1.1. Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние три года.
В течение последних трёх лет общая успеваемость обучающихся по русскому языку и литературе остаётся неизменной и соответствует 100%-ному показателю (Приложение 1, приложение 2).
Главный результат работы:
- рост самостоятельности у тех обучающихся, которые были пассивны;
- повышение интереса к предмету;
- наблюдается позитивная динамика учебных достижений по годам.
100%-ный уровень обученности показали выпускники, сдававшие экзамены по литературе в традиционной форме за 2004-2005 учебный год (Приложение 3).
1.2. Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года
С 2004–2005 учебного года наблюдается рост качества знаний отдельных обучающихся по итогам учебного года по русскому языку. Выросло число учащихся, имеющих оценку «хорошо» и «отлично». (Приложение 4).
С 2004–2005 учебного года наблюдается тенденция роста качества знаний по итогам учебного года по русскому языку и литературе на 10% (Приложение 5).
Результаты контрольных срезов по русскому языку в 5А классе, проведённые администрацией школы (Приложение 6).
- 1 четверть «Словосочетание»
- 2 четверть «Буквы З и С на конце приставок»
- 3 четверть «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
- 4 четверть «Буквы О-А в корнях –РОС-, -РАСТ-, -РАЩ-
Оптимальный уровень обученности показывает, что качество знаний колеблется от 59,9% до 63,5%.
Положительную динамику качества знаний по литературе (20%) характеризуют следующие данные за 2004-2005 учебный год (Приложение 7).
Положительные результаты итоговой аттестации показывают высокий уровень сформированности у выпускников жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:
- извлекать информацию при аудировании и чтении, адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрение;
- интерпретировать в письменной форме информацию, извлечённую из прочитанного текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально – смысловом типом речи;
- соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические) (Приложение 8).
Эти ребята оказались конкурентоспособными, подтвердили свои знания, полученные в школе, учатся в престижных вузах.
Особой гордостью являются Максутова Анастасия и Апхаликова Вера, поступившие на филологический факультет.
1.3. Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней.
Растёт количество обучающихся, участвующих в олимпиадах и добивающихся высоких результатов.
Принимали участие в олимпиадах по русскому языку и литературе:
- на школьном уровне (в процентах от общего числа обучающихся) (Приложение 9). Динамика роста числа участников составила по русскому языку и литературе 11%
- на муниципальном уровне число участников возросло в два раза (Приложение 10).
- на областном уровне: 2006-2007 - 1чел. (Павлова Н., 8кл.)
1.4.Увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся по русскому языку и литературе (проектов, исследований).
Учебно-исследовательская деятельность – это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний.
Моя цель: создание условий для развития творчества обучающихся, самоопределения и самореализации.
Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи:
- сформировать интерес к познанию мира;
- развивать умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике.
Число желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью растёт год от года (Приложение 11).
Тема каждого исследования актуальна. Обучающиеся стараются качественно анализировать состояние проблемы, учатся использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы. Изучают специальный и научный аппарат по данной теме. Также обосновывают собственные выводы и грамотно отвечают на вопросы в процессе защиты результатов исследования. Рефераты, исследовательские работы, доклады, презентации, стендовые отчёты рекомендованы к представлению на Всероссийской научно-практической конференции, защите на экзамене.
Творческие работы обучающихся, в том числе созданные в форме мультимедийных презентаций, качественно оформлены и являются частью учебно-методического комплекса кабинета русского языка, служат в качестве раздаточного материала на уроках, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе.
1.5. Рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента обучающихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета).
С обучающимися психологом школы проводились следующие методики анкетного опроса: «Учитель и ученик», «Мои учебные результаты», «Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках», «Мои жизненные и профессиональные ценности».
Задача: определить мотивацию учения у детей, выяснить, есть ли у них интерес к обучению, а также с целью профориентации и выбора будущей профессии.
Интерпретация полученных ответов показала, что обучающиеся данных классов:
- целенаправленно готовятся к сдаче промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- с интересом слушают учителя;
- охотно занимаются исследовательской деятельностью;
- ставят проблемные вопросы и самостоятельно находят на них ответы, пользуясь справочными пособиями и источниками информации;
- готовятся поступать в вузы – 92%.
Также за последние три года наблюдается позитивная динамика роста уровня мотивации к изучению русского языка и литературы. (Приложение 12)
Тестирование «Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы» показало:
- учитель относится с уважением ко всем ученикам, учитывает реальные учебные возможности, образовательные потребности;
- 89% учеников удовлетворяют знания, приобретённые на уроке;
- 11% - частично.
Учитель стремится к тому, чтобы её школьники как можно глубже и прочнее усвоили русский язык, научились пользоваться русским словом, поняли и почувствовали его точность, меткость, выразительность. Всё, что происходит на уроке, вызывает у детей искренний интерес, развивает творческие способности.
Коллеги считают:
- «Ребята вместе с Мариной Юрьевной отправляются в сказки, совершают незабываемые экскурсии в прошлое и увлекательные путешествия в будущее; меряются силами в турнирах и брейн – рингах, проводят аукционы знаний. Привитию интереса к урокам русского языка и литературы способствуют и другие нетрадиционные формы уроков: урок – конференция, урок – диспут, урок мудрости, урок – откровение, урок – презентация, урок – панорама, урок – суд, урок – соревнование, урок – деловая игра, уроки в форме различных телепередач.» Учитель русского языка и литературы: Путинцева Е.А.
- «Для Марины Юрьевны каждый обучающийся – личность, поэтому она стремится создать на уроке ситуацию успеха. Успех, считает словесник, рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к труду; ситуация успеха становится фактором развития личности ребёнка, ведь её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Атмосфера доброжелательности, внимание, интерес к каждому школьнику на уроке, приветливость, реальная помощь в продвижении к успеху, поддержка в процессе выполнения работы, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества способствует высокой мотивации деятельности обучающихся». Учитель русского языка и литературы: Байбурина Л.Ф.
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.
2.1. Ведение кружков, секций, факультативов в последние три года.
Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся, выявление одарённых детей – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности. Для оптимального решения веду большую внеклассную работу. (Приложение 13)
2.2. Результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах) за последние три года. (Приложение 14, приложение 15, приложение 16)
Совместный труд с обучающимися не замедлил принести положительные результаты.
3. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя.
Мои родные сердца
«… зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь».
А. де Сент-Экзюпери
Ежедневно я погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец, учусь быть добрее и мудрее.
Пять заповедей: любить, понимать, принимать, сострадать и помогать в моей воспитательной работе обеспечивают свободу выбора в принятии решений, создают климат взаимного доверия, доброты и гармонии и самое главное – принимают ребёнка таким, какой он есть.
Мои ученики – мои соратники, мы поровну разделили ответственность в процессе воспитания. Мне не нужно громогласно доказывать свою правоту, идти на хитрости, добиваться понимания, авторитета, так как главное в наших отношениях – взаимоуважение.
Считаю, от меня зависит, придёт ли к каждому ребёнку успех в учении. Я не имею права сомневаться в достижении положительного результата. Безграничная вера в ребёнка помогает мне справиться с проблемами. Для ребёнка важно всегда чувствовать успех.
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, учить трудиться, найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы с учениками в меру своих сил и способностей.
Воспитывать не просто, да и человеком быть не просто, и жить тоже не просто. Но пусть всегда будут школа, 1 сентября, звонок. «Чего вы ждёте от меня, мои родные сердца?» На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь!
3.1 Благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности).
3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями обучающихся.
3.3. Отсутствие правонарушений у обучающихся (или положительная динамика по этому показателю).
3.4. Развитие самоуправления в классе.
3.5. Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения.
В 2006-2007 г. внимательно изучила данные вопросы.
Разработала программу развития классного коллектива «Вечные ценности» (Приложение 17).
Программа «Вечные ценности» на областном уровне вышла в финал и при защите в очной форме получила положительную оценку (Презентация).
3.6. Участие обучающихся в решении проблем местного социума.
Приняла участие в конкурсе общественно полезных инициатив школьников «100 классных проектов» (Приложение 18).
4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
4.1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету.
Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время. Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:
- качественно готовиться к урокам;
- своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;
- расширять использование наглядности;
- самостоятельно подготавливать слайд - фильмы к лекциям;
- использовать в работе учебные электронные пособия, в частности, «Тесты по пунктуации», «Тесты по орфографии», учебно-методическое пособие по Мировой художественной культуре, электронное средство учебного назначения «История искусства», художественные энциклопедии, учебные фильмы.
Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам, выпускают школьный журнал «17 мгновений».
Наряду с традиционными методами контроля, я запланировала тестовый контроль в компьютерном варианте практически по всем темам.
4.2. Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.
Использую элементы технологий. (Приложение 19)
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.
Успешно использую альтернативную технологию обучения детей с признаками одарённости (Матюшкин А.М.).
Руководствуюсь следующими принципами:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип учёта возрастных возможностей.
Цели:
- формирование знаний, умений и навыков в области «филология»;
- создание условий для познавательного и личностного развития обучающихся с учётом дарования.
В обучении одарённых применяю четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:
- ускорение,
- углубление;
- обогащение;
- проблематизация.
Считаю ведущими и основными методами творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные
4.3. Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов.
Творчески адаптировав альтернативные программы по риторике (Кохтева Н.А., Ладыженской Т.Л., Львовой М. Р.), составила рабочие программы для обучения риторике обучающихся общеобразовательной школы 5-9 классов. В настоящий момент апробированы в 5-7 классах. Опыт обобщён на школьном и городском МО.
Ставя цели и задачи курса «Риторика», определяю разноуровневый подход – формирование навыков красноречия (программа-максимум) и развитие навыков публичных выступлений, умение вести спор, дискуссию, развитие творческих способностей, формирование нравственных качеств личности растущего человека (базовый уровень).
В программе определены основные формы, методы, приёмы обучения риторике: упражнения для отработки техники речи, решение коммуникативно-ситуативных задач, анализ и коррекция текстов как устных, так и письменных, доклады, выступления обучающихся.
4.4. Результативность использования современных образовательных технологий.
Использование вышеперечисленных технологий даёт положительные результаты. На протяжении последних трёх лет наблюдаются достаточно стабильные уровни успеваемости – 100% и качества знаний – не менее 35%. Обучающиеся проявляют интерес к предмету во внеурочной деятельности (кружок «Основы журналистики»), занимаются творческой деятельностью (проектно-исследовательская), постоянно участвуют в олимпиадах.
5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы).
Постоянно обобщаю собственный педагогический опыт. Являюсь руководителем школьного МО учителей русского языка и литературы, консультирую по теоретическим вопросам, членом городской комиссии по ЕГЭ, членом городских олимпиад, выступаю учителем-методистом практикантов педагогического колледжа, института. Провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия.
На школьном уровне: (Приложение 20) 2004-2007 - семинары – практикумы по преемственности, в рамках школьных педагогических советов
На муниципальном уровне:
- 2004-2005 уч.г. – методика ноосферного обучения
- 2006-2007 уч.г. – семинар - практикум «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка»
На областном уровне:
- 2006-2007 уч.г. – семинар-практикум «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка»
- 29.11.2007 уч.г. - альтернативная технология обучения детей с признаками одарённости (Матюшкин А.М.);
- декабрь 2007 уч.г.- консультация для зам. дир. по воспитательной работе в рамках конкурса «Самый классный классный».
6. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.
На городском уровне: 2007 – конкурс «Лучшие учителя города» (5 место)
На областном уровне: 2006 – 2007 - конкурс «Самый классный классный».
На всероссийском уровне:
- 2006 – 2007 – Всероссийский фестиваль «Открытый урок»
- 2007 – 2008 - Всероссийский фестиваль «Открытый урок»
Номинация «Классное руководство»
7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
- 2001 – Томский областной институт усовершенствования учителей по теме «Культурологический подход при изучении русской литературы в школе»
- 2005 – Кузбасский региональный институт «Информационные технологии в образовании»
- 2005 - РАЕН (г.Москва) «Теория и практика ноосферного образования в свете законов мира. Биоадекватные технологии и здоровьесбережение».
- 2005 – Курсы ПК
- 2006 – Кузбасский региональный институт «Теория и практика гуманитарного образования»
- 2007 – Агентство выставочного консалтинга. Семинар – тренинг «Эффективный стендист».
Приложения 16–18, 20 и презентацию вы можете получить у автора статьи.