Изменения, происходящие с веществами. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

  • проконтролировать степень усвоения понятий: "химическая реакция", "химическое уравнение", которые были на предыдущих уроках;
  • обеспечить усвоение основных понятий, входящих в содержание темы, а именно: типах химических реакций, основных классов неорганических соединений;
  • продолжить формирование умений обращаться с оборудованием в ходе выполнения лабораторных опытов.

Воспитательная:

  • содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, например, материальности мира и познаваемости химических явлений;
  • в целях решения задачи профилактики утомляемости ввести элементы игры и занимательности.

В целях решения задачи развития у школьников выделять главное, обеспечить в ходе урока приобретение навыков сравнивать и обобщать изучаемые явления, факты и понятия, выработку навыков самоконтроля и самооценки.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, частично-поисковый.

ОБОРУДОВАНИЕ: серная кислота, колба, вода.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Оксана Николаевна. Тема нашего урока "изменения, происходящие с веществами". Сегодня на уроке мы будем наблюдать, какие же изменения могут происходить с веществами, а также повторим классы соединений и типы химических реакций. Закрепим умения писать и объяснять химические реакции. Продолжим формировать умения обращаться с лабораторным оборудованием. Побываем в гостях у хозяйки химии в ее тереме, она перед нами откроет двери своих кладовых и предложит выполнить определенные задания. Работать будете по группам - 1 гр., 2 гр., 3 гр. (показываю). У каждой группы свои задания, они лежат у вас на столах под номерами 1,2,3. Еще на каждом этапе урока, вы будете себя оценивать, для этого у вас на столах лежат оценочные листы с критериями оценок (приложение 1).

Химическая разминка: разгадаем кроссворд (приложение 2)

Молодцы, вы отлично справились с кроссвордом, и мы отправляемся по терему.

Перед нами кладовая "Знаний".

В этой кладовой мы должны показать хозяйке знание теоретического материала. Вам предлагается выполнить задание. Я попрошу двоих учащихся выйти к доске.

Карточки для учащихся (приложение 3)

Пока ребята выполняют работу у доски, каждая группа будет выполнять свое задание (приложение 4). Возьмите задание №1. Постарайтесь за 2 мин. просмотреть его и:

1-я группа обвести в кружок формулы солей;

2-я группа обвести в кружок формулы кислот;

3-я группа обвести в кружок формулы оснований;

Время пошло (в руке песочные часы).

Время закончилось, вначале проверяем вместе ребят, которые работали у доски, потом вывешиваю плакат с правильными ответами (приложение 5), ребята сами проверяют себя и оценивают в оценочных листах.

У ребят работающих у доски была написана формула соли NaCl, я про нее добавляю:

-Ребята, вы помните, что эту соль мы употребляем в пищу?

А знаете, что с этой солью связана целая история: массовая гибель наполеоновских солдат при отступлении обусловлена нехваткой этой соли; у древних народов нередко были войны из-за соляных источников; некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком; соль заменяла во многих странах деньги, а Римские легионеры времен царя Цезаря часть жалованья получали солью.

Вот какой это ценный минерал!

Итак, кладовая "Знаний" пройдена, а следующая кладовая "Химическая лаборатория".

Хозяйка химии предлагает пройти в химическую лабораторию, где мы, проводя опыты, пронаблюдаем и опишем изменения, происходящие с веществами на практике.

Вы что-нибудь слышали об алхимиках? Это ученые средних веков пытавшиеся создать философский камень и с его помощью получать золото из разных металлов. Успехов они не достигли, т.к. не знали теорию превращений. Другое дело мы с вами. Эту теорию изучили и можем объяснять опыты. Так давайте это докажем. Но вначале вспомним правила ТБ:

Как мы будем нагревать пробирку с веществами? (показываю, напоминаю, что при появлении первых признаков реакции нагрев прекращаем).

Какие признаки говорят о том, что реакция произошла? (цвет, газ, осадок, тепло).

Растворы сливаем осторожно.

Все вспомнили, можем приступать.

Первое задание.

Перед вами в штативах стоят по три пробирки с номерами. Нашли? В этих пробирках разные прозрачные жидкости. Я знаю только, что в одной из них вода, в другой кислота, в третьей щелочь. Вам предлагается определить, где что находится.

Как будем определять? (с помощью индикаторов).

После окончания работы, один ученик говорит результаты.

Сейчас мы с вами работали с химическими индикаторами, а в природе тоже есть индикаторы-растения. Давно замечено, как соки отдельных растений изменяют окраску при воздействии на них некоторыми веществами. Кстати, первым ученым, описавшим индикаторные свойства растений, был Роберт Бойль. В 1664 г. в свет вышла его книга "Опыты и рассуждения о цветах", в которой он касался данного вопроса. Прошло много лет - и люди открыли для себя множество растений-индикаторов. Правда, для обнаружения кислот и щелочей берут не сами растения, а используют вытяжки из них. Хотите познакомиться хотя бы с некоторыми из них? Пожалуйста: (приложение 6)

Второе задание: теперь вам предстоит выполнить задание №2, для каждой группы свое (приложение 7).

После окончания работы, вызываю к доске по одному учащемуся от группы написать уравнения реакции на доске, остальные проверяют себя и оценивают (можно провести перекрестный опрос по типам реакций).

Проводится опыт (учителем): железный нож опускаю в раствор сульфата меди (II).

-Что произошло? (химическая реакция)

-О каком типе реакции идет речь? (замещение)

Ученики записывают уравнение этой реакции в тетрадях, а один записывает на доске. Потом проверяем, правильно ли написано уравнение реакции.

Еще раз напоминаю про алхимиков: если бы они знали теорию и сущность химических превращений, изменения, которые происходят с веществами, тогда бы не возникло у них путаницы с философским камнем. Итак, вы успешно справились со всеми заданиями и нас хозяйка приглашает в кладовую "Умений".

-Ребята, вы не устали? Давайте немножко отдохнем, поиграем в "третий лишний".

Плакат: (приложение 8).

Отдохнули, а теперь мы проходим в кладовую "Умений", где вы покажете свои умения в составлении уравнений реакций. У вас на столах лежат задания № 3 (приложение 9), прочитали его, если все понятно приступили к выполнению, на выполнение дается 3 мин.

После того, как ребята приготовились, проверяем и каждый опять себя оценивает.

-Итак, в этой кладовой вы показали, что умеете составлять уравнения химических реакций. Молодцы (переворачиваем страницу), а вот и сама хозяйка химии. Она внимательно наблюдала за нашей работой, посмотрим, с чем же она нас встречает (беру сверток и читаю):

"Ребята, вы прошли все испытания, это говорит о том, что мою науку вы начали постигать успешно. Вы доказали, что знаете, основные классы неорганических соединений, умеете составлять и записывать уравнения химических реакций, наблюдать за реакциями, определять типы химических реакций. Я вами очень довольна. Но не стоит на этом останавливаться, ведь химия увлекательная наука. Дерзайте дальше".

-Вот и закончилось наше путешествие в терем хозяйки химии. Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке и последнее, что вам предстоит на сегодня-это тест-контроль (приложение 10).

После тест-контроля, учитель отмечает работу самых активных учеников, выставляет им оценки, а всем остальным после проверки оценочных листов, заданий и тест-контроля.

Домашнее задание: повторить п.27, кроссворд.

Кроссворд: заполните пустые клетки формулами веществ, расставляя необходимые коэффициенты, чтобы получить уравнения реакций (приложение 11).