По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, "школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу,… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать". [2] Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск" механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. Портфолио не представляет собой какой-то чёткой концепции. Поэтому для предотвращения недоразумений в научной и практической коммуникации рекомендуется, говоря о портфолио, всякий раз разъяснять, о чём, собственно идёт речь. Понимание и учёт этого факта особенно важны в России, где доступ к литературе по проблеме существенно ограничен.[3]
Слово “портфолио”, как и сама идея собрания работ, не есть изобретение 20 века. В прошлом веке этим итальянским словом называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проспект. Идея применения портфолио в школе возникла в Соединённых Штатах в 80-х годах. Основной смысл портфолио — “показать всё, на что ты способен”. Педагогическая философия портфолио предполагает:
- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность;
- расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.
Можно использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации. Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением классической пятибалльной отметки. [1, 97]
В общем случае портфолио - это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину [2, с.61].
В настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, так и по способам работы с ними. В теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио:
- “Портфолио документов”,
- “Портфолио работ”,
- “Портфолио отзывов”. [4]
По целям различаются портфолио как способ оценки учебных достижений и так называемые портфолио курсов, основная цель которых – позитивно влиять на сам процесс обучения.
В портфолио находят место наряду со школьными и внешкольные работы. В папку кладётся не только работы, но и комментарии к ним самого ученика и учителя. Завершением работы над портфолио часто становится процедура предъявления или защиты.
Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся. Например, процесс создания может проходить в три этапа: сначала собираются все работы учащегося; потом отбираются лучшие работы; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.
Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: “Соберите все свои лучшие работы за четверть”, или “Сложите в папку все письменные работы за этот месяц”. Это и станет первым шагом к созданию портфолио.
Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:
- мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;
- определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся;
- определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,
- определение общей структуры портфолио;
- определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев);
- определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.[3, 244]
Члены рабочей группы Министерства образования и науки РФ по введению профильного обучения систематизировали ошибки, которые невольно допускают и в отдельных школах, и в муниципальных образованиях в целом, с которыми уже столкнулись педагогические коллективы и семьи школьников. Первая группа ошибок связанна со сбором материалов портфолио: нарушение принципа “добровольности” при сборе документов и формирования портфолио, сбор материалов в место ученика, игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций, формализм и соревнование при сборе портфолио. Вторая группа ошибок связанна с формированием объёма портфолио: сбор в портфолио только официальных документов, сбор материалов только за девятый класс. Третья группа ошибок связанна с подменой идеи портфолио традиционными схемами. Это подмена портфолио зачетной книжкой, обязательной характеристикой, подмена систематической работы над портфолио разовой акцией, завышенные требования к внешнему оформлению портфолио. Четвёртая группа ошибок связанна оценкой материалов портфолио: стремление оценить баллами все материалы портфолио, завышение “удельного веса” портфолио, отсутствие единства в оценке материалов портфолио. [5]
Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени. Выделяют три основные цели такой формы работы: 1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного портфолио – показать всё, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути; 2) создание места для накопления способов и средств действия (“инструментов”) учащихся и изготовления с их помощью различных “справочников”, “помощников”, которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач; 3) создание места для построения “пути” достижения класса и отельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся. Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.[7]
В портфолио отмечаются успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи:
- своевременно отмечать успехи ученика;
- проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;
- поддержать интерес школьника к учебному труду;
- формировать самооценку учащегося в процессе учебной деятельности;
- учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач.
В классе, где работает автор статьи, портфолио является неотъемлемой частью обучения, развития и воспитания учащихся. Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве с родителями появились такие рубрики: “Моё имя”, “Моя семья”, “Мой друг”, “Мои увлечения”, “Мои любимые школьные предметы”, “Мой город”. Большое внимание уделяется развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, графики роста скорости чтения. Специальная страничка отведена для отслеживания синергетических умений (так как наша школа работает над программой развития синергетических умений).
В разделе “Мои достижения” помещены грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, заработанные как в учебных олимпиадах и конкурсах, так и в сфере дополнительного образования. Отдельной рубрикой является раздел “Работы, которыми я горжусь”, в виде текстов, рисунков, фотографий. Здесь находятся лучшие творческие работы, рефераты, работы с научной конференции, фотографии объёмных работ по труду, рисунки по темам.
В воспитательной системе класса большое внимание уделяется развитию самоуправления, в портфолио это отражается в рубрике “Моя общественная жизнь”, где показаны поручения, обязанности ученика в классе, благодарности, поощрения, таблица участия ребёнка в классных и школьных мероприятиях.
Работа над формированием портфолио начинает давать положительные результаты. Ребята стремятся быть лучше, успешнее. В прошлом учебном году было завоёвано 4 призовых места в школьной олимпиаде по русскому языку и математике, двое учеников класса заняли первое место в начальной школе в синергетической олимпиаде, победителем школьной синергетической олимпиады стал тоже ученик нашего класса. Большое количество детей принимали участие в конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”. Дети выполняют интересные творческие работы, участвуют в общественной жизни, выполняют поручения. Более насыщенной стала жизнь детей, многие с успехом занимаются в учреждениях дополнительного образования, завоёвывая призовые места в городе и крае в различных видах спорта, бальных танцах.
По результатам школьной игры “Радуга” наш класс был признан лучшим классом в начальной школе в 2006-2007 учебном году.
Список литературы:
- Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. \Серия “Компетеньностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии”. Вып.2. – Самара, изд-во Профи, 2002.-92с.
- П.Ф. Каптерев. Избр. педаг. сочинения. - М., 1982, с. 354-355.
- Большая книга о маленькой школе. /Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003.
- Т. И. Шамова, С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Учебное пособие. Педагогическое общество России. Москва.2007, с. 54-57.
- Народное образование Портфолио: типичные ошибки и затруднения., № 2, 2005,с.72-77.
- Государственный Университет – Высшая школа экономики. Ежеквартальный научно-образовательный журнал. Вопросы образования, № 2, 2004, с.251-259.
- Начальная школа. Новая “философия” оценки в начальной школе. № 2, 2007, с. 8-15.