Цели урока:
Оборудование:
- мультимедиапроектор,
- презентация,
- карточки с названиями животных и растений из Красной книги Российской Федерации,
- Красная книга Мурманской области,
- раздаточный материал,
- карта Мурманской области.
Форма урока: игра-путешествие.
Подготовительная работа:
Класс делится на три команды, выбирается название команды, эмблема, капитан. Во время проведения урока, учащиеся рассаживаются по командам.
Капитан каждой команды готовит сообщение, а учащиеся (по 4 человека) получают индивидуальные задания: подготовить рассказы о редких растениях и животных Мурманской области:
- 1 команда - о растениях (мохообразные - сфагнум блестящий, папоротникообразные - костенец зелёный, цветковые - ива ползучая, мак лапландский).
- 2 команда - о грибах и насекомых (осиновик белый, лисичка жёлтая, бабочки - желтушка торфяниковая, махаон).
- 3 команда - о животных (рыбы - кильдинская треска, птицы - гага обыкновенная, млекопитающие - лесной лемминг, росомаха).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к изучению нового материала.
У: Сегодня мы продолжим путешествовать по родному краю. Девизом нашего урока будут слова Константина Георгиевича Паустовского: "Природа не может процветать без постоянного и бдительного надзора со стороны разумного человека" [3, С. 3].
На уроке вы узнаете новые и интересные факты из жизни нашего края. Куда мы отправимся, поможет узнать отрывок из рассказа Н.И. Сладкова, в котором пропущено это слово или заменено местоимением. (Рассказывает подготовленный ученик - капитан 1 команды)
":- это деревья, кусты, травы. Это боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежины, сухостоины. Грибы, мхи, лишайники. Это звери и птицы. Их следы на снегу, на песке, на грязи. Медвежьи задиры, заячьи погрызы, лосиные заломы. Бобровые ручьи, журавлиные болота, утиные озера. Запахи, шорохи, голоса. Даже солнечные зайчики и эхо!
Из всего этого, как из кубиков, сложен он: огромный, зеленый, заманчивый.
Он оделяет нас дровами, смолой, досками. Орехами, ягодами, грибами. Здоровьем, радостями, загадками. И должны мы за это быть благодарны ему, должны его знать, чтобы охранять и беречь" [4, С. 5] .
У.: Куда мы отправимся в путешествие?
Д.: Мы будем путешествовать по лесу.
У.: Как далеко можно зайти в лес?
Д.: Только до середины, а дальше идёшь из леса.
3. Актуализация знаний.
У.: Прочитайте слова на доске, с которыми мы познакомились на уроках окружающего мира.
Д.: Подснежники, ятрышник, водяной орех, жук-красотел, фламинго, тигр, орёл- беркут.
У.: Что общего у этих растений и животных?
Д.: Эти виды растений и животных редкие, сейчас находятся в опасности и нуждаются в охране. Они внесены в Красную книгу Российской Федерации.
4. Сообщение темы урока.
У.: У нас урок, на котором мы знакомимся со своим городом и Мурманской областью. Сделайте вывод из нашей беседы и сформулируйте тему урока.
Д.: Красная книга Мурманской области. (Показ Красной книги Мурманской области)
5. Основная часть урока.
5.1. Сообщение капитана 2 команды.
Первая областная Красная книга в нашей стране появилась именно на Кольской земле [3, С. 4].
Красная книга Мурманской области - это книга не совсем обычная. Красный цвет сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждение и свод данных о видах животных и растений, попавших в беду. Она только предупреждает об опасности исчезновения видов, но не решает задачи их сохранности и восстановления. Для этих целей создаются специальные охраняемые территории - от заповедников до памятников природы [1, С. 150].
В Красной книге Мурманской области даётся описание редких или нуждающихся в охране растений или животных. Коротко сообщается о распространении данного вида в Мурманской области и условными знаками обозначается это на карте. В Красной книге можно найти сведения о численности нуждающихся в охране растений и животных, и о том, что срочно надо делать, чтобы спасти их от гибели [2].
5.2. Работа по командам.
Используя материал, который участники каждой команды подготовили заранее, составить сообщение по плану:
План сообщения.
1. Название вида.
2. Описание вида.
3. Распространение вида на территории Мурманской области.
4. Принятые и необходимые меры охраны.
5.3. Выступления учащихся по командам с использованием иллюстраций и презентации. <Приложение>
5.4. Выступление капитана 3 команды.
Северный олень.
Самое крупное животное нашего края - северный олень. Он обитает в северной тайге, главным образом в лишайниковых сосняках, горных тундрах и заболоченных участках вдоль берегов рек и озёр. Вес взрослых оленей достигает 160 килограммов и сильно колеблется в зависимости от пола и возраста. Самцы и самки носят ветвистые рога, но сбрасывают их в разное время года. У северных оленей обычно рождается один телёнок в мае - начале июня. Он питается молоком матери до 3-4 месячного возраста, но почти в первый же месяц начинает поедать растительные корма. Основным зимним кормом оленей - служит ягель. В другие времена года эти животные едят травянистые растения и веточный корм.
Он неприхотливый и выносливый. У оленя стройное тело, слегка горбоносая морда, длинная шея и выступающий из меха хвост.
Густой тёплый мех не намокает, защищает его от мороза и хорошо сохраняет тепло.
У оленя тонкие длинные и чуткие ноги. Широкие крепкие раздвоенные копыта, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
Олени имеют очень тонкие чутьё и слух. Уши небольшие притуплённые. Чёрные большие и зоркие глаза, а губы мягкие и ворсистые.
Окраска северного оленя меняется в зависимости от времени года. Зимой он покрыт буровато - серой шерстью. В мае начинается линька. Зимняя шерсть вылезает, торчит клочьями. К июлю олень одевается в короткую тёмно - бурую летнюю шерсть. В конце августа появляется новая зимняя ость, и олень как - будто седеет. Обычно к концу сентября олени полностью укутываются в зимний наряд.
Это смирное и ласковое животное составляет богатство народов Крайнего Севера.
5.5. Беседа о принятых и необходимых мерах охраны северного оленя (отвечают все участники команд).
У.: Какие меры охраны дикого северного оленя принимаются в Мурманской области?
Д.:
1). Создание заповедников.
2). Борьба с браконьерством.
3). Борьба с загрязнением окружающей среды.
4). Слежение за численностью дикого северного оленя
5). Контроль за добычей копытных животных.
5.6. Задание по методике Мюнстерберга.
Каждому ученику выдаётся карточка с заданием (по командам).
Задание: Среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова и составить с ними предложение.
- 1 команда: бсомедвщпчживотноедюфцжоатпомогилдпкщгэкза
- 2 команда: тжарсшхмиыприродумрбоцщтяоохраняйщьтчужгкоэ
- 3 команда: жбмочквъюйрастениящезхбмсвберегитчзорувчрк
5.7. Проверка выполнения заданий командами.
Учащиеся составили предложения:
1. Помоги животным!
2. Охраняй природу!
3. Береги растения!
У.: Как вы думаете, к кому обращаются с такой просьбой?
Д.: К человеку.
У.: Для того, чтобы вы лучше запомнили названия редких растений и животных Мурманской области, сложите карточки так, чтобы получилось слово ЧЕЛОВЕК. (Каждой команде выдаётся набор карточек со словами: олень, лисичка, баклан, росомаха, ива, треска, мак).
5.8. Проверка выполнения заданий командами (возможны другие варианты).
У.:- Вспомните русское название каждого вида. Какие имена прилагательные используются в названиях нуждающихся в охране видов грибов, растений и животных?
- К каким названиям вы не подобрали прилагательных? Почему?
Д.: В названии "росомаха" нет прилагательного.
У.: О каком виде животных, представленных на карточках, мы не говорили на уроке?
Д.: Баклан.
6. Подведение итога урока и домашнее задание.
У.: Подготовить сообщение о баклане.
Литература.
- Дмитриев Н.Я., Товпинец Т.П. Естествознание. 2 кл.: Проб. Учеб. М.: Просвещение, 1992. 192 с.
- Красная книга Мурманской области / Правительство Мурм. обл., Упр. природ. ресурсов и охраны природы окружающей среды МПР России по Мурм. обл.; [Андреева В.Н. и др.; Худож.: А. Макаров]. Мурманск: Кн. Изд-во, 2003. 400 с.
- Редкие и нуждающиеся в охране растения и животные Мурманской области. 2-е изд., исп. и доп. Мурманск: Кн. изд-во, 1990. 192 с.
- Сладков Н. И. Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры / Рис.и оформл. Л. Казбекова. Дет. Лит., 1986. 286 с.