Урок окружающего мира по теме "Пернатые изобретатели"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Деятельность учителя Деятельность учеников
Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Поиграем в зоологическое лото: с одной стороны карточки написано название группы животных, с другой стороны даны признаки новой группы животных. Ученик, отгадавший название группы, переворачивает карточку и читает новое определение.  
  • Животные, состоящие из одной клетки.
  • Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.
  • Животные с восемью конечностями, плетут паутину.
  • Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру.
  • Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру.
  • Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца.
  • Простейшие.
  • Насекомые.
  • Паукообразные.
  • Рыбы.
  • Земноводные.
  • Пресмыкающиеся.
- А другие группы животных есть? Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать:  

Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда,
Ему не снять их никогда.

Гусь.

И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?

Страус.

Скажи ты мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак?

Пингвин.
  • О ком мы будем говорить на уроке?
  • Как звучит тема урока в учебнике?
  • Что значит изобретать?
  • О птицах.
  • Пернатые изобретатели.
  • Придумывать что-то новое, неизвестное ранее.
  • Почему пернатые?
  • Попробуйте дать определение: птицы – это…
  • Перья есть только у птиц.
  • Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать.
А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных ты знаешь? Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши.
  • Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем другие летающие животные! Пикирующий на добычу сокол – сапсан развивает скорость до 300 км/ч, а в горизонтальном полете – до 110 км/ч. На какой вопрос мы должны ответить на уроке?
  • А к чему должны были приспособиться птицы?
  • Ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать?
  • Какие приспособления нужны птицам для полета?
  • К воздушной среде.
  • Птицы должны иметь обтекаемую форму. У них должны быть крылья. Птицы должны быть сильными и лёгкими.
Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому? Чем тяжелее птица, тем больше усилий требуется для полета и для того, чтобы оторваться от земли.
- Опираясь на текст учебника стр. 104- 106 и наглядные пособия, в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд “изобретение”. Работа групп, в результате которой вывешиваются списки приспособлений, которые сравниваются и уточняются.
- В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете, бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Они вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч, так как не могут летать.
  • Легкий скелет. Вместо зубов – лёгкий клюв.
  • Некоторые внутренние органы уменьшены – чем тяжелее птица, тем сложнее летать.
  • Хорошо развиты полётные мышцы. Сердце и легкие совершенны. Благодаря им обмен веществ у птиц идёт быстро, поэтому птицы могут поддерживать постоянную высокую температуру тела, + 40°, птицы – теплокровные животные. Для полета нужна энергия, птицы запасают ее в жировых отложениях. Крылья птиц – видоизмененные передние конечности.
  • Остановимся подробнее на главном “изобретении” птиц.
  • Какая одежда лучше греет? Почему?
  • Но главное “изобретение” птиц – перья.
  • Шерсть, мех и перья задерживают теплый воздух около тела и не пропускают холодный воздух.
  • Почему парашютист падает?
  • Как парашют замедляет его падение?
  • Действует притяжение Земли.
  • Парашют парит благодаря сопротивлению воздуха.
Практическая работа в группах: рассмотрите перья птиц. Какие они? Как они устроены, чем похожи и чем отличаются разные виды перьев. Затем выполните задание 1 на стр. 49 в рабочей тетради. Общий вывод групп: перья - лёгкие, прочные, упругие, тёплые. Можно попытаться разъединить опахало пера, но перья снова смыкаются. Собрав несколько перьев, можно сделать веер. Если помахать перьями, то ощущается движение воздуха – перья опираются на воздух при движении.

Перья: маховое из крыла, покровное с груди создает контур тела, рулевое из хвоста, пуховое с брюха греет птицу, удерживая воздух вокруг тела.

  • Выполните задание на стр. 105 учебника. Определите, в какую “одежду” превращается оперение птицы чечетки летом, зимой, ночью.
  • Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц?
  • Летом перья – защитная одежда, зимой – шуба, ночью – одеяло.
  • Перья позволяют опираться на воздух в полете, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы. Водные птицы смазывают свои перья жиром, поэтому вода не смачивает их, и птицы могут не только летать, но и плавать.
Что происходит в жизни птиц весной? Строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их.
Кто ещё откладывает яйца при размножении? Насекомые, пресмыкающиеся.
Дома вы выполняли задание 4 на стр. 48 в рабочих тетрадях. Какой ответ выбрали? В чем сходство и различие размножения пресмыкающихся и птиц. Что даёт забота о потомстве? Забота родителей может обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников. Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детенышей.
Самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы откладывают обычно одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет выжить птенцу. Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому птенцы хорошо растут и чаще выживают.
Рассмотрите рисунок на стр. 107 в учебнике. Какие из этих птиц оседлые, а какие – перелетные? Оседлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелетные птицы: кукушка, мухоловка, стриж улетают в теплые края, свиристель прилетает на зиму с севера.
Как вы думаете, с чем это может быть связано? С наступлением холодов пищи становиться все меньше и меньше.
Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности.

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны…(Н.Рубцов)

Выполните в парах задания 2 и 3 на стр. 49 в рабочей тетради.

Голубь, галка, ворона, синица, сорока, клест.
Назовите основную причину перелетов птиц. Из-за чего перелетные птицы улетают в тёплые края? Основная причина - недостаток пищи. От холода птиц защищают перья.
Как можно помочь оседлым птицам зимой? Устроить зимнюю кормушку: голубям и воробьям – хлеб, синицам – семечки, несоленое сало.
Физминутка - игра: присесть, если птица перелетная, хлопнуть в ладоши, если – оседлая.
Воробей, грач, скворец, поползень, кукушка, ворона, голубь, стриж, синица, свиристель, клест, дятел.
 
Работа в группах по карточкам для групповой работы. Определите по внешнему виду птиц их образ жизни. Выделите и подпишите группы наземных, околоводных, древесных и хищных птиц. Подготовьте рассказ о приспособлениях к условиям обитания. У древесных птиц острые когти, помогающие им лазать по деревьям. У наземных – длинные пальцы. У многих водных – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных – острый загнутый клюв и когти.
Полезны или вредны хищные птицы?

Одна сова за лето съедает 1000 мышей – полевок, а одна полевка за это время съедает 1 кг зерна.

В природе все взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах.
Почему у птиц такие разные клювы? Форма клюва зависит от способа добывания пищи.
Самостоятельно выполните задание 5 на стр. 49 тетради. Сверьте свои ответы с ответами на доске. Если вы в задании не сделали ни одной ошибки, вы выполнили задание на 5, 1-2 ошибки соответствуют оценке 4. Задание сложное, поэтому давайте разберем, где возникли затруднения. Дятел – 1, колибри - 5, дубонос – 7, утка – 2, козодой – 3, бекас – 9, орлан – 4, пеликан – 6, цапля – 8.
Где встречаются страусы, пингвины, гуси? Страусы встречаются в Африке и в Америке, пингвины в Антарктиде, гуси по всему земному шару.
Какой вывод можем сделать? Птицы прекрасно приспособились к использованию воздуха и расселились по всему свету.
  • Прочитайте вывод учебника на стр. 107, найдите предложение, в котором заключена главная мысль.
  • Вопросы тренажера позволят вам оценить, насколько хорошо вы познакомились с пернатыми изобретателями.
  • Дома выполните два задания по выбору на стр. 49 рабочей тетради (№ 4,6,7).
Птицы – лучшие летуны в животном царстве.