Урок по теме "Алгебра высказываний" в 10-м профильном классе (информационно-технологический)

Разделы: Информатика


Цели урока:

Образовательные

  • Получить представление об алгебре высказываний.
  • Введение понятия сложного высказывания.
  • Познакомить учащихся с основными логическими операциями.
  • Построение таблиц истинности сложных высказываний.

Развивающие

  • Развитие познавательной деятельности.
  • Развитие умения анализировать, делать обобщающие выводы.

Воспитательные

  • Понимание связей между другими учащимися, культурой поведения.

ЦОР: Презентации “История логики” [приложение 1], “Формы мышления” [приложение 2] .

План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Что изучает логика? Какими основными понятиями оперирует логика?
    3. Откуда произошла алгебра высказываний? Сообщение учащегося.
    4. Как получаются сложные высказывания? Логические операции.
    5. Готовимся к ЕГЭ. Закрепление знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Постановка проблемы:

  1. Что общего у алгебры с алгеброй логики?
  2. Какие операции есть в алгебре логики и как они обозначаются?
  3. Что будет результатом операции?
  4. Какие логические операции мы используем при формулировке теорем?

II. Актуализация.

Фронтальный опрос “Что такое логика? Основные понятия логики”.

Вопросы для повторения:

Что изучает логика? Какими основными понятиями оперирует логика?

Что такое “понятие” с точки зрения логики? Приведите примеры.

Какие две стороны можно выделить в понятии?

Что такое высказывание? Какие виды высказываний Вы знаете (Привести примеры общих, частных и единичных высказываний)

Из данных предложений выберите те, которые являются высказываниями, и обоснуйте свой выбор.

  • Наполеон был французским императором.
  • Чему равно расстояние от Земли до Марса?
  • Внимание! Посмотрите направо.
  • Электрон – элементарная частица.
  • Не нарушайте правил дорожного движения!
  • Полярная звезда находится в созвездии малой медведицы.
  • Не все то золото, что блестит.

Объясните, почему формулировка любой теоремы является высказыванием.

Какие из приведенных примеров являются частными высказываниями, а какие общими?

  • Не все книги содержат полезную информацию.
  • Кошка является домашним животным.
  • Некоторые ученики двоечники.
  • Все ананасы приятны на вкус.
  • Многие растения обладают целебными свойствами.
  • Любой неразумный человек ходит на руках.
  • А – первая буква в алфавите.

Посредством чего выводятся новые знания о предметах?

Какого вида умозаключения вы знаете?

Приведите примеры дедуктивных, индуктивных умозаключений и по аналогии.

III. Формирование новых знаний.

Небольшое сообщение учащегося о том, как и когда возникла алгебра высказываний.

Можно использовать презентацию “История логики” [приложение 1].

Учитель. Исследования в алгебре логики тесно связаны с изучением высказываний. С помощью высказываний мы устанавливаем свойства, взаимосвязи с объектами. Высказывание истинно, если оно адекватно отображает эту связь, в противном случае оно ложно.

Определение. Высказывание называется простым, если никакая его часть не является высказыванием.

Употребляемые в обычной речи связки “и”, “или”, “не”, “если …, то…”, “тогда и только тогда, когда…” и т.п. позволяют из уже заданных высказываний строить новые сложные высказывания. Это и есть логические операции, подобно сложению, умножению в обычной алгебре.

Истинность или ложность полученных т.о. высказываний зависит от истинности или ложности исходных высказываний и соответствующей трактовки связок как логических операций над высказываниями.

Для обозначения истинности, как правило, используются знаки “И” и “1”, а для обозначения ложности – символы “Л” и “0”.

Логическая операция может быть описана таблицей истинности, указывающей какие значения принимает сложное высказывание при всех возможных значениях простых высказываний.

Рассмотрим логические операции.

1. Конъюнкция.

Определение. Высказывание, составленное из двух и более высказываний путем объединения их связкой “И”, называется конъюнкцией или логическим умножением.

Вопрос: Когда же новое высказывание, построенное таким образом, будет истинным?

Здесь можно порассуждать с ребятами, взяв в качестве простых высказываний очевидные А={2*2=4} и В={2*2=5} и др. Делаем вывод:

Высказывая конъюнкцию, мы утверждаем, что выполняются оба этих события, о которых идет речь.

Например, сообщая {Петровы поехали на дачу и взяли с собой собаку} мы выражаем в одном высказывании свое убеждение, что произошли оба этих события.

Формулируем правило.

Правило. Составное высказывание, образованное с помощью конъюнкции, истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые высказывания.

Обозначение. АВ, А&В, А*В, А and В.

Таблица истинности.

А

В

А&В

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Задание. Приведите примеры конъюнкции.

Пример. Рассмотрим два высказывания А={Завтра будет мороз}, и В={Завтра будет идти снег}. Новое высказывание А&В истинно лишь в случае, когда будут истинны оба этих высказывания.

В русском языке конъюнкции также соответствуют, кроме союза “и”, связки “а” и “но”.

2. Дизъюнкция.

Определение. Высказывание, составленное из двух и более высказываний путем объединения их связкой “ИЛИ”, называется дизъюнкцией или логическим сложением.

Аналогично, рассуждаем на предмет истинности сложного высказывания, построенного с помощью “или” на примерах, очевидных для ребят.

Формулируем вывод:

В высказываниях, содержащих связку “ИЛИ”, указывается на существование двух или нескольких возможных событий, из которых хотя бы одно должно быть осуществлено.

Например, сообщая {Толя пьет чай или читает книгу} мы выражаем в одном высказывании свое убеждение, что произошло хотя бы одно из этих событий.

Формулируем правило.

Правило. Составное высказывание, образованное с помощью дизъюнкции, истинно тогда, когда истинно хотя бы одно, входящих в него простых высказывания.

Обозначение. АВ, А+В, А or В.

Таблица истинности.

А

В

АВ

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Задание. Приведите примеры.

Пример. Пусть А={Колумб был в Индии}, и В={Колумб был в Египте}.

Высказывание АВ будет истинно как в случае, если Колумб был в Индии, но не был в Египте, так и в случае, если он был в Египте, но не был в Индии. Но это высказывание будет ложно, т.к. он не был ни в Индии, ни в Египте.

3. Исключающее “ИЛИ”.

Союз “или” может применяться в речи и в другом, исключающем смысле. Тогда он соответствует другому высказыванию – разделительной или строгой дизъюнкции.

Определение. Высказывание, составленное из двух и более высказываний путем объединения их связкой “ЛИБО”, называется разделительной дизъюнкцией (строгой), исключающим “или”, сложением по модулю 2.

В отличие от обычной дизъюнкции мы утверждаем, что произойдет одно событие из двух.

Например, {Толя пьет чай или молоко}, {Коля сидит на трибуне А или на трибуне Б}.

Формулируем правило.

Правило. Строгая или разделительная дизъюнкция – логическая операция, которая ставит в соответствие двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда ровно одно из высказываний истинно.

Обозначение. АВ.

Таблица истинности.

А

В

АВ

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

Задание. Приведите примеры.

Пример. Пусть А={Кошка охотится за мышами}, В={Кошка спит на диване}. Новое высказывание АВ будет истинны в двух случаях, когда кошка охотится за мышами или когда кошка мирно спит. Это высказывание будет ложным, если кошка не делает ни того, ни другого, ровно как и в случае, когда предполагается, что оба события будут происходить одновременно.

4. Инверсия.

Определение. Отрицание (инверсия) – логическая операция, которая каждому элементарному высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.

В русском языке для построения отрицания используется связка “неверно, что”.

Вопрос: Когда же новое высказывание, построенное таким образом, будет истинным?

Инверсия обращает истинное высказывание в ложное, а ложное в истинное.

Задание. Приведите примеры.

Пример. Отрицанием высказывания {У меня дома есть компьютер} будет высказывание {Неверно, что у меня дома есть компьютер} или, что то же самое {У меня дома нет компьютера}.

Обозначение. ¬А

Таблица истинности.

А

¬А

0

1

1

0

Примеры.

1. Отрицанием высказывания (Я не знаю татарского языка) будет высказывание (Неверно, что я не знаю татарского языка) или (Я знаю татарский язык).

2. Отрицанием высказывания {Все юноши 11-х классов — отличники) является высказывание {Неверно, что все юноши 11-х классов — отличники) или {Не все юноши 11-х классов — отличники) или другими словами, {Некоторые юноши 11-х классов — не отличники).

На первый взгляд кажется, что построить отрицание к заданному высказыванию достаточно просто. Однако это не так.

Пример 1. Высказывание {Все юноши 11-х классов — не отличники) не является отрицанием высказывания (Все юноши 11-х классов — отличники). Объясняется это следующим образом. Высказывание {Все юноши 11-х классов — отличники) ложно. Отрицанием к ложному высказыванию должно быть высказывание, являющееся истинным. Но высказывание (Все юноши 11-х классов не отличники) не является истинным, так как среди одиннадцатиклассников есть как отличники, так и не отличники.

Пример 2. Для высказывания (На стоянке стоят красные “Жигули”} следующие предложения отрицаниями являться не будут:

1) (На стоянке стоят не красные “Жигули”);

2) (На стоянке стоит белый “Мерседес”);

З) {Красные “Жигули” стоят не на стоянке).

Разобраться в этом примере предлагается самостоятельно. Класс делится на группы, внутри группы обсуждается этот пример, затем спикеры высказывают свое мнение от имени группы.

Проанализировав приведенные примеры, можно вывести полезное правило.

Правило построения отрицания к простому высказыванию:

При построении отрицания к простому высказыванию либо используется речевой оборот “неверно, что”, либо отрицание строится к сказуемому, тогда к сказуемому добавляется частица “не”, при этом слово “все” заменяется на “некоторые” и наоборот.

Задание. Постройте отрицание для высказываний:

  • Все ребята умеют плавать.
  • Невозможно создать вечный двигатель.
  • Каждый человек – художник.
  • Человек все может.
  • Сегодня в театре идет опера “Евгений Онегин”.

5. Приоритет операций.

Каждое составное высказывание можно выразить в виде формулы (логического выражения), в которую войдут символы, обозначающие высказывания и их отрицания, соединенные знаками логических операций.

Старшинство операций:

  1. Инверсия
  2. Конъюнкция
  3. Дизъюнкция

Задание. Расставить порядок действий логического выражения

.

IV. Закрепление изученного.

Следующие задания выполняются самостоятельно, затем идет обсуждение решения.

Задания для учащихся:

1. В следующих высказываниях выделите простые, обозначив каждое их них буквой; запишите с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание.

а) Число 376 четное и трехзначное.

б) Зимой дети катаются на коньках или на лыжах.

в) Новый год мы встретим на даче либо на Красной площади.

г) Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.

д) Если 14 октября будет солнечным, то зима будет теплой.

е) Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым.

ж) На уроке математики старшеклассники отвечали на вопросы учителя, а также писали самостоятельную работу.

3. Являются ли отрицаниями друг друга следующие пары предложений? Обсуждение.

а) Он — мой друг. Он — мой враг.

б) Большой дом. Небольшой дом.

в) Большой дом. Маленький дом.

г) Х> 2. Х < 2.

4. Пусть р = {Ане нравятся уроки математики}, а q = {Ане нравятся уроки химии}. Выразите следующие формулы на естественном языке. Комментирование.

Далее идет работа групповая работа по карточкам и обсуждение выполненных заданий.

Карточки

К-1

Определите значения логических переменных a, b, c, d, если:

  • а и (Марс – планета) – истинное высказывание;
  • b и (Марс – планета) – ложное высказывание;
  • c или (Солнце – спутник Земли) – истинное высказывание;
  • d или (Солнце – спутник Земли) – ложное высказывание.

К-2

Определите значения логических переменных a, b, c, d, если:

  • а или (1 литр молока дороже 1 кг сливочного масла) – истинно;
  • b и (1 литр молока дороже 1 кг сливочного масла) – ложно;
  • c или (масло дороже творога) – истинно;
  • d и (масло дороже творога) – ложное высказывание.

К-3

Пусть а= “эта ночь звездная”, а b = “эта ночь холодная”. Выразите следующие формулы на обычном языке:

  • а и b;
  • а и не b ;
  • не а и не b;

Дополнительное задание – задания из ЕГЭ.

Задания из ЕГЭ

А10. При каких значениях переменных логическое вадание. Расставить порядок действий логического выражения.еского выражения), в которую войдут символы , обозначающие высказываныражение

¬(М = N) v ¬(М <Р) принимает значение “Ложь”?

  1. M=1; N=1; P=0
  2. M=-1; N=-1; P=0
  3. M=1; N=1; P=0
  4. M=0; N=0; P=-1

Ответ: 2.

А12. Из двух высказываний “дядя Федор и кот Матроскии не любят Молоко” и “Кот Матроскин не любит” Молоко одно ложно, а другое истинно. Кто из них не любит молоко?

1) Оба не любят молоко.

2) Оба любят Молоко.

З) Кот Матроскин любит Молоко, а дядя Федор нет.

4) дядя Федор любит молоко, а Кот Матроскин — нет.

Ответ: 4.

V. Домашнее задание.

Учебник: Угринович, 10–11 кл., п.3.2 (с.125–129), упр. 3.1.

Придумать примеры для каждой логической операции.

VI. Итоги урока.

Вопросы для подведения итога урока:

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Как мы можем получить сложные высказывания из нескольких простых?
  • Какие логические операции вы теперь знаете?
  • Отчего зависит истинность сложного высказывания?

Литература

  1. Математические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие / Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. М.:Лаборатория базовых знаний, 2001.
  3. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н.Н.Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.