Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Она изучает вещества, их состав и строение, превращение одних веществ в другие, условия осуществления этих превращений, явления, сопровождающие эти превращения, способы практического использования веществ и химических реакций. Без химических знаний сегодня не возможно представить научную картину мира, так как окружающий нас мир - это мир веществ органических и неорганических, постоянно претерпевающий различные превращения, которые лежат в основе многих явлений природы.
Человек использует тысячи различных веществ, которые не все и не всегда безопасны. Только химические знания могут обеспечить грамотное отношение к природе без нанесения ей ущерба, умелое обращение с веществами в любых условиях жизни и труда.
Осознавая значение химии, я в течение нескольких лет работаю над темой: "Использование метода проектов на уроках химии".
Главные цели моей работы: систематизировать содержание изучения природы, законов ее развития; развить умения применения знаний на практике, в жизни.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- улучшение качества усвоения учениками программных химических знаний;
- развитие учащихся потребности в познании окружающего мира и способности использования химических знаний в реальной жизненной практике;
- формирование у ребят потребности в творческой самореализации, самообразовании;
- расширение кругозора школьников, формирование их общей культуры.
Для реализации этих задач учащимся 11х классов было предложено выполнить проект на тему "Химия и общество".
Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся - партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Эта деятельность направлена на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Этапы работы над проектом.
Вводный:
- определение целей, задач проектных работ, методов
- исследования, выдвижение гипотез, примерной тематики проекта (обсуждение с учащимися);
- подготовка рекомендаций участникам проекта, темы, требования, критерии оценивания, сроки выполнения, график консультаций;
- формирование творческих групп, обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы.
Поисковый:
- сбор и систематизация материалов в соответствии с проблематикой проекта, подбор и подготовка иллюстрационного материала;
- обсуждение промежуточных результатов учащихся, сценариев презентаций;
- индивидуальные или групповые консультации, обсуждение правил оформление проектов, соответствие критериям оценивания, помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта;
- текущие консультации по содержанию проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов.
Обобщающий:
- оформление результатов выполнения проектов;
- проведение репетиционно-консультативного занятия, "предзащита" проектов;
- доработка проектов с учетом замечаний и предложений;
- формирование групп оппонентов, "внешних экспертов".
Заключительный:
- публичная защита проектов, конструктивный анализ проектов, подведение итогов, благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненных проектах.
Содержание учебного проекта.
- Описание учебного проекта и материалы УМП (учебно-методического пакета) к нему по теме, соответствующей минимальным требованиям к содержанию образования данной предметной области.
- Работы учащихся, отражающие результаты их самостоятельных исследований (индивидуальных или групповых) в ходе проекта, в виде мультимедийных презентаций.
- Критерии оценивания мультимедийной презентации.
- Презентация учебного проекта.
- Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся.
- Список информационных материалов, необходимых для поддержки самостоятельных исследований учащихся в ходе работы над проектом. [1]
- Описание УМП
Учебно-методический пакет (УМП) - комплект информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его организации и проведения. УМП ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности мультимедийных информационных технологий.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью дополнения теоретических или практических положений, относящихся к изучаемой проблеме. Объектом исследования может быть процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, а предметом исследования - то, что находится в границах данного объекта (отдельные стороны, аспекты, свойства, отношения).
Намеченная цель исследования - это желаемый конечный результат. Например, определение характеристик и свойств, не изученных ранее или малоизученных; выявление взаимосвязи явлений, динамики, общих закономерностей; открытие и описание новых явлений; создание классификаций и т.д.
В ходе исследования выдвигается гипотеза, то есть предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Исходя из цели ставятся задачи исследования (выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой) и выбираются методы достижения цели (способы, с помощью которых проводится исследование).[1] Проект рассчитан на 6 часов.
Этапы и сроки проведения проекта
Этапы | Сроки |
"Мозговой штурм". Формулирование тем исследований учеников. | 1 урок, 10 мин. |
Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем. | 1 урок, 15 мин. |
Выбор творческого названия для проекта. | 1 урок, 5 мин. |
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. | 1 урок, 15 мин. |
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, защита авторских прав, правила цитирования источников информации, безопасность работы учащихся в Интернете. | 2 урок, 30 мин. |
Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе. | 2 урок. |
Самостоятельная работа групп по выполнению лабораторных работ. | 3 урок |
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. | 4 урок. |
Защита полученных результатов и выводов. | 5 - 6 уроки. |
Уроки по организации УМП "Химия и общество"
Все тесно связано вокруг
Примеры мы не будем множить.
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
Джеймс Томсон.Знания, культура, продуманные законы, ответственность, информированность - вот что поможет людям преодолетьрастущий конфликт с природой. (Василий Песков)
Цели: Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, приобретение навыков работы в команде, работы с большим объемом информации, умения видеть проблемы и пути их решения.
Задачи:
- Изучить роль химии в жизни общества.
- Рассмотреть экологические проблемы, связанные с применением химии, и пути их решения.
- Научить грамотно излагать свои мысли устно и письменно, делать выводы по результатам теоретических исследований.
Урок 1. "Мозговой штурм".
Цель: Организовать работу над проектом, сформировать навыки работы в команде, воспитывать у ребят культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.
- Организация класса.
- Формулирование тем исследований учеников. (Приложение 1)
- Формирование групп для проведения исследований.
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
Домашнее задание: сбор материалов по выбранной теме.
Урок 2. Обсуждение проекта.
Цель: Организовать работу над проектом, сформировать навыки работы в команде, воспитывать у ребят культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.
- Организация класса.
- Обсуждение со школьниками возможных источников информации, примерное оформление слайдов, защита авторских прав, безопасность работы в Интернете, правила цитирования источников информации в форме презентации (Приложение 2).
Домашнее задание: продолжить сбор информации по проекту, сделать наброски слайдов, принести для практикума объекты исследования по своей теме (по указанию учителя).
Урок 3. Лабораторный практикум
Цель: Изучить свойства биологически активных веществ, овладеть навыками эксперимента, сформировать навыки работы в команде, воспитывать у ребят культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.
- Текущий инструктаж по правилам ТБ (Приложение №3).
- Организация работы в группах, согласно
выбранной теме.
Учащиеся получают карточки-инструкции по своей теме, набор оборудования и реактивов и приступают к работе самостоятельно (Приложение 4). - Лабораторная работа.
Ребята работают самостоятельно под руководством учителя, который контролирует, направляет работу, консультирует ребят по мере необходимости. Оформление отчетов о проделанной работе - домашнее задание. Карточки-инструкции прилагаются.
Урок 4. Предзащита проектов.
Цель: Подготовить учащихся к защите.
- Организация класса.
- Просмотр пробных презентаций.
- Обсуждение критериев оценки презентаций (Приложение 5).
Домашнее задание: решение производственных задач (из каждого раздела по три задачи). Задачи прилагаются (Приложение 6).
Урок 5-6. Защита проектов.
Цель: Оценить проведенную учащимися работу по проекту согласно критериям оценки, их знания по темам проекта, умения и навыки, приобретенные во время работы над проектом.
- Организация класса.
- Презентации проектов, выступление по группам (Приложение 7).
- Обсуждение презентаций. Выставление оценок.
В ходе защиты экспертами выступают сами ребята. Они оценивают работу друг друга согласно предложенным критериям оценки (Приложение 5). Создается экспертная группа по одному представителю из каждой творческой группы. У каждого члена экспертной группы есть протокол оценивания презентаций, в который они заносят свои оценки. Протокол прилагается (Приложение 5). После окончания защиты максимальная и минимальная оценка удаляется, добавляется оценка учителя, потом считается средний балл. Затем по шкале выставляется оценка.
Каждый учащийся получает после выполнения проекта четыре оценки: за лабораторную работу, за решение задач, за презентацию, за защиту презентации.
Анализ проекта, предложения участников проекта.
Во время работы над проектом можно использовать фото и видеосъемку. На презентацию проектов можно пригласить представителей администрации школы, классного руководителя класса, учащихся других классов, школьную редколлегию. По окончании работы сделать отчет в виде репортажа, стенгазеты, написать заметку в школьную газету.
Из опыта моей работы можно увидеть, что педагогическое значение метода проектов в самостоятельной деятельности учащихся велико. Этот метод обучения активизирует не только мышление учащихся, но и воображение, эмоциональную сферу, его творческие силы. Использование ИКТ и проектной деятельности на уроках химии позволяет достигать определенных результатов: ученики овладевают более качественными знаниями, умениями, навыками; у школьников развиваются такие качества, как активность, стремление к творчеству, самостоятельность, ответственность, повышается познавательный интерес, развивается речь. С развитием компьютерных технологий необходимо использовать эти технологии для обучения. Компьютер повышает интерес ребят к учебе.
ИКТ не революционизируют ни образование, ни методы обучения. Сегодняшнее интенсивное внедрение ИКТ в школьную среду обусловлено необходимостью "догнать время". ИКТ - это формы дополнительной работы с учащимися (такие, как метод проектов), позволяющие развить: самостоятельность мышления, умение работать в команде, умение анализировать и систематизировать материалы. Интенсивное внедрение метода проектов в школьную среду обусловлено необходимостью "держать руку на пульсе системы образования", "догнать время"...
Литература.
- Intel. Обучение для будущего", под ред. Ястребцевой Е.Н. и Быховского Я.С., М., 2003г.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., "Химия -11", М., "Дрофа",2002г.
- Габриелян О.С. и др.,"Химия -10", М., "Дрофа",2002г.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., "Настольная книга учителя", М., "Дрофа", 2002г.
- Габриелян О.С. "Методическое пособие 10 - 11 класс", М., "Дрофа", 2002г.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., "Химия -11", М., "Просвещение", 2000г.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., "Химия -10", М., "Просвещение", 2000г.
- Радецкий А.М. и др., "Дидактические материалы по химии 10 - 11", М., "Просвещение", 2000г.
- Радецкий А.М. и др., "Дидактические материалы по химии 8 - 9", М., "Просвещение", 2000г.
- www.yandex.ru
- www.google.ru
- www.rambler.ru
- www.bankreferatov.ru