Урок по истории России "Наука и образование в эпоху Петра I". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели:

- формирование у школьников представлений об особенностях образования и науки времён Петра;

- развитие у школьников способности видеть причинно-следственные и хронологические связи, делать умовыводы и умозаключения;

- содействие формированию у учащихся нравственного качеств личности, интереса к процессу познания;

- формирование коммуникативных качеств личности подростка.

Задачи:

- создать условия для осознания учащимися эпохи, отражённой в уроке;

- способствовать усвоению учащимися знаний об образовании и науке времён Петра I;

- развивать умения видеть причинно-следственные и хронологические связи;

- организовать развитие навыков исследовательской деятельности;

- содействовать развитию индивидуальных возможностей и способностей детей.

Средства:

- Учебное пособие “История России. Конец XVI – XVIII век” \ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М., Просвещение, 2005 г.

- Копии указов Петра I

- Карта “Россия в XVII по 60-е гг. XVIII.

Сценарий урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемые ответы

Звучит музыка.

- Здравствуйте, все сидят на своих местах и готовы изучать историю. Сегодня к нам на урок придут гости, встречайте.

Учащиеся исполняют сценку “Не хочу учиться…”

Благодарим наших гостей и просим занять места в классе.

Сегодня вместе со мной вас будет экзаменовать сам царь Пётр Алексеевич.

- садятся в группы по 3 человека

- смотрят сценку.

Учащийся, исполняющий роль Петра, остаётся сидеть на троне.

 
Учитель задаёт вопросы учащимся:

- Какая эпоха отражена в сценке?

- Это какой век?

- Какая основная мысль заложена в сценке?

- Какая будет тема урока?

- Что такое образование?

- Образование – это какая ценность?

- В какую сферу входят духовные ценности?

- Что такое культура?

- О чём мы сегодня узнаем?

Учитель открывает тему урока, записанную на доске “Образование и наука в эпоху Петра”

Что добавлено к теме урока?

- Что такое наука?

- Так какая задача на урок?

Беседа учителя с учащимися. Эпоха времён Петра I.

Начало XVIII в.

Образование в эпоху Петра I.

Тема урока “Образование в эпоху Петра”

Образование – это особая деятельность человека направленная на преобразование сознания.

Духовная.

Культура.

Культура – это способности и возможности человека, выраженные в материальных и духовных ценностях.

Об образовании времён Петра I.

Наука

Наука – это особая деятельность человека направленная на преобразования природы, общества, сознания.

Узнать об образовании и науке времён Петра I.

Учитель обращается к школьникам:

- Я предлагаю девиз урока, пословица - “Красна птица перьем, а человек учением”, т.е сегодня вы сможете стать чуть красивее духовно именно благодаря тому, что сегодня узнаете, тому научитесь.

Каждый правильный вопрос и ответ будет оценен.

5 получит команда, которая будет активной в работе, сможет получить 10 и более баллов.

Лучший же получит от его величества особый приз.

Слушают учителя.  
Что бы узнать об образовании времён Петра I, я предлагаю вам погрузиться в эпоху того времени через исследование указов царя. На выполнение задания 2 минуты. Работают с раздаточным материалом (Приложение)

Указ, его величества царя всея Руси Петра Алексеевича

“Величайшее повелеваю, открыть навигационную, артиллерийскую, инженерные школы, а ток мо медицинское училище и школу для толмачей (переводчиков)…”

“Величайшее повелеваю, запретить священникам давать разрешение вступать в брак тем дворянам, которые не имеют свидетельства об образовании, яке грамоте не обучены…”

“…Надобно исправить азбуку. Буквы почёркнутые мною не употреблять. Семи литерами печатать художественные и мануфактурные книги…”

“Во первых и паче всего, должны выпускать газету начиная с 1703 года. Надобно что бы газета занятною была…”

“…Ток мо требую найти помещение для редкостей и различных коллекций. Назвать Кунсткамерой. Год 1714…”

“Повелеваю открыть хранилище книг – библиотеку в Петербурге. Всякий со своим интересом может её посещать…”

Составляют по одному вопросу – суждения.

Почему царь приказал открыть навигационную, артиллерийскую, инженерные школы, медицинское училище и школу для переводчиков?

Почему было запрещено венчать дворян не окончивших школу?

Почему Пётр I приказал исправить азбуку?

Почему царь приказал выпускать газету?

Почему Пётр I приказал открыть музей?

Почему царь приказал открыть библиотеку?

Теперь давайте обсудим то, что прочитали. Прочитайте вслух и задайте другим командам вопрос.

(В ходе обсуждения указов учитель вывешивает на доску основные понятия по теме образование).

Мы закончили обсуждение и давайте попробуем сделать вывод об особенностях образования в эпоху Петра I.

Довольны ли вы ответами Пётр Алексеевич?

Идёт обсуждение указов.

Делают вывод.

Подключается царь. Делает умозаключение об ответах учащихся.

Понятия: профессиональная школа, библиотека, музей, государственная политика, азбука, газета, книги, свидетельство об образовании.

Образование было важно для государства, оно являлось государственной политикой так как сам царь был заинтересован в увеличении грамотных людей в России. Образование имело практический смысл, так как школы выпускали узких специалистов…

А не пропало ли сейчас моё дело?

Физическая минутка для учащихся

О чём сейчас нужно поговорить?

Сейчас важно будет совместить мыслительную активность и физическую.

Проведём эстафету.

Откройте параграф 18, 2 часть, стр. 137.

Вам необходимо найти и записать на доску научные открытия и достижения времён Петра.

Теперь в группах определите в какой научной области были сделаны открытия.

Отвечают.

Находят ответ на вопрос в учебнике и записывают на доску.

Работают в группах.

О науке.

Ботанический сад, хирургические инструменты, месторождение медных руд, минеральные лечебные воды, месторождение каменного и бурого угля, карта Каспийского моря, Навигацкая школа, обсерватория, карта звёздного неба, математические знания, токарный станок, подводная лодка.

Учитель задаёт вопросы:

Обоснуйте, почему именно эти науки нужно было развивать?

Довольны ли вы ответами отроков, царь батюшка?

Отвечают на вопрос.

Подключается царь. Делает умозаключение об ответах учащихся.

Имели практическое значение, выводили Россию на мировой уровень, способствовали развитию научного потенциала, нужны были свои специалисты…
Заключение:

- Что бы вы хотели спросить у отроков?

Кто же вам сегодня особо приглянулся?

Спасибо большое, царь батюшка Пётр Алексеевич.

Так верна ли пословица “Красна птица перьем, а человек учением”.

А вам по великому повелению, необходимо сделать то, что он повелевает.

Царь обращается к классу.

Ответы учащихся, делают умозаключение об образовании и науке в эпоху Петра.

Царь обращается к классу.

Подводятся итоги по количеству балов.

Царь вручает грамоту особо отличившемуся школьнику.

Обсуждают.

А важное ли дело я делал?

Смотрю я на вас, молодцы, продолжаете дело царя батюшки. А давайте ка посмотрим, кто у нас сегодня самый лучший.

Не забывайте, что мастера мне нужны, а ток мо дальше нужно продолжать учиться и не лениться, раньше времени не жениться.

Выставляются оценки, записывается домашнее задание.

Продолжить исследование эпохи Петра дома, на документах параграфа страница 144-145, ответить на вопросы 1 и3. приготовиться к обобщающему брей – рингу.

Записывают домашнее задание.  

Использованная литература

1. Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России XV–XVIII в. ” М., “Просвещение”, 2004 г.

2. И.Я. Лернер “Задания для самостоятельной работы по истории” М., “Просвещение”, 1988 г.

3. М.Н. Назаренко “Истрия России 7-й кл. Поурочные планы” в 2-х частях. Волгоград, “Учитель”, 2003 г.

4. Юности честное зерцало. Репринтное издание 1985 г.