Зачет - это специальный этап в контроле, цель которого - проверить, достигнут ли учащимися уровень обязательной подготовки.
Введение зачётной системы для проверки достижения обязательных результатов обучения позволяет существенно повысить формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики. Когда учащиеся привыкают работать по зачётной системе, довольно резко меняется стимул учения: над ними не висит страх получения плохой оценки, они начинают учиться, прежде всего, потому, что сами этого хотят. Учащиеся учатся планировать свою деятельность, видеть конечную цель работы, распределять свои силы на добывание поставленной цели. Зачетная система определяет:
- контроль на каждом этапе,
- выявление и устранение пробелов,
- повышение уровня качества знаний.
Первоочередная задача – индивидуальная работа с каждым учеником, анализ результатов каждого ученика. Все это позволяет сделать вывод о том, как усвоен материал всем классом, на что нужно обратить внимание.
Мы работаем в обычной общеобразовательной школе, наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.
Этим требованиям на наш взгляд, отвечает зачетная система преподавания математики, которую уже несколько лет используем в своей работе. Причем начинаем работать с 5-го класса. Перед учениками четко ставятся цели и задачи, которых они должны достичь, изучая определенную тему. Приступая к изучению темы, учащиеся получают задания зачета, с указанием предполагаемой даты сдачи (примерные сроки). Проводимые нами тематические зачеты являются открытыми. Зачет проводится в конце изучения темы.
Нами разработана система тематических зачетов по всем основным темам ЕГЭ. Это позволяет осуществлять мониторинг качества обучения на протяжении всего учебного года. В данной зачетной системе предусмотрено проведение зачетов по каждой теме курса ЕГЭ, причем так, чтобы в них были максимально полно учтены обязательные результаты обучения.
Приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Учитель контролирует степень усвоения материала с помощью оценочных листов, в которых зафиксированы все результаты сдачи зачета.
У каждого ученика есть своя зачетная книга. Ведение таких зачетных книг дает в первую очередь учащимся возможность объективно оценить результаты своей деятельности и увидеть, над какими темами учебного материала ему предстоит работать, а учителю контролировать и оценивать достижения своих учеников.
Все данные фиксируются в зачетной книге. У учащихся есть возможность пересдать зачет, а также при необходимости получить консультацию учителя.
Отрицательная оценка за зачет не выставляется, это помогает каждому ребенку работать в своем индивидуальном темпе и снижает напряжение и страх перед сдачей зачета. Кроме того, у учеников появляется время для самообразования и устранения пробела в знаниях.
Несмотря на трудности в подготовке и проведении зачетов мы поддерживаем эту систему, т.к. она является эффективным средством, способствующим повышению качества обучения, возрастанию интереса учащихся к учебной работе, их активности. Реализация данной системы работы позволила успешно подготовить учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации.
Классы |
Учебный год |
Количество учащихся |
5 |
4 |
3 |
2 |
Успеваемость |
Качество |
9 |
2007-2008 |
45 |
2 |
15 |
28 |
0 |
100% |
38% |
11 |
2007-2008 |
41 |
2 |
14 |
24 |
1 |
98% |
39% |
Зачеты обеспечивают полную проверку на обязательном уровне каждого ученика по всем темам курса.
Перед слабым учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение решать конкретные задачи. Сильным ученикам зачет тоже полезен, т.к. подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками.
Внедряя разработанную зачетную систему, проводим опрос учащихся. Изучаем полученные результаты опроса и на основании сделанных выводов усовершенствуем данную систему.
Вопросы:
1. Нравится ли вам контроль знаний по математике в виде зачета?
2. Кто виноват в неудовлетворительных результатах?
Введение зачетной системы для проверки достижения обязательных результатов обучения позволяет существенно повысить эффективность контроля как управляющего звена в учебном процессе. Учителю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике и в случае необходимости провести их коррекцию, ученику – привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, с акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
Когда ученики привыкают работать в данной системе, меняется стимул учения: над учеником уже не висит страх получения плохой оценки, он начинает учиться и планировать свою деятельность, видеть конечную цель своей работы, распределить свои силы на остаточно долгий промежуток времени, добиваться поставленной цели.