Основными идеями, которые легли в основу системы воспитательной работы Заинской средней общеобразовательной школы № 2, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного пространства, идея саморазвития, самовоспитания личности. Научным и практическим основанием для программы воспитания, принятой в школе, стали педагогические системы В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Г.К. Селевко, Н.М. Таланчук.
Воспитание рассматривается педагогическим коллективом как процесс регулирования освоения личностью системы социальных ролей: воспитание семьянина; ученика; члена детского сообщества; жителя г. Заинска; воспитание гражданина.
Разработана концепция воспитания, определены конкретные цели и задачи. Главная цель: воспитание человека, способного к самореализации в социальных сферах проживания: семья, коллектив, школа, город, республика.
Спроектировано содержание работы на 5 лет в следующих подпрограммах по реализации концепции:
- «Родительский дом – начало начал» - сфера «СЕМЬЯ»;
- «Школа для всех – школа для каждого» - сфера «ШКОЛА»;
- «Возьмемся за руки, друзья!» – сфера «КОЛЛЕКТИВ»;
- «Город, в котором я живу» – сфера «ГОРОД»;
- «Моя Родина – Татарстан» – сфера «РЕСПУБЛИКА»
Уровни социального пространства, которые осваивает человек можно систематизировать следующим образом:
- "Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе – самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).
- "Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
- "Я и школа" (традиции в школе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).
- "Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, республики).
Реализация программы воспитания предполагает формирование готовности педагогов к отказу от стереотипов профессиональной деятельности, связанных с технократическим стилем взаимодействия; творческое применение современных направлений, форм, технологий воспитания, а также обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это направляющее сотворчество со стороны взрослых.
Исходя из системного подхода, можно выделить 3 слоя воспитательного взаимодействия с личностью ученика.
Первый слой – это воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.
Второй слой – это воспитательное пространство класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
Третий слой – это система педагогического обеспечения индивидуального развития ребенка.
Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему школы.
Результат:
- Формирование воспитательной системы, где каждый ребенок открывает себя в сотрудничестве с другими и с самим собой.
- Создание органов самоуправления – Совета «Детство» в начальном звене, Совета «Содружество» – в среднем, и Совета Молодежи «СМол» – в старшем звене.
- Создание подросткового клуба по интересам «Творческий поиск».
- Образование клуба молодых классных руководителей «Идея» на базе школьного методического объединения классных руководителей.
Презентация школьного Совета молодежи «СМОЛ» состоялась на творческой площадке школы в рамках республиканского совещания работников образования РТ в августе 2007 года.
Приоритетными направлениями воспитательной деятельности в школе патриотическое, художественно-эстетическое, ведется работа по программам «Образование и здоровье школьников», «Семья и школа», «Подросток», «Воспитание лидера». Школа стремится к расширению воспитательного пространства, взаимодействуя с городскими центрами культуры, досуга, спорта. Более 85% учащихся школы посещают кружки, секции и студии дополнительного образования.
Таким образом, при построении школьной педагогической системы мы стремимся к созданию оптимально-широкого поля возможностей для удовлетворения, расширения, развития и реализации интересов, способностей и потребностей учащихся.