Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Поиграем в зоологическое лото: с одной стороны карточки написано название группы животных, с другой стороны даны признаки новой группы животных. Ученик, отгадавший название группы, переворачивает карточку и читает новое определение. | |
|
|
- А другие группы животных есть? Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать: | |
|
Гусь. |
|
Страус. |
|
Пингвин. |
|
|
|
|
А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных ты знаешь? | Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши. |
|
|
Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому? | Чем тяжелее птица, тем больше усилий требуется для полета и для того, чтобы оторваться от земли. |
- Опираясь на текст учебника стр. 104- 106 и наглядные пособия, в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд “изобретение”. | Работа групп, в результате которой вывешиваются списки приспособлений, которые сравниваются и уточняются. |
- В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете, бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Они вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч, так как не могут летать. |
|
|
|
|
|
Практическая работа в группах: рассмотрите перья птиц. Какие они? Как они устроены, чем похожи и чем отличаются разные виды перьев. Затем выполните задание 1 на стр. 49 в рабочей тетради. | Общий вывод групп: перья - лёгкие,
прочные, упругие, тёплые. Можно попытаться
разъединить опахало пера, но перья снова
смыкаются. Собрав несколько перьев, можно
сделать веер. Если помахать перьями, то ощущается
движение воздуха – перья опираются на воздух при
движении. Перья: маховое из крыла, покровное с груди создает контур тела, рулевое из хвоста, пуховое с брюха греет птицу, удерживая воздух вокруг тела. |
|
|
Что происходит в жизни птиц весной? | Строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их. |
Кто ещё откладывает яйца при размножении? | Насекомые, пресмыкающиеся. |
Дома вы выполняли задание 4 на стр. 48 в рабочих тетрадях. Какой ответ выбрали? В чем сходство и различие размножения пресмыкающихся и птиц. Что даёт забота о потомстве? | Забота родителей может обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников. Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детенышей. |
Самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы откладывают обычно одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет выжить птенцу. | Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому птенцы хорошо растут и чаще выживают. |
Рассмотрите рисунок на стр. 107 в учебнике. Какие из этих птиц оседлые, а какие – перелетные? | Оседлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелетные птицы: кукушка, мухоловка, стриж улетают в теплые края, свиристель прилетает на зиму с севера. |
Как вы думаете, с чем это может быть связано? | С наступлением холодов пищи становиться все меньше и меньше. |
Назовите других оседлых птиц, которых
мы можем встретить в нашей местности.
Выполните в парах задания 2 и 3 на стр. 49 в рабочей тетради. |
Голубь, галка, ворона, синица, сорока, клест. |
Назовите основную причину перелетов птиц. Из-за чего перелетные птицы улетают в тёплые края? | Основная причина - недостаток пищи. От холода птиц защищают перья. |
Как можно помочь оседлым птицам зимой? | Устроить зимнюю кормушку: голубям и воробьям – хлеб, синицам – семечки, несоленое сало. |
Физминутка - игра: присесть, если
птица перелетная, хлопнуть в ладоши, если –
оседлая. Воробей, грач, скворец, поползень, кукушка, ворона, голубь, стриж, синица, свиристель, клест, дятел. |
|
Работа в группах по карточкам для групповой работы. Определите по внешнему виду птиц их образ жизни. Выделите и подпишите группы наземных, околоводных, древесных и хищных птиц. Подготовьте рассказ о приспособлениях к условиям обитания. | У древесных птиц острые когти, помогающие им лазать по деревьям. У наземных – длинные пальцы. У многих водных – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных – острый загнутый клюв и когти. |
Полезны или вредны хищные птицы? Одна сова за лето съедает 1000 мышей – полевок, а одна полевка за это время съедает 1 кг зерна. |
В природе все взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах. |
Почему у птиц такие разные клювы? | Форма клюва зависит от способа добывания пищи. |
Самостоятельно выполните задание 5 на стр. 49 тетради. Сверьте свои ответы с ответами на доске. Если вы в задании не сделали ни одной ошибки, вы выполнили задание на 5, 1-2 ошибки соответствуют оценке 4. Задание сложное, поэтому давайте разберем, где возникли затруднения. | Дятел – 1, колибри - 5, дубонос – 7, утка – 2, козодой – 3, бекас – 9, орлан – 4, пеликан – 6, цапля – 8. |
Где встречаются страусы, пингвины, гуси? | Страусы встречаются в Африке и в Америке, пингвины в Антарктиде, гуси по всему земному шару. |
Какой вывод можем сделать? | Птицы прекрасно приспособились к использованию воздуха и расселились по всему свету. |
|
Птицы – лучшие летуны в животном царстве. |
Урок окружающего мира по теме "Пернатые изобретатели"
- Голенкова Марина Дмитриевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками