Формирование ЗОЖ на основе башкирских народных традиций

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Эпиграф - башкирская народная пословица: “Мальчик мечтает о лихом коне, а девочка – о птичьем крыле”.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с традициями башкирского народа по формированию здорового образа жизни.
  2. Воспитывать в детях желание вести здоровый образ жизни.
  3. Обучить простейшим приёмам оздоровления.

Приглашен: медработник школы.

Оборудование:

  1. Куклы классного кукольного театра (Юлай – отец, мать, маленький мальчик Салават, конь), ширма, декорации.
  2. Башкирские народные инструменты: курай, кубыз, думбыра.
  3. Башкирский мёд, кумыз.
  4. Компьютер, видеопроектор, экран, диски с фрагментами фильмов: “Куреш”, “Конные скачки на майдане”, “Сабантуй”.
  5. Предметы быта: седло лошади, тустак, лук со стрелами, полотенце для борьбы - “куреш”, спортивный мат, свисток.
  6. Модель юрты башкира. Изображение растения курай (дягиль).
  7. Памятки для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, словарная работа.

Звучит протяжная башкирская народная мелодия в исполнении музыкального инструмента - курая.

Cловарная работа. Слова подготовлены на слайдах и проецируются на экран: “Курай, кубыз, кумыс, сабантуй, куреш, майдан”.

Дети вместе с учителем объясняют значения башкирских слов.

2. Основная часть

Учитель: Дети, как вы думаете, что лучше укрепляет здоровье: хорошее питание, активное движение или занятия творчеством (музыкой, пением, танцами)? Сегодня на занятии будем вместе искать ответ на этот вопрос. Каждая группа детей подготовила свои доказательства, выслушаем их”.

Группа №1: Питание

Дети первой группы подобрали материал о полезных продуктах, используемых в питании башкир.

Сообщения ребят: “Мёд”.

  1. Сама природа Башкортостана как бы специально предназначена для занятий пчеловодством: множество липовых лесов и самых различных цветов-медоносов, растущих на территории Башкортостана. Люди издревле пользуются и ценят продукты, выработанные пчёлами. В составе мёда более 300 различных полезных веществ. Мёд одинаково полезен больным и здоровым, пожилым и детям. Кто потребляет хотя бы по ложке мёда в день, чувствует себя сильнее, выглядит бодрее.
  2. В Древней Греции и Риме считали, что мёд приносит человеку мудрость. В Египте медоносная пчела – символ верности, храбрости. Вот ложка прозрачного, чуть желтоватого мёда, ароматного и вкусного. Она весит всего 30 граммов. Чтобы угостить вас ложкой мёда, 200 пчёл трудятся над его сбором в течение полного рабочего дня. В Башкортостане преобладают такие типы медосбора: липовый, гречишный, донниковый, горчичный, подсолнечниковый, хлопковый.
  3. Продолжает сообщение фельдшер школы:

Мёд – переработанный нектар – обладает антибактериальным, противогрибковым эффектом, убивает кишечные инфекции. Если у вас заболело горло, надо прополоскать мёдом, разведённым водой или чаем.

Маточное молочко – это жидкость из глотки рабочих пчёл. Маточное молочко называют концентрацией жизненных веществ. Оно обладает противовирусным, противоопухолевым свойством, повышает иммунитет.

Прополис – пчелиный клей из смолистых веществ – стимулирует кровеносную систему, убивает вирусы.

Пчелиный яд применяется в апитерапии, при лечении ревматизма и других болезней, связанных с простудой. Древние говорили: “Кто хочет долго оставаться молодым, тот должен есть мёд”.

В ходе рассказа на экран проецируется изображение пчёл, сот, бочонок мёда, прополис, маточное молочко.

Сообщения ребят: “Кумыс”.

  1. Рассказ ученика: “Башкирская лошадь”
  2. Первым помощником и верным другом в нелёгкой кочевой жизни башкира стала лошадь. Башкирская лошадь очень вынослива, легко переносит и зиму, и лето. Хорошо бегает по степным просторам, ловко карабкается с седоком по каменистым горам. Охотно поедает как сочную траву, так и жёсткий степной ковыль. Из молока кобылицы готовят полезнейший напиток – кумыс.

  3. Учитель: “Труд на кумысной ферме нелёгок. Доярки доят кобылиц пять раз в день. Целебный напиток поступает во многие лечебницы, санатории и магазины Башкортостана. Кумыс – богатырский напиток. Кумысолечение, известное с древних времён, широко применяется во многих здравницах Башкортостана. Производство кумыса – одно из древнейших занятий башкир. “Кумыс упитывает, укрепляет, обновляет”, - так описал богатырский напиток известный русский врач В.М.Постников в XIX веке”.

Музыкальная пауза. Танец “Угощение кумысом” в исполнении девочек.

Группа № 2: Движение

(Игры, спорт, защита, добыча)

Дети второй группы подобрали материал доказывающий, что движение и спорт укрепляет здоровье.

Продолжение рассказа о башкирской лошади группой учащихся.

  1. В Башкортостане очень развит конный спорт. В Уфе имеется уникальный конноспортивный комплекс “Акбузат”. Конный спорт завоёвывает всё большую популярность, ведь это истинно народный вид спорта.
  2. В Белорецком районе есть единственный в России конный маршрут, который привлекает любителей конного спорта со всех концов страны.
  3. Большой популярностью среди детей города Мелеуза пользуется конноспортивный комплекс “Тулпар”, в котором тренируются более 100 учащихся. Есть специальная группа по иппотерапии, т.е. лечебной верховой езде.
  4. Рассказ ученика “Сабантуй”
  5. Сабантуй – один из самых любимых народом праздников. “Сабан” - это плуг, “туй” - торжество. Сабантуй отмечался как день завершения земледельческих работ. На просторном лугу – на майдане – устанавливали длинный шест, с привязанным к нему красивым полотенцем.

Во время игр и соревнований, выявляют молодых батыров, защитников рода. Соревнования всегда начинались со скачек. Победителя национальной борьбы на кушаках называли Батыром Сабантуя. А на поднятых руках победитель должен был унести целого барана, который ему вручили в подарок! Для детей проводились весёлые состязания: бег в мешках, с яйцом в ложке, доставание монетки из посуды с катыком и т.д.

Игра для мальчиков “Кто сильнее?” Проводит подготовленный ученик: “Дети, сев лицом друг к другу, упираются подошвами ног и, схватившись за палку, стараются заставить встать друг друга. Игру можно проводить и без палки, сцепившись руками”.

Игра для девочек: “Построй юрту” (из ярких платков)

Рассказ: “Куреш”

Ученики рассказывают об абсолютном чемпионе России по борьбе “Куреш”, тяжеловесе, трёхкратном чемпионе мира по борьбе на поясах Юрии Сабанове.

  • Весёлый молодой спортсмен рассказал о начале увлечения борьбой с большой долей самоиронии. Однажды пришёл к друзьям в Стерлитамакскую физкультурную академию. Решил подкрепиться и направился по коридору в столовую. Каково же было его удивление, когда вместо студентов за столиками с аппетитным обедом увидел расстеленные маты и ребят – в борцовских костюмах. Так и остался в новом спортивном зале и теперь совсем не жалеет об этом.
  • “Куреш” - это название народной борьбы, когда 2 борца честно мерятся силой. В последние годы стало очень популярно в Башкортостане. Открываются спортивные секции по борьбе “Куреш”, и многие ребята записываются туда. 3) Спортивная борьба “Куреш” включена в республиканскую учебную программу по предмету “Физическая культура”. Проводятся турниры среди школьников. Наш тренер познакомил с несколькими приёмами. Мы с другом Ришатом продемонстрируем их вам. (Реквизит: борцовский ковёр или спортивный мат, свисток, два кушака-полотенца).

Театральная пауза. Фрагмент кукольного спектакля из исторического рассказа для детей С. Злобина. “Салават”. (Отец Юлай Азналин впервые сажает трёхлетного сына Салавата на лошадь)

Сценарий.

Отец Юлай: “Жена, кого ты родила – мальчика или девочку?”

Мать: “Посмотри, отец, как бережно он берёт в руки молоденьких пчёл”.

Отец Юлай: “Девчонка, право девчонка! Как я посажу его на коня?”

Юлай сажает сына в седло: “А ну-ка, держи крепче повод!”

Трёхлетний Салават кричит: “Н-но-но!”

Отец испуганно: “Тррр!”

Мальчишка хлещет коня и ещё звонче кричит: “Н-но-но!”

Конь тихонько заржал и немного пробежал рысцой.

Юлай снял малыша с коня и радостно подал матери: “Мальчишка! Точно, мальчишка!”

Конные скачки. Показ небольшого фрагмента фильма: “Башкортостан – страна джигитов” на DVD диске.

Группа № 3: Творчество

Дети третьей группы подобрали материал доказывающий, что занятия пением, игра на музыкальных инструментах, исполнение танцев помогают людям сохранять и укреплять своё здоровье.

Рассказы учащихся:

  1. Пение протяжных народных песен (озон-кюй) в широкой степи, игра на народном музыкальном инструменте курае формируют у исполнителей здоровые лёгкие.
  2. Музыкальный инструмент “Курай”.

Самый древний музыкальный инструмент башкир – это курай. Его легко изготовить, из полого внутри стебля растения, который по-русски называется “дягель” или “дудник”.

Прослушивание отрывка музыкального произведения “Уралым” в исполнении на курае.

  1. Танец – выражение духа и характера народа. Танцы - развивают ловкость, силу, активность, красоту.

Музыкальная пауза. Танец “Охотники” в исполнении двух мальчиков.

Обобщение. Раздача памяток.

Учитель: Каждая группа детей подготовила свои доказательства, мы выслушали всех. Итак, что больше помогает укреплению здоровья: питание, движение, занятия творчеством?

Дети приходят к выводу, что человеку для хорошего здоровья, отличного самочувствия необходимы и хорошее питание, и движение, и творчество.

Раздача памяток. “Памятка”:

  1. Закаляйся на воздухе, в воде, под солнцем.
  2. Питайся правильно. Пусть в твоём рационе, если нет аллергии, будут полезные продукты: мёд и кумыс.
  3. Больше двигайся. Запишись в спортивную секцию.
  4. Пой, танцуй, учись играть на музыкальных инструментах, займись любимым делом.

Учитель: Башкиры говорят: “Родная земля - это золотая колыбель”. Наша земля необычайно богата, щедра, прекрасна. В Башкортостане замечательная природа: много гор, лесов, степей, рек. Природные условия важны для того, чтобы дети росли здоровые и крепкие. Но если у человека ослабленное здоровье, то он может подобрать подходящие средства для закаливания своего организма.