Творческое освоение учителем современных образовательных технологий: показатели эффективности

Разделы: Русский язык


Настоящее время нередко называют коммуникативно-информационным, так как необыкновенно возросло значение информации в жизни общества, а также разработаны новые технические возможности передачи и хранения информации. В то же время сегодня, как никогда, человек нуждается в живом общении, то есть во взаимодействии с другими людьми, во взаимопонимании, в ответной реакции на свои мысли, взгляды, поведение. К.Фогель отмечает, что «… дети сейчас меньше общаются друг с другом», а также и с родителями. Члены семьи всё меньше времени проводят вместе, посвящая досуг просмотру телепередач и видеофильмов, различным играм с использованием компьютера. Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение речевой культуры. Например, мы слышим неправильное ударение в речи, грубые слова, наблюдаем некорректное поведение. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Мы, педагоги, пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился совершенствовать свою речь, то есть был бы духовно – нравственным, коммуникабельным человеком. Поэтому во многих школах России в число изучаемых предметов вернулась риторика. Именно на уроках риторики у школьников развивается способность «обладать бесценным даром слова», приобщать их к тому, что Антуан де Сент-Экзюпери назвал «роскошью человеческого общения».

Основная задача риторики – формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. Значить, этим умениям надо учить. Любой урок риторики – «это урок творчества учителя и ученика», обучения умелому, искусному, успешному общению. В своей деятельности опираемся на научные идеи д.п.н. Т.А. Ладыженской. Курс «Детской риторики» направлен на то, чтобы «научить эффективному общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому – либо действию. Поэтому на уроках риторики дети «должны как можно больше сами говорить и писать». Конечно, имеют место и такие методы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа, однако наиболее эффективным считаем риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задачи, риторические игры. Риторический анализ формирует у детей умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень их реализации. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем):

  • Что сказал говорящий;
  • Что хотел сказать;
  • Что сказал ненамеренно.

«Риторические задачи формируют умение общаться. Они основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

  • кто говорит – пишет (адресант);
  • кому говорит – пишет (адресат);
  • почему (причина);
  • для чего, зачем (задача высказывания);
  • что – о чём (содержание высказывания);
  • как (в устной или письменной форме);
  • где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
  • время, когда происходит общение».

Для эффективного решения риторических задач обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации. Описываемые события могут происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют сказочные герои. От имени Карлсона, Кота Леопольда, Мартышки, Удава и др. дети благодарят, просят, извиняются, приветствуют. «Таким образом, риторические задачи учат гибкому, уместному речевому общению, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективно». Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесёт скороговорку, сочинит считалку. Риторические игры формируют навыки интонационной выразительности речи. Применяя на практике образовательную технологию д.п.н. Т.А.Ладыженской считаем, что всю деятельность учителю необходимо направлять на развития личности ребёнка через выявление творческой активности всего класса и каждого ученика в отдельности. Основным проявлением творческой активности является поисковая деятельность, которая предполагает теоретическое осмысление знаний и самостоятельный поиск решения задач. В число показателей творческой активности включаем:

  • самостоятельность;
  • новизну и оригинальность;
  • коммуникабельность.

В процессе обучения эффективному общению мы выделяем следующие показатели:

  • высокий уровень интереса быть хорошим собеседником и партнёром;
  • способность к самовыражению в любой жизненной ситуации;
  • стремление к преодолению возникающих трудностей.

Раскрыть у учащихся эти показатели помогают два основных блока риторики: «Общение» и «Речевые жанры».

1-й блок «Общение» - даёт возможность стать интересным собеседником и коммуникантом, определять вид, способ, форму общения, соблюдать этикетные нормы, развивать умение применять полученные знания в конкретной ситуации, формировать желание оценивать себя.

2-й блок «Речевые жанры» предполагает развитие компетентности, умения разграничивать передаваемую и полученную информацию, вкладывая в неё смысл, принимать альтернативное решение.

В результате творческого поиска определились этапы выполнения заданий, активизирующих творческую активность учащихся. От урока к уроку вводим систематически усложняющиеся творческие задания, создающие атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями.

1-й класс. Тема. Заголовки бывают разные.

Цель: развивать фантазию, воображение, речь.

Задание. Придумать заголовок к рассказу о любимом домашнем питомце.

Результат.

Никита Ч. «Котёнок», «Мой кот».

Света К. «Мой любимый щенок».

Тихон С. «Кот и пёс».

1-й класс. Тема. О чём можно узнать из заголовка.

Цель: научить определять тему текста по заголовку, развивать оригинальность, фантазию.

Задание. 1. Придумать заголовок к предложенному тексту, подобрать для заголовка слова из текста.

Наступила зима. Выпал первый снег. Деревья стоят в пушистых шубах. Сегодня я пойду с папой развешивать кормушки для птиц, которые остались зимовать. А вечером мы с ребятами будем кататься с горки, и играть в снежки.
Катя М.

Результат.

Надя К. Зима.

Олеся Г. Зимушка – зима.

Лия К. Наступила зима.

2-й класс. Тема. Сочини загадку.

Цель: развивать творческую инициативу, фантазию, оригинальность.

Задание. 1. Подбери слова – ассоциации к слову облачко.

2. Сочини загадку про облачко по рифме: плывёт – несёт.

Результат.

  1. Облачко – тучка – дождик – сказка – ветер.
  2. Яна И. В небе белое плывёт,

Тёплый дождик нам несёт.

Саша В. Что – то в небе к нам плывёт,

Сказку добрую несёт.

Даша А. С ветерком оно плывёт,

Может дождик принесёт.

2-й класс. Тема. Было или придумано.

Цель: учить анализировать, сравнивать, обобщать, развивать фантазию.

Задание.

  1. Подобрать слова – ассоциации к словам быль, небылица.
  2. Сочинить быль и небылицу по опорным словам: лес – лиса – волк – заяц – охотник.

Результат.

  1. Быль – было, правда, рассказ.
    Небылица – фантазия, сочинение, сказка, добро.
  2. Влад М. Лиса, волк и заяц живут в лесу. Лиса и волк боятся охотника. А заяц – трусишка боится всех.

В лесу встретились лиса, волк и заяц. Решили они напугать охотника. Поменялись шубками и выбежали на поляну. А охотник не испугался и позвал всех к костру. Так они подружились.

Выполнение творческих заданий на уроках риторики формирует у учащихся коммуникативные умения и навыки. Речь детей обогащается новыми словами, речевыми оборотами, выражениями, ранее неизвестными, появляется умение использовать их в той или иной ситуации. Значительно повышается интерес к творческой работе. У многих детей пробудилась потребность познания родного слова в процессе работы со словарём и другими справочными материалами. Творческие задания можно использовать и на уроках русского языка, чтения.

Уровень сформированности знающего, грамотного, талантливого и коммуникабельного выпускника начальной школы можно определить, используя электронное приложение, разработанное в учебное – методическом комплексе «Школа – 2100». Данные итоговой контрольной работы «Навыки чтения» позволяют учителю самостоятельно совершенствовать образовательный процесс за счёт учёта индивидуальных особенностей учащихся всего класса. Приведённые ниже результаты тестирования можно считать достаточно высокими. Как показывают исследования, учащиеся, чьи результаты соответствуют этим данным, в дальнейшем весьма успешно овладевают последующими учебными навыками.

Приложение.