Роль игры в педагогическом процессе

Разделы: Начальная школа


Все учителя знают, что дети любят играть. Но всегда ли в начальной школе присутствует игра. К сожалению нет. С чем это связано? Возможно некоторые учителя считают, что учение дело серьезное, это труд, поэтому в школе не место развлечениям. Другие учителя и рады бы организовать игру, но не знают как.

Один из неприятных сюрпризов с которым сталкивается ребенок, переступая порог школы – это запрет на движение, запрет на чувство «мышечной радости».

«Двигательный голод» ребенка уже на протяжении ряда лет выступает одной из главных негативных характеристик начальной школы. Причина этого заключается в том, что дети начинают много сидеть на месте.

Данные анкетного опроса «Распределение времени учеников младших классов». Школа и выполнение домашнего задания занимает у ребят примерно 54% времени, но никак нельзя считать, что оставшиеся 46% времени ребенок двигается. 15% времени – занятия в кружках, но кружки бывают разные и многие не связаны с двигательной активностью. 15% - свободное время.

При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. На сохранение и укрепление здоровья, существенную роль играет двигательная активность. В результате ограничения двигатель потребности создается и закрепляется «установка» неприятного. Чтобы это не происходило мы на переменах проводим активные игры для детей, в этом нам помогает учитель физической культуры. Подвижные перемены могут быть направлены на формирование навыков организации деятельности, на увеличение объема двигательной активности. При организации игровой физической деятельности младших школьников следует помнить о том, что правила игр, проводимых на переменах, должны быть достаточно простыми, а участие детей возможно более массовым.

Многие из народов, прославившиеся совершенством своего физического и духовного развития совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот на первом плане у них были игры. У древних греков для этой цели служили главным образом: бег, прыганье, борьба, игра в мяч, как раз именно те самые игры, которые и в настоящее время нравятся детям. Таким образом, разумное использование ресурсов игровой двигатель активности, должно стать инструментом снижения негативных последствий учебной перегрузки.

До начала учебных занятий мы проводим гимнастику, основными задачами, которой является повышение возбудимости нервной системы, ускорение вхождения ребенка в учебный день. Во время уроков мы проводим физкультурные паузы, в целях предупреждения утомления и повышения работоспособности учеников.

К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий.

Обладает ли игра (обучающая) чем-то таким, что заставляет детей играть и, играя, познавать? Можно ответить на этот вопрос однозначно: «Да». Игра должна вести мысль играющих через все ее действия: вопросы и ответы, поддержание интереса с введением новых элементов; создание ситуации оживления.

Обучающая игра не только полезна, но и необходима!

Во-первых, для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог - дети» и отношений между детьми.

Во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения используются обучающие игры, которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач. Характеризуя учебные игры, необходимо отметить следующие особенности:

  • педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;
  • педагог находится в роли наблюдателя или болельщика;
  • педагог участвует в игре в роли ведущего, эксперта, консультанта.

В практике педагогов широко известно использование проблемно – игровых ситуаций, цель которых – развитие у детей творческих способностей. Проблемно – игровые ситуации содействуют включению ребенка в творческую деятельность, развитию своего творческого начала.

Игра в учебно-воспитательном процессе одновременно является и формой, и методом обучения – вполне самостоятельной категорией.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановлюсь лишь на некоторых А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию.

Игры творческие и их разновидности:

  • подвижные игры;
  • дидактические игры.

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают игры с правилами разделить на 3 подгруппы:

  • подвижные игры;
  • сюжетные игры;
  • игра-драматизация.

Особый подход в классификации педагогической игры сделал Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий.

Мы как практики классифицируем игры по следующим видам:

  • малоподвижные игры. Дети играют сидя или стоя на месте.
  • эстафетные игры – это состязание 2-х или более команд в быстроте реакции, в усвоении пройденной темы.
  • игры со сцены. Театрализация учебного процесса.
  • массовые подвижные игры связанные с передвижением, перестроением всех игроков, где дети поют, танцуют. В них принимает участие большое количество детей.

В процессе игры, по нашему мнению, заложены огромные возможности. Для учителя игра – это труд, требующий настоящих умений, настоящих человеческих качеств, а не воображаемых. Учащиеся преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируют свои силы, ловкость, развивают способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки.

Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определении игры в словарях: В словаре Даля такое определение: «Игра – забава, установленная по правилам; играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться».

Для педагога игра выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словарях. Это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную игровую деятельность, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Таким образом, игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков, психического развития и самореализации состояния. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости.

Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.