Традиционно считается, что в школе “дают знания”, а ученики их “получают”. В основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика – “потребителя”, установка которого заключается в том, что все (школа, государство) должны ему дать в готовом виде, а его задача – только “взять”. Такой выпускник не сможет успешно войти в социум и самоопределиться в жизни. Современная общественная ситуация актуализирует проблему воспитания человека, умеющего учиться, соответствовать жизненным задачам, приспособленного жить без постоян-ного руководства. Программа развития нашей школы “Формирование социально – активной личности” разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, в которой целевая направленность современной школы связывается с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков. Деятельность нашей школы направлена на развитие потребностей и способностей личности к жизненному самоопределению, на формирование развития его социальной активности. В рамках реализации программы находится моя тема: “Формирование коммуникативных умений учащихся начальной школы посредством учебной деятельности в системе развивающего обучения”.
Сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых ребёнок становится субъектом, обучается ради самоизменения, когда его развитие из случайного превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Эта задача решается последовательно: на первом этапе (начальная школа) обучение формирует у ребёнка потребность и способность к самоизменению с тем, чтобы в последующие годы развить эту способность и создать условия для её максимальной реализации (Г.В.Репкина). Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, впоследствии чего она и начинает выступать в качестве его основы развития. Превращение ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание развития школьника в процессе начального обучения. Ребёнок может участвовать в учебном процессе как субъект только в том случае, если он приобретает способность самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач.
Условиями успешного формирования самостоятельности учащихся является совместная выработка правил, алгоритмов, определений, инициирование детского поиска по решению задач в форме вопросов учителя. Основным методом является учебный диалог, где обсуждается необходимая информация, соответствующая задачам урока. И.А. Зимняя считает, что в совместной деятельности у детей формируются рефлексивные и коммуникативные умения.
Коммуникативная компетентность – качество личности, необходимое для достижения жизненного успеха. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организовывая взаимодействие учеников друг с другом. Коммуникативная компетентность является необходимой составляющей коммуникативной культуры и профессиональной компетентности педагога и специалиста любой другой специальности. Данный феномен исследовался многими авторами: Н.В. Кузьмин, А.К. Маркова, Л.А. Петровская. В настоящее время существует ряд технологий, в которых косвенно развивается коммуникативная компетентность учеников, поскольку сама технология предполагает активное взаимодействие. Для формирования у учащихся коммуникативной культуры я опираюсь на принцип деятельности и принцип “выращивания”, который был разработан О.С. Анисимовым. Это принцип предполагает сознательный учёт педагогом индивидуальных качеств ученика в соответствии с социокультурными требованиями. В процессе учебного сотрудничества формируются следующие коммуникативные умения:
- вступать в предметную дискуссию;
- понять точку зрения другого;
- оценить содержательно достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников;
- согласовывать разные точки зрения.
Основой коммуникативного сотрудничества является формирование умения слушать. С первого класса обращаю внимание на ситуации, когда большинство детей не могут повторить просьбу учителя, адресованную им в устной форме, либо повторить высказывания товарища. Исследование таких ситуаций позволяет учащимся глубоко понять ответ на вопрос “Зачем надо слушать?”. На основании этого формируется представление о позиции “слушатель”.
Формирование позиции “понимающий” происходит тогда, когда автор высказывания не соглашается с тем, как его поняли другие дети. А также в спорных моментах, когда большинство учеников не могут определить причину конкретного спора, возникшего на уроке. На этом этапе вводится терминология “Правильно ли я тебя понял (а), что…”. Происходит процесс сравнения мнения каждого “понимающего” с мнением “автора”. Процесс заканчивается тремя вариантами результата:
- Я думал(а) так же, как и автор высказывания, поэтому я согласен.
- Я думал(а) так же, как и автор высказывания, но у меня есть ещё информация по этому вопросу, поэтому я хочу дополнить, уточнить высказывание автора.
- Я думаю по – другому, поэтому я не согласен.
Чтобы увидеть мнение каждого ребёнка, ввожу знаковое обозначение “согласие”, “не согласие”. Неоднократно задаю вопросы “С чем не согласны?”.
Ситуация, когда возникают разные мнения по одному и тому же вопросу, позволяет формировать у учащихся представление о позиции “критик”, учит согласовывать эти мнения, чтобы получить результат решения общей проблемы. Таким образом, у каждого ученика формируется глубокое понимание позиций “автор”, “слушатель”, ”понимающий”, “критик”.
Организация коммуникации в учебном процессе позволяет увидеть существенные различия:
1 класс
- большое количество высказываний учителя;
- хоровые ответы детей;
- понимание на уровне копирования, подражания;
4 класс
- в основном высказываются дети;
- уровень самостоятельности возрос;
- глубокое понимание позиции собеседника, мышление в логике другого человека;
ТЕХНОЛОГИЯ
Коммуникативные умения я формирую с помощью рефлексии на основе учебной деятельности учащихся. Учебную деятельность организую по следующей схеме:
Этапы, содержания и умения представляю в виде следующей таблицы, в которой выделены важные процессы учебного сотрудничества.
Этапы деятельности | Содержание этапа | Рефлексивные умения | Коммуникативные умения |
Актуализация опорных знаний | Отбор содержаний в рамках темы
урока, либо проверка домашнего задания. Вспомните, какое задание вы выполняли? Как? Что получили? Докажите свой ответ. Вывод в форме знакомого способа, алгоритма.
|
- анализируют свою совершённую
деятельность; - объясняют и доказывают результат; |
- выступают в роли автора, слушателя, понимающего; |
Понимание задания. | Чтение задания. Зачем надо
читать задание? Кто желает быть в роли
“понимающего” Что в это время делают другие?
Зачем надо слушать товарища? Кто желает понять услышанное содержание? Кто согласен? Почему? Кто желает дополнить высказывание товарища? Какие действия будете совершать при выполнении задания? Что получите в результате деятельности? |
- анализируют записанный текст: о
чём говорится, что говорится? - раскрывают смысл терминов; - планируют учебные действия; - планируют результат своих действий; |
- выступают в роли автора,
понимающего, критика; - уважительно относятся к мнению одноклассников; |
Самостоятельная деятельность по получению новых знаний, умений. | Метод наблюдения. Предъявление и сравнение результатов; Целенаправленно прошу предъявить результаты тех детей, у которых они разные, чтобы организовать противоговорение; |
- самостоятельно выполняют
учебное задание; - сравнивают свой результат с результатом своих одноклассников; - определяют причины затруднений в деятельности; |
- адекватно относятся к
результатам других учеников; - свободно выражают своё мнение; |
Формулировка проблемы. | Сравните результаты, у кого
такой же ответ? У кого другой? Кто не получил
результат? Почему? Кому было трудно выполнять
задание? Проблемный вопрос. Может ли быть так, чтобы при выполнении одинакового задания получились разные результаты? Как узнать, кто прав? Почему не можем договориться? |
- формулируют проблему; - осознают цели предстоящей деятельности; |
|
Рефлексия | Описание деятельности. Рассказ конкретных учеников о том, в какой последовательности и как они выполняли учебные действия. Критика. У кого есть вопросы? Кто согласен? Кто нет? Почему? Нормирование. Вопросы формулируются такие, которые направлены на те шаги в деятельности, где мнения детей не согласовались. С помощью этих вопросов определяются новые знания (правило, способ, алгоритм и т.д.). Проверка гипотезы. Как можно узнать, правильно ли мы рассуждали? Сравнение полученного результата с содержанием в учебнике. |
- объясняют учебные действия; - находят ошибки в своей и чужой работе; - оценивают достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников; - ищут недостающие способы решения общей задачи; - проверяют свою гипотезу; - оценивают правильность своих выводов, решений; - обобщают результаты наблюдения; - соотносят полученный результат с эталоном; |
- вступают в предметную
дискуссию; - понимают точку зрения другого учащегося; - уважительно критикуют; - согласовывают разные точки зрения и получают общий результат; |
Деятельность на проверку полученного способа. | Даю другое задание, в котором
применяется новое знание или умение. Работа выполняется коллективно с проговариванием вслух. |
- определяют степень
соответствия поставленной цели и результата
деятельности; - применяют полученное знание или умение в другой деятельности; - решают проблему; |
- приобретают навыки совместной работы; |
Приемы формирования коммуникативных умений:
1. Даю учащимся время на обдумывание их ответов.
2. Обращаю своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
3. Не вношу своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
4. Поддерживаю все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
5. Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
6. Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
7. Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Организация формирования коммуникативных умений чётко прослеживается при следующих условиях:
1. Используется задание, в котором заложено несоответствие между прежними знаниями учащихся и новой ситуацией, в которой оказались дети.
Задание: в словосочетаниях запишите глаголы в форме 3-го лица множественного числа, выделите в словах окончания, определите спряжение глаголов.
благодар.т маму
по.т песни
принос.т пользу
владе.т оружием
Прежние знания: определение спряжения тех глаголов, в которых личные окончания ударные, знания таблицы.
Новая ситуация: в задании встретились в словах безударные окончания глаголов, гласная в
окончаниях не слышится чётко, как её определить, не знают.
2. Создаётся ситуация противоговорения для анализа совершенной деятельности и её результата по поводу выполнения общего задания.
Ситуация: вызываю к доске учащихся, у которых результаты при выполнении общего
задания не совпали.
Благодарят маму
Поют песни
Приносят приносют пользу
Владеют владеят оружием
Прошу детей высказать свою точку зрения по поводу слов, где результаты разные, в ходе дискуссии не выражаю своего мнения, не вношу исправлений. Поддерживаю детские высказывания независимо от того, верны они или нет.
3. Организуется общий поиск учащимися по решению общей проблемы, сформулированной ими в ходе конкретного затруднения.
Общий поиск решения общей проблемы: на доске примеры:
9 + 5 = 14
12 – 8 = 4
45 + 6 = 411, 105, 15, 51
Прошла дискуссия, в ходе которой обозначилась проблема “Как прибавлять однозначное число к двузначному?”, она осталась нерешённой.
Вопросы учителя | Ответы учащихся |
В каком примере получились
разные ответы? Почему прибавляли к 6, а не к 45? В примерах такого вида, прежде чем считать, что надо найти? Чем первое слагаемое отличается от второго? Что нужно выделить в двузначном числе? Для чего выделяем разряды? Как будем прибавлять единицы? Где взять единицы, чтобы дополнить до 10? Что будем делать с десятком? Что осталось ещё прибавить? Решая пример, что получили? |
45 + 6. Удобнее прибавлять к большему слагаемому. Найти большее слагаемое. Оно двузначное, состоит из 4 десятков и 5 единиц. Выделить разряды. Чтобы единицы сложить с единицами. Дополнить разряд единиц первого слагаемого до 10. Взять у второго слагаемого. 10 прибавить к разряду десятков. К десяткам прибавить оставшиеся единицы. Алгоритм решения примеров вида 45 + 6 |
Считаю, что такие приёмы способствуют повышению учебно – познавательного процесса у детей, формированию у них умений самостоятельно ставить цели, выполнять учебные действия, осуществлять контроль за ходом выполнения учебных действий и оценивать результат своей деятельности.