Цели:
- познакомить обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников;
- развивать мышление, умение выразить свои мысли с помощью мимики и жестов; расширять кругозор;
- воспитывать уважение к окружающим тебя людям, умение понимать себя и других путём невербальной коммуникации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель просит тишины, поднося указательный палец к губам. Затем он рукой показывает знак «садитесь». Потом , обращаясь к одному ребёнку, жестами просит его подняться и вновь сесть на место.
- Ребята, сейчас вы сделали верно всё, о чём я Вас просила. Но как вы меня поняли, ведь я не произнесла ни слова?
Вывод: Движения, которые показал учитель, называются жестами. (тема появляется на доске)
Жесты – это движения не только руками, но и головой, плечами и другими частями тела.
Какие существуют жесты?
- кивок головой – да
- покачивание головой – нет
- погрозить пальцем – не шали
- палец к губам – тихо
- рукой помахать – до свидания
- рука, ладонями вниз – садитесь
- рука, ладонями вверх – встаньте
- ладонь немного согнута – иди ко мне
Сегодня, ребята, мы познакомимся с несловесными средствами общения.
2. Изучение нового материала.
- Беседа.
А нужны ли жесты людям? Зачем?
(Нужны в школе. На уроке математики при изучении геометрических фигур, когда необходимо показать форму тел).
Какие ещё математические понятия можно показать с помощью жестов?
В каких ситуациях ими пользуются?
(Нужно передать информацию; сообщить о своём отношении к чему-либо, о переживаемых чувствах, о своём согласии и несогласии).
ФИЗМИНУТКА.
Летит, летит по небу шар.
По небу шар летит.
Но знаем мы до неба он
Никак не долетит.
(Произносим слова, затем слова заменяем движениями).
- Работа в парах.
Задание: покажите приветствие, прощание, благодарность.
Вывод: Язык, с помощью которого дети сейчас общались, понимали друг друга, принято называть «язык жестов».
- Инсценировка.
- Часто ли мы разговариваем на языке жестов, без слов? Да, верно, обычно мы общаемся с помощью словесной речи, а жесты нам помогают. Мне бы хотелось познакомить Вас с одним маленьким цыплёнком.
Жил на свете цыплёнок.
Он был крошечный.
Вот такой.
Но он думал,
что он очень большой,
и когда гулял по двору,
то важничал и
задирал кверху голову.
Вот так.
- Смогли вы представить цыплёнка? (нет) Почему?
- Хорошо. Послушайте сказку ещё раз. Мне помогут ребята.
(Дети инсценируют это произведение).
- А теперь вы увидели героев сказки, поняли, какие они? Что же Вам помогло их как бы увидеть?
Вывод: Правильно. Движения рук, пальцев называют жестами, а выражение лица – доброе, удивлённое, злое – мимикой. Жесты и мимика помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны заменить собой даже целые слова.
Придумайте и расскажите продолжение сказки «Цыплёнок» - по желанию.
- Работа по учебнику.
Мимика может выразить наше настроение. Рассмотрите рисунки.
- На каких рисунках и как художник передал радость, грусть, удивление, страх. (обратить внимание на глаза, улыбку…)
- Работа с зеркалом.
Покажите радость, грусть
(Улыбка – знак одобрения, поднятые брови – знак удивления, недоумения).
Соблюдаем технику безопасности.
- Работа с иллюстрацией.
- Вспомним историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э.Успенский. Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение. Какой рисунок - символ соответствует каждой ситуации?
- Работа с сигнальными карточками.
Гена – радость
Чебурашка – грусть
Девочка – страх
Продавец – удивление
Обратите внимание не только на мимику, но и на жесты.
- Работа в парах.
Радость – руки вверх
Грусть - руки у щёк
Удивление – руки в разные стороны
Страх – руки к лицу
Что обозначают мимика и жесты Винни-Пуха и его друзей?
ФИЗМИНУТКА.
Как живёшь? Вот так. (движение)
Как идёшь?
Ночью спишь?
А шалишь?
Как бежишь?
А сидишь?
3. Закрепление изученного материала.
- Всегда ли мы правильно понимаем жесты? У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения. У нас кивок головой означает «да», а в Болгарии – «нет». Чтобы общаться с помощью жестов, нужно знать, что означает определённый жест в той или иной местности.
- Представьте себе, что вы приехали в какую – то страну, языка которой вы не знаете. Использую жесты, спросите дорогу : в бассейн, в библиотеку.
- Игра: « Мы не скажем, а покажем, что мы делали вчера».
- Мимика и жесты, мешающие пониманию речи: это покручивание пуговицы, одёргивание куртки, ненужная улыбка во время ответа у доски.
Нужно следить, чтобы жесты были уместны, выразительны, помогали точно передать информацию.
- В каких профессиях необходимо умение правильно пользоваться жестами?
- Домашнее задание: Включите телевизор и уберите громкость. Попробуйте по жестам людей догадаться, о чём они говорят. А потом прибавьте громкость и проверьте, верны ли ваши догадки.
4. Итог урока.
- Мы сегодня познакомились с несловесными средствами общения: мимикой и жестами.
Понравился ли Вам урок?
Формирование самооценки.
Какое у вас настроение? (Покажите с помощью сигнальных карточек).
- Нужны ли людям мимика и жесты?