Цель: повторить изученный материал по теме "Глагол".
Задачи урока:
1). Образовательные:
- закрепить знания о глаголе, как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола;
2). Развивающие:
- учиться сочетать познавательную деятельность с эмоциональным восприятием природы;
- развивать интерес к русскому языку, умение анализировать и творческое воображение;
3). Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: карточки со словами, простыня, картинки с изображением насекомых, палочки, шишки и другой природный материал.
Ход урока
Организационный момент
У:
Смотрит солнце с высоты
На прогулку вышли мы.
Но это не просто прогулка, у нас сейчас урок русского языка. Мы знаем, что учиться можно всегда и везде.
Д:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
У: На пути к нашему "лесному классу" нас встречают препятствия. Мы должны их преодолеть.
- перепрыгнуть или обойти лужу,
- пройти по доске через ручей,
- попрыгать по кочкам.
Минутка "чистописания"
У: С чего мы начинаем всегда урок?
Д: С минутки чистописания.
У: Вот на этом "листе" каждый из вас выложит элементы букв. А как вы это сделаете? Оглянитесь вокруг и придумайте.
- Дети собирают травинки, палочки, листочки и выкладывают элементы букв на простынке.
Орфографическая минутка
У: Дальше проводим словарный диктант.
- Поиграем в игру "Узнай слово".
Первую букву каждого отгаданного слова выложим палочками на "листе".
У:
- Крупный населенный пункт (город)
- Прием пищи в середине дня (обед)
- Учреждение для летнего отдыха школьников (лагерь)
- Автомобиль для перевозки пассажиров (автобус)
- Быть охваченным огнем (гореть)
- Раннецветущее растение с белыми цветами и приятным запахом (ландыш)
У: Называем орфограмму.
У: Что это такое? (Часть речи)
- Есть ли среди названных слов глагол?
Д: Гореть
У: Докажите.
Д: Отвечает на вопрос что делать? И называет действие.
У: Сегодня на уроке мы постараемся убедиться, что в природе все связано с действием.
Закрепление изученного
У: Давайте уберем наш лист.
- Ой, здесь кто-то спрятался (Под простыней картинки с изображениями насекомых).
Возьмите их и назовите, какие действия они могут совершать.
Д: - Пчела - безударная гласная в корне слова, проверочное слово - пчелы. Пчела летает.
- Божья коровка - разделительный ь и парная согласная в корне (ползет).
Если картинок не хватает, можно найти любые предметы.
У: Теперь вспомним о поведении других животных.
Игра "Зверобика".
У: Помните, в песне поется "Ах, человек, ты друг природы и должен знать повадки всех зверей".
- Вам прочитают загадки, а вы их отгадаете и покажете, кто как движется.
1.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик
Под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
(Заяц)
2.
Кто зимой холодной
Бродит злой,
Голодный?
(Волк)
3.
По веткам скачет,
Да не птица;
Рыжая, да не лисица?
(Белка)
4.
Думал, кошка.
Крикнул: "Брысь!"
Оказалось, - это - :
(Рысь)
5.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет
В деревне кур крадет?
(Лиса)
У: Представьте себе что:
Девочки - 1) белочки 2) лисички
Мальчики - 1) зайчики 2) волки
У: Движемся по лесу и ищем то, что не принадлежит природе. Все ли в порядке?
Д: Мы нашли листочки бумаги.
- СЛОЖНЫЙ
- ОЛЕНЬ
- ПЛАКАТ
- ЛИТЬ
- РУБИТЬ
- УМЕТЬ
У: Это, наверное, гномы постарались. Посмотрите, что они сделали. К одним словам они прибавили букву, а у других убрали.
Какие слова получились?
Д: Лень, Ложный, Плакать, Грубить, Злить, Шуметь
У: Есть ли среди них глаголы? Назовите их.
Д: Плакать, Шуметь, Грубить, Злить.
У: В какой форме они стоят?
Д: В неопределенной форме.
У: Проспрягайте их.
У: Нравятся вам эти слова?
Д: Нет
У: Мне тоже не нравятся. Тогда уберем их, и никогда не будем вспоминать.
У: Давайте поиграем в другую игру "Передай шишку".
Один из вас называет глагол, другой ставит к нему вопрос. На втором круге усложняем: у названного глагола определяем его лицо, число и время.
У: Как еще изменяются глаголы?
Д: Спрягаются.
У: Разделимся на две команды, называя глаголы и определяя их спряжения, а теперь присядем и послушаем стихотворение. После этого каждая команда должна будет назвать глаголы, которые запомните, кто больше назовет тот и победитель.
Ребенок читает стихотворение В. Суслова "Слушал шорох тишину".
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот по лесу шуршит.
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
"Шу-шу-шу да ши-ши-ши:"
- Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши -
Тишину послушай!
Что ты слышишь?
- Шебаршатся где-то мыши.
Под кореньями шуршат.
- Тише, Шорох, не дыши!
Слышишь, стихли камыши?
- Слышу:
Это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошо шинель.
Он вернется к этой ели
В новой шелковой шинели.
С медной шашкой,
В звонких шпорах -
И умчится в вышину:
- Что еще ты слышишь, Шорох?
- Тише!
Слышу
Тишину:
Дети называют глаголы, определяется команда победительница.
На диктофоне запись голосов птиц.
У: Молодцы. Лесным жителям очень понравилось, как вы работаете, и они исполняют для вас концерт. Но не все люди относятся к природе заботливо, я получила письмо и хочу вам его прочесть.
Письмо:
Очень я, Черемуха, на людей обижена.
По весне напряду белого кружева, с головы до ног наряжусь, стою, как невеста:
Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе будет спокойно. А люди меня ломают. По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что себе хуже делают.
Веточки в комнате долго не простоят, опадут, а цвела бы я нетронутая, так, сколько бы дней веселила.
Поспеют летом ягоды - люди опять на мне. Снова меня гнут, ломают.
У: А теперь достаньте свои предметы, которые нашли в начале урока, покажите их. Дома составьте такой же рассказ от имени этого предмета. Я даю вам план.
Итог урока
Встанем, все в кружок и тихо скажем: "Спасибо тебе природа за науку".