Открытый урок риторики "Мимика и жесты"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников;
  • развивать мышление, умение выразить свои мысли с помощью мимики и жестов; расширять кругозор;
  • воспитывать уважение к окружающим тебя людям, умение понимать себя и других путём невербальной коммуникации.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель просит тишины, поднося указательный палец к губам. Затем он рукой показывает знак «садитесь». Потом , обращаясь к одному ребёнку, жестами просит его подняться и вновь сесть на место.

- Ребята, сейчас вы сделали верно всё, о чём я Вас просила. Но как вы меня поняли, ведь я не произнесла ни слова?

Вывод: Движения, которые показал учитель, называются жестами. (тема появляется на доске)

Жесты – это движения не только руками, но и головой, плечами и другими частями тела.

Какие существуют жесты?

  • кивок головой – да
  • покачивание головой – нет
  • погрозить пальцем – не шали
  • палец к губам – тихо
  • рукой помахать – до свидания
  • рука, ладонями вниз – садитесь
  • рука, ладонями вверх – встаньте
  • ладонь немного согнута – иди ко мне

Сегодня, ребята, мы познакомимся с несловесными средствами общения.

2. Изучение нового материала.

  • Беседа.

А нужны ли жесты людям? Зачем?

(Нужны в школе. На уроке математики при изучении геометрических фигур, когда необходимо показать форму тел).

Какие ещё математические понятия можно показать с помощью жестов?

В каких ситуациях ими пользуются?

(Нужно передать информацию; сообщить о своём отношении к чему-либо, о переживаемых чувствах, о своём согласии и несогласии).

ФИЗМИНУТКА.

Летит, летит по небу шар.
По небу шар летит.
Но знаем мы до неба он
Никак не долетит.

(Произносим слова, затем слова заменяем движениями).

  • Работа в парах.

Задание: покажите приветствие, прощание, благодарность.

Вывод: Язык, с помощью которого дети сейчас общались, понимали друг друга, принято называть «язык жестов».

  • Инсценировка.

- Часто ли мы разговариваем на языке жестов, без слов? Да, верно, обычно мы общаемся с помощью словесной речи, а жесты нам помогают. Мне бы хотелось познакомить Вас с одним маленьким цыплёнком.

Жил на свете цыплёнок.
Он был крошечный.
Вот такой.
Но он думал,
что он очень большой,
и когда гулял по двору,
то важничал и
задирал кверху голову.
Вот так.

- Смогли вы представить цыплёнка? (нет) Почему?

- Хорошо. Послушайте сказку ещё раз. Мне помогут ребята.

(Дети инсценируют это произведение).

- А теперь вы увидели героев сказки, поняли, какие они? Что же Вам помогло их как бы увидеть?

Вывод: Правильно. Движения рук, пальцев называют жестами, а выражение лица – доброе, удивлённое, злое – мимикой. Жесты и мимика помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны заменить собой даже целые слова.

Придумайте и расскажите продолжение сказки «Цыплёнок» - по желанию.

  • Работа по учебнику.

Мимика может выразить наше настроение. Рассмотрите рисунки.

- На каких рисунках и как художник передал радость, грусть, удивление, страх. (обратить внимание на глаза, улыбку…)

  • Работа с зеркалом.

Покажите радость, грусть

(Улыбка – знак одобрения, поднятые брови – знак удивления, недоумения).

Соблюдаем технику безопасности.

  • Работа с иллюстрацией.

- Вспомним историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э.Успенский. Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение. Какой рисунок - символ соответствует каждой ситуации?

  • Работа с сигнальными карточками.

Гена – радость

Чебурашка – грусть

Девочка – страх

Продавец – удивление

Обратите внимание не только на мимику, но и на жесты.

  • Работа в парах.

Радость – руки вверх

Грусть - руки у щёк

Удивление – руки в разные стороны

Страх – руки к лицу

Что обозначают мимика и жесты Винни-Пуха и его друзей?

ФИЗМИНУТКА.

Как живёшь? Вот так. (движение)

Как идёшь?

Ночью спишь?

А шалишь?

Как бежишь?

А сидишь?

3. Закрепление изученного материала.

- Всегда ли мы правильно понимаем жесты? У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения. У нас кивок головой означает «да», а в Болгарии – «нет». Чтобы общаться с помощью жестов, нужно знать, что означает определённый жест в той или иной местности.

- Представьте себе, что вы приехали в какую – то страну, языка которой вы не знаете. Использую жесты, спросите дорогу : в бассейн, в библиотеку.

  • Игра: « Мы не скажем, а покажем, что мы делали вчера».

- Мимика и жесты, мешающие пониманию речи: это покручивание пуговицы, одёргивание куртки, ненужная улыбка во время ответа у доски.

Нужно следить, чтобы жесты были уместны, выразительны, помогали точно передать информацию.

- В каких профессиях необходимо умение правильно пользоваться жестами?

  • Домашнее задание: Включите телевизор и уберите громкость. Попробуйте по жестам людей догадаться, о чём они говорят. А потом прибавьте громкость и проверьте, верны ли ваши догадки.

4. Итог урока.

- Мы сегодня познакомились с несловесными средствами общения: мимикой и жестами.

Понравился ли Вам урок?

Формирование самооценки.

Какое у вас настроение? (Покажите с помощью сигнальных карточек).

- Нужны ли людям мимика и жесты?