Обучение решению задач детей с нарушением слуха с использованием фреймовых технологий

Разделы: Начальная школа


Неслышащим детям ДОЛГОЕ ВРЕМЯ сложно разобраться в предметных содержаниях текстовых задач ввиду небольшого словарного запаса, сложно уделить известное от неизвестного, сложно проанализировать текст задачи и выбрать арифметическое действие для ее решения. В Центре слуха и речи обучение ведется по программам массовых школ. Мой 1-й класс обучается по программе "Школа России". В учебниках и контрольных работах не учитывается уровень словарного запаса детей с нарушениями слуха и речи. И если в задаче встречаются непонятные слова (те слова, значение которых ученик не понимает и не может объяснить) то задачу он уже не решит, несмотря на то, что ранее было потрачено огромное количество времени на подобные задачи. Из задач, помещенных в учебниках по математике, на уроках математики успеваем прорешать лишь незначительную часть. Необходимо найти другие пути решения текстовых задач неслышащими детьми. Многочисленные исследования свидетельствуют, что учащиеся быстрее усваивают СВЕРНУТЫЕ ЗНАНИЯ, представленные ввиде опорных схем, рисунков, моделей, таблиц, алгоритмов. Они усиливают восприятие и сокращают время обучения.

В работе над текстовыми задачами я использую фреймовую технологию. Сущность фреймового подхода к организации знаний в смысловой компрессии (т.е. сжатии) учебного материала. Специфика смысловой компрессии в том, что она содержит одновременно 2 процесса: непосредственное свертывание информации и языковое выражение свернутой информации. Благодаря фреймовому структурированию, новая информация укладывается в схемы-опоры, модели, таблицы. И если презентовать учащемуся знания уже в свернутом виде, можно во много раз повысить эффективность и скорость усвоения, понимания, запоминания новой информации, что очень важно для детей с нарушениями слуха и речи.

Мною произведена компрессия-сжатие текстовых задач первого класса.

Эти задачи расположены в таблице следующим образом:

Прочитав текстовую задачу, дети сначала находят ВОПРОС задачи (его легче найти) и обводят желтым маркером. То, что осталось - условие задачи, его обводят голубым маркером. Затем в условии задачи ученики ищут слова, которые есть в таблице и отмечают их голубым маркером одним движением (не голубым фломастером, т.к. потеря времени при закрашивании). Далее учащиеся читают вопрос и отмечают нужные слова желтым маркером. Простым карандашом обводят все цифры и подчеркивают первую букву слова при цифре (если слово начинается с гласной буквы, то подчеркивают 2-е первые буквы). Получается следующая картина:

У Агаши было 5 книг, а у Яны на 3 книги больше. Сколько книг было у Яны?

Если в задаче встречаются имена учащихся данного класса, то активность возрастает в несколько раз.

ИТАК. Сравнив с таблицей выделенные в задаче слова, первоклассник с легкостью выбирает действие и быстро решает задачу.

Вы видите справа от слов УСЛОВИЕ:ВОПРОС:ДЕЙСТВИЕ..

Внимание играет важную роль в работе памяти, поэтому использованы разные цвета при сложении этих фигур получается новая остроконечная фигура другого цвета.

Через некоторое время слова убираю, а остаются только фигуры.

Таблицу ребенок очень быстро запоминает! На сегодняшний день - вы увидете по позже - они уже не пользуются таблицей! Только в редких случаях. Это также влияет на развитие памяти.

Далее, с появлением новых задач в учебнике, таблица дополняется: НА:ЛЕГЧЕ, НА:ТЯЖЕЛЕЕ, НА:СТАРШЕ, НА:МЛАДШЕ:

ИТАК. Сравнив с таблицей выделенные в задаче слова, первоклассник с легкостью выбирает действие и быстро решает задачу.

Но тут учеников подстерегает еще одна сложность: какое окончание будет у слова в ответе? Здесь опять на помощь приходят таблицы.

 

В таблицах слова расположены по родам. По окончанию начальной формы слова дети быстро находят, к какой таблице оно относится и пишут окончание слова в ответе. Таблица постоянно пополняется по мере появления в задачах новых слов. ЭТИ СЛОВА МЫ ЗАПИСЫВАЕМ ВНИЗУ

Этот вид работы позволяет учащимся с нарушениями слуха и речи правильно писать окончания существительных без знания падежей.

После понимания, каким действием решать задачу, отрабатывается решение текстовых задач на время. Через 3 недели за 10-15 минут дети решают 18-20 задач с качеством в целом по классу решения 90%. При этом большинство учеников не допускают ошибок. Допущенные ошибки бывают в основном только в окончаниях слов в ответе. В выборе действий при решении задачи ошибок практически нет!

\На столе лежало 4 апельсина и 3 яблока. Сколько всего фруктов на столе?\В этой задаче в ответе будет совсем не то слово ,которое стоит возле чисел. На это постоянно обращается внимание: в ответе пишем то слово, которое стоит после сл. СКОЛЬКО

После усвоения детьми выбора действия, легко перейти к следующему виду работы над задачами: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.

Саша сделал 9 флажков, 4 флажка он подарил Данилу. Сколько флажков : у Саши?

Чтобы к данной задаче подобрать верное слово, надо проанализировать ключевые слова в задаче, которые в дальнейшем мы используем для составления краткой записи задачи, схемы и чертежа.

  • Сделал -
  • Подарил -
  • Осталось -

Составление задач для детей с нарушениями слуха и речи равносильно написанию сочинений, и если ранее дети с большим трудом с помощью учителя составляли задачу даже по картинке, то сейчас, используя фреймовую технологию, они с легкостью составляют задачи по заданию, например:

  • Составь задачу, в условии которой есть слово больше (столько же:).
  • Составь задачу, в вопросе которой есть слово всего (осталось:).

Фреймовое представление знаний в решении текстовых задач позволило существенно повысить качество и скорость обучения. В четвертой четверти мы перейдем к решению текстовых задач уже по учебнику 2-го класса.

Сегодня ребята решают задачи без опоры на таблицу, т.к. при чтении (воспроизведении) глазами возникает таблица, которая служит стержнем - опорой для правильного выполнения задания.

Среди критериев эффективности инновационных технологий выделяется: КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ, в содержание которого входит "НАЛИЧИЕ ЯРКОВЫРАЖЕННОГО РОСТА ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ".

В результате работы над текст-задачами в 1 классе РЦРСиР по фреймовой технологии у каждого ученика в отдельности:

  • Повысилась познавательная активность;
  • Возрос интерес к предмету;
  • Пропал страх перед решением задач;
  • Появилась уверенность в своих силах.

Работа по фреймовой технологии в Центре слуха и речи на уроках математики продолжается.