематической работе речевой дефект можно исправить. Мы изменяем форму и содержание обучающих занятий.
Состояние теории и практики обучения побуждает к созданию других моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в речевом развитии, обучении, общении, поведении. Мы используем следующее:
- в игровой деятельности (развитие мелкой и общей моторики; сюжетно-ролевые, пальчиковые игры, массаж кистей рук; подвижные игры различной направленности и тематики);
- на логоритмических занятиях (голосовые и дыхательные упражнения; на формирование выразительных средств мимики, жестов и движений; изучение поз и походки; динамические упражнения, ритмические упражнения, пальчиковые игры, пение, игры на музыкальных инструментах, речедвигательные упражнения, танец);
- воспитательные занятия (игры на внимание, память, мышление; на сосредоточенность; черт характера);
- воздействие на макросоциальную среду (на развитие коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений);
- для снятия эмоционального и мышечного напряжения (релаксация, аутотренинги);
- логопедическая работа (помощь в усвоении навыка правильной речи и знаний для дальнейшего обучения и воспитания в условиях нормально говорящих сверстников; отрабатывается ритмическая структура слова, отрабатывается четкое произношение звуков, работа по уточнению и обобщению словаря, формируются грамматические категории; развивается слух и речевое восприятие);
Работа ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Весь комплекс работы ведется последовательно, с постепенным усложнением, повторяемостью.
Логопед как основной специалист по борьбе с дефектом речи, в целом организует комплексную психолого-педагогическую коррекционную работу необходимых специалистов: воспитателей, педагога-психолога, инструктора физической культуры, музыкального руководителя, психиатра, инструктора ЛФК и др. применяющих свои методы и средства в работе с детьми.
В современных условиях вопрос овладения умениями по организации и содержанию комплексного психолого-логопедического сопровождения учащихся начальной школы и детей дошкольного возраста является актуальным, так как совершенствование умений вербального общения детей с нарушениями речи становится важным для общества. Общество заинтересованно в облегчении процесса социальной адаптации ребенка с нарушениями речи путем коррекции речевого общения детей в ситуациях вербального и невербального поведения.
Анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы показал, что вопрос о психолого-логопедическом сопровождении детей-логопатов в настоящее время детально не изучен.
В отечественной логопедии разработаны и в нашем МОУ применяются ряд комплексных систем по устранению дислалии. В практике педагоги применяют известные методики в соответствии с контингентом детей, их индивидуально-психологическими особенностями. Методики направлены на организацию работы по исправлению дислалии в рамках программы воспитания детей в детском саду, поскольку дети, усвоив навыки правильной речи и знания, определенной программой, далее обучаются и воспитываются в условиях нормально говорящих сверстников. Логопедическое воздействие, направленное на собственно речевое расстройство и связанные и ними отклонения в поведении, формирование психических функций и т.п. помогают дошкольнику социально адаптироваться в среде нормально говорящих сверстников и взрослых.
Эффективность работы по устранению дислалии у детей в условиях специального детского сада может быть достигнута при тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, тренера по физкультуре. Все специалисты детского сада составляют план своей работы с группой, ориентируясь на перспективный план учителя-логопеда.
Для осуществления взаимодействия с воспитателями ведется специальная тетрадь, в которой содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим заданиям и на закрепление навыков пользователя самостоятельной речью с указанием детей и формы речи, доступной каждому ребенку. Перечень тем занятий целесообразно планировать сроком на 1 месяц. Конкретные задания логопед планирует по лексической теме на 1–2 недели. В тетради отражается взаимосвязь логопеда и воспитателей по исправлению звукопроизношения у детей: указывается имя ребенка и конкретный речевой материал, содержащийся в индивидуальной тетради ребенка.
Психолог-дефектолог детского сада планирует свою работу с учетом лексических тем и этапа в коррекции знаний. Вместе с тем психолог дает рекомендации логопеду и воспитателям по индивидуально-психологическим особенностям каждого ребенка.
Музыкальный руководитель осуществляет задачи массового д/сада. Однако большое внимание он направляет на формирование регуляторных механизмов общего и речевого поведения, развитию внимания.
В свои занятия музыкальный руководитель включает упражнения, направленные на воспитание наблюдательности, умения последовательно воспроизводить ряд движений, способность переключится с одного движения на другое, удерживать в памяти несколько движений.
К сотрудничеству привлекаются родители, логопед заносит в тетрадь связи с родителями задания, которые выполняются и закрепляются дома.
Все занятия проходят в игровой форме, чтобы вызвать живой интерес. Уважительное, доброжелательное отношение к детям, к их потребностям. Недопустимость малейшего пренебрежения их настроением, самочувствием. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его значимость и уникальность. Недопустимы упреки и порицания за неуспех.
- успех переживается детьми как радость (ввиду положительного психологического настроя);
- позитивная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка;
- развивается способность к самостоятельной оценке своей работы;
- создается чувство безопасности, чтобы свободно исследовать и выражать свое “Я”;
- ценится постепенность коррекционно-развивающегося процесса, не предусматривается попытка его ускорить.
Таким образом, достижение уровня морфологического, функционального и психологического развития ребенка, определяющего школьную готовность, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка должно являться главной задачей всех педагогов МОУ работающих с детьми, имеющими проблемы речевого развития. Помощь в усвоении навыков правильной речи и знаний для дальнейшего обучения и воспитания для социальной адаптации в условиях нормально говорящих сверстников и взрослых.
Литература
1. Е.М. Мастюкова “Если ваш ребенок отстает в развитии”.
2. Е.М. Минскин “От игры к занятиям”.
3. “Модель совместной работы всех специалистов ДОУ с детьми в условиях дифференцированной коррекционной системы” (из опыта работы логопедов, воспитателей, психологов).
4. М.А. Поваляева “Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей”.
5. М.А. Поваляева “Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике”.
6. Г.В. Беденко “Педагогическая диагностика коррекции речи”.