Урок – заочная экскурсия во 2–3-х классах "Краеведение. История Сибири"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • познакомить с историей возникновения г. Томска и его достопримечательностями;
  • воспитывать любовь к родному краю;
  • обогащение словарного запаса детей.

Оборудование: мультимедиапроектор, ДВД плеер, диск “Живые лики томских теремов”, “Дерево творчества”.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (1 мин).

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Развитие мышления (5 мин).

- Прочитайте слова: Вертикос, Обь, Каргасок, Волга, Парабель, Стрежевой, Томь, Новосибирск, Колпашево. (Слайд 1. Презентация)

- Что общего между ними? (Все это географические названия, все они пишутся с заглавной буквы)

- Это слова-подсказки, с помощью которых мы сможем отгадать кроссворд.

Разгадав кроссворд, мы с вами узнаем, куда отправимся в путешествие.

Кроссворд (слайды 2 -7)

  1. Населенный пункт, в котором вы проживаете. (Вертикос)
  2. Самая большая река Западной Сибири. (Обь)
  3. Приток Оби. (Томь)
  4. Название поселка, который с селькупского переводится – Медвежий мыс. (Каргасок)
  5. Город, расположенный на правом берегу реки Обь. (Колпашево)

- В какой город мы с вами отправимся в путешествие? (Томск)

- Что вам известно о городе Томске? (Ответы детей)

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с историей Томска (10 мин).

История основания Томского города уводит нас в глубь веков. Летом 1603 г. князец эуштинских татар Тоян поехал в Москву и, добравшись туда лишь в январе 1604 г., попросил у царя Бориса Годунова принять эуштинцев в русское подданство и построить на их земле русский город. В марте 1604 г. царское правительство приняло окончательное решение о возведении русской крепости на р. Томи. (Cлайд 8)

Город начали строить на самом высоком, хорошо защищенном от нападения врагов естественными преградами юго-западном мысу горы. Только с севера никаких естественных преград на подступах к русской крепости не было, поэтому при строительстве города главное внимание уделялось созданию укреплений с северной стороны.  Днем рождения г. Томска принято считать - 7 октября 1604 г. На гербе Томска изображен конь (слайд 9).

Первыми жителями нового сибирского поселения были “служилые, промышленные и торговые люди” и “пашенные крестьяне”, осваивавшие и обживавшие суровый таежный край.

Томск знаменит своими соборами и деревянной архитектурой. Первый собор был построен в Томске на Воскресенской горе – это Богоявленский собор (слайд 10). Троицкий кафедральный собор (строился 50 лет, был разрушен в 1934 году, слайд 11) именовался “новым”, в отличие от “старого” Благовещенского. Отсюда и пошло название площади – Новособорная. Это историческая и административная площадь города. Здесь располагалось здание губернского правления, позже было построено здание казначейства (слайд 12).

С 60-х годов XIX века Томск постепенно превращается в просветительский и культурный центр Сибири. В 1888 году открылся Томский Императорский университет (сейчас – Томский Государственный университет, слайд 13), в 1900 – Технологический институт (сейчас – Томский политехнический университет, слайд 14), в 1910 году Высшие женские курсы. В то же время были открыты и другие учебные заведения (слайды 15, 16) В городе было создано множество благотворительных и попечительских организаций, профессиональных и научных обществ. Издавались газеты, журналы, еженедельники. В 1893 году в Томске открылись музыкальные классы, с 1899 года ежегодно устраивались художественные выставки. В начале XX века Томск по праву приобретает славу “Сибирских Афин”. Томск – это город студенчества. В городе 6 университетов, 20 техникумов, 47 колледжей и училищ.

Томский областной театр драмы – старейший театр Сибири – основан в 1850 году (слайд 17). Первое театральное здание было построено купцом золотопромышленником А.Е.Филимоновым.

2. Физкультминутка (2 мин).

Если весело живется – делай так (2 хлопка),

Если весело живется – делай так (2 хлопка),

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется – делай так (2 хлопка).

Если весело живется – делай так (2 притопа),

Если весело живется – делай так (2 притопа),

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется – делай все (2 хлопка, 2 притопа).

3. Достопримечательности Томска (5 мин).

Томск – это большой сибирский город с современной транспортной схемой (слайд 18–19). В городе есть аэропорт, железнодорожный вокзал, речной вокзал.

22 июля 1896 года в Томске была открыта железная дорога.

4. Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником.

    Мой хороший, мой красивый,
    Стародавний, красочный,
    Ты один такой в России,
    Будто терем сказочный.
    Весь в резьбе, как в паутинке,
    Птиц на ставни выпустил.
    На певучей берестинке
    Тебя мастер высвистел.
    Из травинок,
    Из росинок
    На досуге сотворил
    И в счастливый миг России
    Это чудо подарил!

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Работа со “словарем настроения”. Приложение 1)

- Как автор относится к своему городу? Докажите словами из текста.

Главное достояние Томска, его гордость, его сокровище - деревянная архитектура (слайд 20). Нет ничего удивительного в том, что в лесном краю умели строить из дерева, но так красиво, разнообразно и много строили только в Томске.   Высокий уровень жизни среднего класса позволял томичам в начале XX века строить собственные дома, как правило, двухэтажные, с декоративным украшением карнизов и оконных наличников. А те, кто побогаче, соревновались между собой в возведении деревянных теремов по индивидуальным проектам, причем, приглашались такие мастера своего дела, как А.Д. Крячков, А.И. Лангер, К.К. Лыгин, П.Ф. Федоровский, С.В. Хомич. 

5. Просмотр видеофильма “Живые лики томских теремов” (10 мин).

IV. Закрепление изученного (5 мин).

1. Тест.

2. Какой город в Сибири называют “Афинами”?

А) Новосибирск Б) Колпашево В) Томск

3. На какой реке построен г. Томск?

А) Обь Б) Томь В) Васюган

4. Дата основания г. Томска.

А) 1604 г. Б) 1406 г. В) 2004 г.

5. Томск знаменит…

А) Пушками и ракетами

Б) Соборами и деревянной архитектурой

6. В городе есть…

А) Морской порт Б) Космодром В) Речной порт

7. На гербе города Томска изображен:

А) Двуглавый орел Б) Конь В) Лев

Самопроверка (слайд 21).

V. Итог урока (2 мин).

- В какой город мы совершили путешествие сегодня на уроке?

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- Почему город носит название Томск?

VI. Рефлексия. (5 мин)

“Дерево творчества”

Дети на экран прикрепляют карточки и аргументируют свой выбор:

Яблоко – узнал много нового, научился;

цветок – работать было интересно;

зеленый лист – работа нужная, но скучная;

желтый лист – время потрачено зря

Электронная презентация – приложение 2.

Список использованной литературы

  1. В.А. Колыхалов “Любимый город”, Новосипирск. Западно-сибирское книжное издательство, 1979 г.
  2. “Родной край”, Томск. Издательство ТГУ. 1974 г.
  3. Г.Н. Старикова, Л.А. Захарова “История названий томских улиц”, Томск “Водолей”, 1998 г.
  4. Томск. Фотоальбом. Западно-сибирское книжное издательство, 1965 г.
  5. “Край кедровый”. Фотоальбом-справочник. Департамент по культуре администрации Томской области, 2004 г.