Зачёт по теме "Пропорция. Прямая и обратная пропорциональная зависимости" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель:

  • систематизировать и обобщить изученный материал; ликвидировать возможные пробелы;
  • подготовиться к контрольной работе; развивать умения и навыки решения задач.

Ход урока

Сегодня на уроке мы проводим зачет по теме «Пропорция. Прямая и обратная пропорциональные зависимости».

В ходе подготовки к зачету вам были предложены теоретические вопросы (Приложение №1) и задачи (Приложение №2). По результатам выполнения этих заданий в классе выбраны консультанты, которые будут помогать учителю в приеме зачета. Вы можете ответить им на теоретические вопросы вашего варианта и проконсультироваться по решению задач.

Ваша работа на уроке будет записываться в лист отчета (Приложение №3).

1 вариант

Теоретическая часть.

  1. Сформулируйте основное свойство пропорции.
  2. Как называются числа a и d в пропорции a : b = c : d ?
  3. Какие величины называют обратно пропорциональными?

Практическая часть.

Найдите неизвестный член пропорции

1.

Решите задачи.

  1. Масса 15 одинаковых деталей составила 37,5 кг. Какова масса 12 таких деталей?
  2. Три трактора могут вспахать поле за 20 дней. За сколько дней вспашут это поле 4 трактора при одинаковой производительности?

Дополнительная часть.

Завод за месяц выпустил 3360 машин, что составило 140% его месячного задания. Найдите месячный план завода по выпуску машин.

2 вариант

Теоретическая часть.

  1. Что такое пропорция?
  2. Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям?
  3. Приведите примеры обратно пропорциональных величин.

Практическая часть.

Найдите неизвестный член пропорции

1.

Решите задачи.

  1. Из 39 кг свежих слив выходит 10,5 кг сушенных. Сколько надо взять свежих слив, чтобы получить 14, 7 кг сушенных?
  2. 18 лесорубов могут вырубить участок леса за 46 дней. За сколько дней смогут вырубить тот же участок леса 23 лесоруба при той же производительности труда.

Дополнительная часть.

Сколько получится муки при размоле 12,5 т зерна, если масса муки составляет 80% массы зерна?

3 вариант

Теоретическая часть.

  1. Как называются числа b и c в пропорции a : b = c : d ?
  2. Какие величины называют прямо пропорциональными?
  3. Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.

Практическая часть.

Найдите неизвестный член пропорции

1.

Решите задачи.

  1. На изготовление 8 деталей требуется 1,2 г серебра. Сколько серебра потребуется на изготовление 12 таких деталей?
  2. Если теплоход будет проходить по 20 км в час, то сделает рейс за 9,2 часа. Сколько времени потратит он на этот рейс, если будет проходить по 18,4 км в час?

Дополнительная часть.

Сушеная вишня составляет 15% массы свежей. Сколько получится сушеной вишни из 160 кг свежей? Сколько надо взять свежей вишни, чтобы получить 90 кг сушеной?

4 вариант

Теоретическая часть.

  1. Что такое пропорция?
  2. Как называются числа b и c в пропорции a : b = c : d ?
  3. Приведите примеры обратно пропорциональных величин.

Практическая часть.

Найдите неизвестный член пропорции

1.

Решите задачи.

  1. Из 3 кг сырых зерен кофе получается 2,75 кг жаренных зерен. Сколько килограммов сырых зерен нужно взять, чтобы получить 1,1 кг жаренных?
  2. Для 36 зимовщиков на полярной станции заготовлено продовольствия на 308 дней. Но число зимовщиков уменьшилось на 8 человек. На сколько дней хватит зимовщикам запасенного продовольствия?

Дополнительная часть.

Детям нужно употреблять 1,8л воды в сутки. Из них 20% воды поступает с пищей. Какое количество в виде питьевой воды должны потреблять дети?

Литература.

  1. ЧесноковА.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.
  2. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике/Л.О. Денищева, Л.В. Кузнецова и др.
  3. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах: Методическое пособие для учителя.
  4. Совалейко В.К., Лебедева О.В. Сборник развивающих задач для учащихся 5-6 классов.