Построение уроков с учетом индивидуальных особенностей ученика

Разделы: Начальная школа


Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся очень важно,чтобы учитель знал силы каждого ученика, чтобы пришёл к твёрдому убеждению, что все они способны справиться с поставленными перед ними задачами. К такому убеждению должны прийти и сами ученики. Если же нет уверенности в себе,нет и участия в общей работе.

Степень познавательной активности у каждого своя.Для осуществления индивидуальной работы с классом учитель должен иметь представления о пробелах в знаниях. Поэтому каждый ученик у меня заводит карточку "По следам своих ошибок. "В эту карточку он только вписывает слово,в котором была допущена ошибка, без обозначения,почему так или иначе оно пишется. Если ошибка на пунктограмму, ученик ставит римскую цифру: II - запятая при однородных членах, III-запятая при обращении и т.д. Карточка индивидуальных пробелов заполняется после контрольных и классных работ.По ней ученик сам проводит словарный диктант для класса,составляя словосочетания,в которые обязательно должно входить слово,в написании которого была допущена ошибка.И первый источник заполнения такой карточки-диктанты с самопроверкой.

В начале урока мною часто используется этот приём,так как я убедилась,что любая работа,проверенная тут же самим учеником, принесёт большую пользу.Работу ученик проверяет зелёным карандашом. Приёмы самопроверки разные:сверить по напечатанному тексту (например, по тексту учебника литературы), проверяя себя по орфографическому словарю. Ученик сам ставит себе оценку. Он может сознательно или случайно пропустить ошибку.Я ,просматривая работу, тут же ставлю оценку. Не пропустивший ни одной ошибки получает "пять"(а сам он поставил себе "два"); допустивший пропуск даже одной ошибки, получает "два"( себе-то он поставил, например, "четыре").Таким образом учащиеся приходят к мысли, что лучше не пропустить ошибки, чем пропустить -и получить "два".

Нередко проводится на уроке работа по созданию каждым учеником примеров по аналогии с теми словами и предложениями,которые даёт учитель.

Учитель называет слова,в которых ученик должен найти все орфограммы, обозначить их,сверяя свои предложения с обозначением орфограмм на обложке учебника. Если в слове одна орфограмма, то записывается одно слово, если две-два слова с разными орфограммами. Например, в слове "стелется" три орфограммы: №24 (буквы Е и И в корнях с чередованием); №25 (буквы Е и И в окончаниях глаголов первого и второго спряжения); №23(-тся- и -ться - в глаголах).

Запись в тетради ученика должна выглядеть так:

  • стелется(не перед "А"),расстелить(не перед "А").
  • стелется-первое спряжение(начальная форма - стлать),борется - первое спряжение (бороться-не на -ИТЬ-, не из 11 глаголов).

Стелется (что делает?) - 3 лицо, единственное число(купается - 3 лицо, единственное число).

Ученики становятся в позицию исследователя,а это и создаёт ту истинную активность,без которой немыслим процесс обучения.

Усложнение такой работы. В тетрадь-справочник, который есть у учащихся, записываются "Мудрые мысли" - высказывания о русском языке, пословицы и поговорки. В них ребята ищут все орфограммы, выписывают, графически обозначают.

Для эффективной подготовки к работе над ошибками большое значение имеет учёт индивидуальных ошибок. На каждого ученика заводится страница - "Паспорт ошибок".

Иногда обнаруживается, что тот или иной ученик не мог выполнить задание только потому, что не разобрался в задачах, поставленных темой. В таком случае ученику необходима помощь в процессе индивидуальных занятий.