Воспитание в школе. Стремление к системе

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Основными идеями, которые легли в основу системы воспитательной работы Заинской средней общеобразовательной школы № 2, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного пространства, идея саморазвития, самовоспитания личности. Научным и практическим основанием для программы воспитания, принятой в школе, стали педагогические системы В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Г.К. Селевко, Н.М. Таланчук.

Воспитание рассматривается педагогическим коллективом как процесс регулирования освоения личностью системы социальных ролей: воспитание семьянина; ученика; члена детского сообщества; жителя г. Заинска; воспитание гражданина.

Разработана концепция воспитания, определены конкретные цели и задачи. Главная цель: воспитание человека, способного к самореализации в социальных сферах проживания: семья, коллектив, школа, город, республика.

Спроектировано содержание работы на 5 лет в следующих подпрограммах по реализации концепции:

  1. «Родительский дом – начало начал» - сфера «СЕМЬЯ»;
  2. «Школа для всех – школа для каждого» - сфера «ШКОЛА»;
  3. «Возьмемся за руки, друзья!» – сфера «КОЛЛЕКТИВ»;
  4. «Город, в котором я живу» – сфера «ГОРОД»;
  5. «Моя Родина – Татарстан» – сфера «РЕСПУБЛИКА»

Уровни социального пространства, которые осваивает человек можно систематизировать следующим образом:

  1. "Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе – самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).
  2. "Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
  3. "Я и школа" (традиции в школе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).
  4. "Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, республики).

Реализация программы воспитания предполагает формирование готовности педагогов к отказу от стереотипов профессиональной деятельности, связанных с технократическим стилем взаимодействия; творческое применение современных направлений, форм, технологий воспитания, а также обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это направляющее сотворчество со стороны взрослых.

Исходя из системного подхода, можно выделить 3 слоя воспитательного взаимодействия с личностью ученика.

Первый слой – это воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.

Второй слой – это воспитательное пространство класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.

Третий слой – это система педагогического обеспечения индивидуального развития ребенка.

Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему школы.

Результат:

  1. Формирование воспитательной системы, где каждый ребенок открывает себя в сотрудничестве с другими и с самим собой.
  2. Создание органов самоуправления – Совета «Детство» в начальном звене, Совета «Содружество» – в среднем, и Совета Молодежи «СМол» – в старшем звене.
  3. Создание подросткового клуба по интересам «Творческий поиск».
  4. Образование клуба молодых классных руководителей «Идея» на базе школьного методического объединения классных руководителей.

Презентация школьного Совета молодежи «СМОЛ» состоялась на творческой площадке школы в рамках республиканского совещания работников образования РТ в августе 2007 года.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приоритетными направлениями воспитательной деятельности в школе патриотическое, художественно-эстетическое, ведется работа по программам «Образование и здоровье школьников», «Семья и школа», «Подросток», «Воспитание лидера». Школа стремится к расширению воспитательного пространства, взаимодействуя с городскими центрами культуры, досуга, спорта. Более 85% учащихся школы посещают кружки, секции и студии дополнительного образования.

Таким образом, при построении школьной педагогической системы мы стремимся к созданию оптимально-широкого поля возможностей для удовлетворения, расширения, развития и реализации интересов, способностей и потребностей учащихся.