Общая характеристика проекта.
Данный проект посвящен теме “Отношения и пропорции”, изучаемой в 6 классе, и рассчитан на 22 учебных часа. Проектная деятельность осуществляется в малых группах по 2-3 человека. На начальном этапе каждой группе сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.
Ознакомительная информация.
Представляет собой исторические сведения и высказывания знаменитых людей об изучаемом объекте – пропорции. Кроме того, в качестве творческого задания можно предложить найти дополнительную информацию, относящуюся к пропорции (строчки из стихов и песен, афоризмы, пословицы, поговорки и пр.).
Типы заданий:
- практические задания , предполагающие выполнение физических действий;
- практические задачи – задачи прикладного характера;
- проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
- теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение;
- задачи – совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений;
- творческие задания – придумать сказку, составить кроссворд.
Блоки проекта:
- Отношения. Пропорции.
- Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
- Масштаб.
- Длина окружности, площадь круга. Шар.
Цели проекта.
Общепедагогические:
- Обучение школьников самостоятельной работе с разными источниками информации, сравнению и установлению связей между известными фактами и явлениями.
- Формирование навыков анализа полученной информации и его применения к решению проблем.
- Развитие таких качеств мышления, как гибкость, критичность, широта, логичность, быстрота.
- Обучение мыслительным операциям сравнения, классификации, обобщения, анализа и синтеза.
- Развитие творческих способностей, воображения, фантазии.
- Формирование коммуникативных навыков.
Учебные:
- Обеспечение понимания изучаемого математического объекта “отношение”, “пропорция”, “длина окружности”.
- Освоение учащимися необходимых и достаточных знаний по теме “Отношения и пропорции”.
- Умение решать типовые задачи.
- Обобщение и систематизацию учебного материала по данной теме.
- Обучение проведению практических экспериментов, умениям делать аргументированные выводы, генерировать идеи по разрешению ситуаций.
- Применять знания к решению новых задач и проблем.
Проектные задания к 1 блоку
Тема: “Отношения и пропорции”
1. (Проблемный вопрос.) Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого?
2. (Практическое задание.) Раскрасьте квадрат 10х10 красным и жёлтым цветом так, чтобы желтый цвет составлял:
- 20% от красного;
- 10% от красного;
- 50% от красного.
3. (Практическая задача.) В твоём классе 22 человека, причем девочек 8 человек. Какую часть учащихся составляют мальчиков к числу девочек и что оно показывает?
4. (Задача-исследование.) Какой процент площади квадрата занимает одна клетка, если в одном ряду квадрата:
- 2 клетки;
- 20 клеток;
- 50 клеток.
5. (Теоретическое задание.) Сформулируйте основное свойство пропорции. Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям? Приведите пример.
6. (Творческое задание.) Составьте кроссворд, используя определения и основные понятия этой темы.
Проектные задания ко 2 блоку
Тема: “Прямая и обратная пропорциональные зависимости”
1. (Теоретическое задание.) Какие величины называют прямо пропорциональными? Приведите примеры. Какие величины называют обратно пропорциональными? Приведите примеры.
2. (Практическая задача.) Чебурашка и Крокодил Гена решили расчистить площадку для детей. Если они возьмут 5 бульдозеров, то площадку расчистят за 210 минут. За какое время эту площадку расчистят 7 бульдозеров?
3. (Творческое задание.) Придумайте по одной задаче со сказочными героями на прямо пропорциональную и обратно пропорциональную зависимость. Решите эти задачи, составив пропорцию.
4. (Задача-исследование.) Подберите такую квадратную сетку, чтобы одна её клетка составляла:
- 4%;
- 1%.
5. (Проблемное задание.) Можно ли составить верную пропорцию из следующих чисел:
а) 15; 14; 8 и 75;
б) ; ; 1 и 1
Проектные задания к 3 блоку
Тема: “Масштаб”
1. (Теоретическое задание.) Что называют масштабом карты? Чему равен масштаб чертежа, если на нем детали увеличены в 5 раз? Уменьшены в 50 раз?
2. (Практическое задание.) Начертите план своей квартиры в масштабе 1:100.
3. (Практическая задача.) Длина дома на плане 25 см. Чему равна длина этого дома на местности, если масштаб 1:300?
4. (Творческое задание.) Придумайте сказку и нарисуйте к ней иллюстрацию?
Проектные задания к 4 блоку
Тема: “Длина окружности, площадь круга. Шар”
1. (Теоретическое задание.) Напишите формулы для нахождения длины окружности по длине её диаметра и по длине её радиуса.
2. (Проблемный вопрос.) Пропорциональна ли длина окружности длине её радиуса?
3. (Практическая задача.) Диаметр пластинки равен 50 см. Найдите длину окружности этой пластинки. Число П округлите до десятых.
4. (Практическое задание.) Выполните необходимые измерения и найдите длину четверти окружности.
5. (Теоретическое задание.) Напишите формулу нахождения площади круга. Пропорциональна ли площадь круга длине его радиуса?
6. (Практическое задание.) Выполните необходимые измерения и вычислите площадь каждой заштрихованной фигуры.
Общие рекомендации к выполнению заданий.
- Задания можно выполнять в произвольном порядке.
- Из всего проекта должно быть выполнено не менее 75% заданий.
- При выполнении заданий могут быть использованы любые книги, учебники, помощь старших (братьев, сестер, родителей).
- Результат каждого задания должен быть представлен в “портфолио”.
- Каждый участник группы должен уметь объяснить любое выполненное задание.
Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов.
Для оценки деятельности классу предлагается заполнить следующую таблицу.
№ | Ф.И. ученика | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя | Средняя оценка |
Каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, и наконец, учитель оценивает деятельность каждого ученика на основании промежуточного контроля и оценок, полученных им на уроках.