В последние годы наряду с компьютерной техникой в школы поступают интерактивные доски, использование которых вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.
Практика применения интерактивной доски в нашей школе позволяет выделить следующие направления ее использования в учебном процессе:
- Презентации, демонстрации и создание моделей. Представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов позволяет упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.
- Активное вовлечение учащихся. Интерактивные доски, благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов, улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей и для учащихся. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся в различных формах, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала. Управляя обсуждением, учитель делает интерактивную доску центром внимания для всего класса. Включенные в состав ПО различные спецэффекты (например, Фонарик, Шторка) позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока, что также способствует пониманию и усвоению материала.
- Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски позволяет улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Все, что делают учащиеся на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты урока. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть для повторения пройденного материала.
Разработка урока математики с использованием интерактивной доски.
Тема: Показательная функция.
Девиз: Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий (Т.Эдисон)
Цели:
-образовательные
- обеспечить в ходе урока закрепление понятия показательной функции;
- повторить и углубить знания свойств показательной функции;
- осуществить закрепление сформированных навыков решения показательных уравнений и неравенств;
- осуществить контроль и самоконтроль знаний учащихся, и их коррекцию.
-воспитательные
- воспитывать навыки культуры труда;
- воспитывать эстетический вкус;
- в целях профориентации знакомить учащихся с уровнем заданий по математике на ЕГЭ;
-развивающие
- развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля;
- развивать логическое мышление;
- вырабатывать умение классифицировать и обобщать.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Оборудование: интерактивная доска InterwriteTM Board совместно с мультимедийным проектором и компьютером, переносные ноутбуки с выходом в Интернет.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение теоретического материала.
- Закрепление теоретического материала.
- Самостоятельная работа.
- Коррекция знаний.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационнй момент.
Приветствие, сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания. «Найди ошибку».
Решение домашнего задания подготовлено заранее учителем и в решении допущены ошибки. Решение проецируется на интерактивной доске, которая в данный момент служит экраном. Учащиеся, проверяя, делают исправления в решении на доске (для исправления используется инструмент интерактивной доски Перо красного цвета). При исправлении ошибки ученик обосновывает свои действия, опираясь на теоретический материал. (Страница с исправлениями сохраняется, для возможности, если это будет необходимо, возвратиться к решению). Страница 1. (Страницы на интерактивной доске нумеруются с использованием соответствующего инструмента: Порядок страниц).
3. Устная работа.
Повторение теоретического материала, необходимого для дальнейшей работы на уроке.
Материал подготовлен учащимся из класса в виде презентации (индивидуальное домашнее задание).
С помощью ссылки на файл приложения Microsoft PowerPoint (ссылка создается на интерактивной доске) открываем созданную презентацию.
4. Закрепление теоретического материала.
С помощью программы «НК - График. Версия 1.1. Интерактивная линия»
учителем подготовлены графики показательных функций:
С помощью ссылки на страницу конспекта на интерактивной доске открывается страница с готовыми графиками перечисленных функций.
Учащиеся читают графики (перечисляют характерные свойства). Страница 2.
Страница 3. Задание1. Схематически построить графики функций:
Проверка с помощью слайда приложения Microsoft PowerPoint.
Страница 4.
Задание 2.
Уровень А.
- Найти экстремумы функции у=е-х-е-2х и укажите промежутки возрастания и убывания.
- Решить уравнение
- Решить неравенство
Уровень В.
- Функция задана формулой .Найдите значения постоянных a и b, если .
- Решить уравнение
- Решить неравенство
Уровень учащиеся выбирают сами.
Проверка заданий осуществляется с использованием интерактивной доски (Страница 5) и спецэффекта Шторка.
Учащийся поясняет выполненное задание, а учитель постепенно опускает Шторку, открывая необходимый этап решения.
5. Самостоятельная работа.
Страница 6
Работа в сети Интернет (ссылка на Internet-страницу)
На сайте www.uztest.ru у учителя есть личный кабинет. На странице Текущие задания учителем индивидуально подбираются задания.
Все учащиеся класса имеют индивидуальный доступ на сайт: введя свои логин и пароль заходят на свою страницу и выполняют индивидуальные задания, подготовленные заранее учителем.
Уровень А выполняет задания с выбором ответа.
Уровень В с решением заданий.
Проверка заданий выполняется автоматически и результаты заносятся в Интернет – журнал. Оценки, выставленные в журнал, тут же доступны для просмотра ученику (а так же его родителям, имеющим индивидуальный доступ) и высвечиваются на интерактивной доске.
У учителя есть возможность просмотреть задания учащихся, в которых были допущены ошибки, чтобы учесть это при создании нового индивидуального задания.
6. Коррекция знаний (индивидуально).
Желающие могут исправить свои результаты на следующем уроке.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Индивидуально, с учетом проблемных моментов при решении самостоятельной работы. Задания на сайте www.uztest.ru
Для учащихся отсутствующих на уроке в этот день с помощью специального инструмента программного обеспечения интерактивной доски можно записать все действия, происходящие на доске. Запись осуществляется в видеофайл, который учащийся может просмотреть позже.
Список литературы.
- В.Я.Солодухин. Сборник упражнений по алгебре. Показательная и логарифмическая функции.- М. : Школьная пресса, 2002 (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып.19 ).
- Сетевая версия интерактивного учебника серии «Все задачи школьной математики. Алгебра и начала анализа. 11класс» (программа «НК - График. Версия 1.1. Интерактивная линия»)