Всем, кто безумно и жадно стремится
В каменный панцирь одеть общий дом,
Мы предлагаем: «Давайте трудиться,
Сделаем краше наш школьный газон!»
Школа, школьный дворик, школьная тропинка. Как много значат эти дорогие сердцу слова. И детские годы, а потом и юношеские, неразрывно связаны со школьной тропинкой, от звонка на первой, праздничной линейки в первом классе до последнего в одиннадцатом. И, став взрослыми, мы обязательно будем памятью возвращаться к своей школьной тропинке, слыша шепот деревьев, шорох трав.
И по какому участку мы каждый день идем в школу: захламленному, неухоженному, или радующему своей чистотой, блеском утренней росы на изумрудной зелени, красочной фантазией цветочных клумб, вазонов – зависит от нас.
Нашему участку уже около 30 лет. По школьной тропинке в школу приходим мы, дети тех, кто высадил первые деревья и кустарники на пустыре, который представлял наш участок в первый год сдачи школы.
Бывшие ученики школы, преобразили пустырь в мини-парк. Здесь растут тополя, лиственницы, вязы и другие древесно-кустарниковые и травянистые растения. Они создают уют и прохладу в летний период, встречают осенним многоцветьем в наш первый сентябрьский денек, изумляют зимними кружевами инея, приветствуют нас первыми листочками весной.
Как всему живому, растениям нашего участка, нужно внимание, уход, забота. Ведь за тридцать лет биогеоценоз пришкольного участка претерпел значительные изменения.
Наблюдается старение и выпадение деревьев и кустарников. Большая часть травянистого покрова представлена, в основном, злаково-вейниково-крестоцветными, осочко-разнотравными микро-участками. Сам участок по границам «оброс» гаражами, авто-стоянкой, часть зеленой территории отторгнута для строительства дома и создания спортивной площадки. Это снижает санитарно – оздоровительное и эстетическое значение рабочей среды участников «школьного социума».
Поэтому все более актуальным становится обращение к ландшафтному дизайну, благодаря которому возможно проведение работ на новом качественном уровне по восстановлению и облагораживанию территорий, увеличению зеленой зоны нашего пришкольного участка, чтобы его внешний вид, созерцание красоты создавало хорошее настроение, ощущение гармонии с природой, повышало жизненный тонус. А очищенные «зелеными помощниками» от вредных примесей пыли, газа и прочих вредных веществ воздух, почва способствовали оздоровлению окружающей среды, где школьники проводят поурочные, досуговые и другие занятия по разным направлениям: спортивным, научно-исследовательским, предметам естественно-научного цикла, технологии и т. д.
Приобщение ребят, родителей, жителей микрорайона, которые постоянно используют участок, как микро-парк, является хорошим вкладом в оздоровление пришкольного участка.
Развитие экологического мышления и культуры природосообразного поведения, осознание уникальности, красоты, естественных и искусственных ландшафтов помогает в воспитании любви к своей малой родине.
В связи с этим необходимо проводить работы по обустройству территории пришкольного участка в соответствии с современными направлениями и требованиями ландшафтного дизайна, СанПиНа.
Анализ перечисленных ситуаций по пришкольному участку показывает актуальность, востребованность проведения работ по ландшафтному дизайну на территории школы, в которых могут активно участвовать представители школьного социума и все желающие.
Во имя жизни и добра, не ожидая славы,
Поймите, что сажать пора цветы, деревья, травы!
(А. Коростелева, 2004г.)
Цель проекта: воспитание и развитие творческой активности, экологической культуры природосообразного поведения через включение учащихся и их родителей в социальную деятельность по ландшафтному дизайну.
Задачи:
- воспитывать любовь к малой родине через взаимодействие участников проекта с природой
- развивать коммуникативную компетенцию, толерантность через совместную деятельность
- изучить необходимую информацию и познакомиться с элементами ландшафтного дизайна через разные виды деятельности (экскурсии, видео-фотосъемки, Интернет, конкурсы, практические работы и т.д.)
Сроки реализации: работа выполняется в течении 2008-2009 уч. года. Заключительное итоговое мероприятие проводится в сентябре 2009 года.
Ожидаемые результаты:
- воспитание экологической культуры не только у участников проекта, но и жителей микроучастка, прилегающего к школе;
- формирование активной жизненной позиции – осознание личной значимости в деле сохранения и улучшения окружающей природы;
- создание эстетично-уютной зоны пришкольного участка в соответствии с нормами ландшафтного дизайна для использования в оздоровительных, воспитательных, образовательных видах деятельности.
По итогам работы создается:
- электронная презентация этапов работы по проекту;
- электронная книжка растений участка школы;
- список состава растений, рекомендуемых для последующих посадок;
- фонд цветочных растений впервые используемых для украшения клумб, вазонов, рабаток, объемных композиций;
- плакаты;
- визитка пришкольного участка;
- «жалобная книга» растений микроучастка школы;
- сценарии, проводимых праздников, конкурсов, конференций;
- тесты на знание флоры участка;
- творческие отчеты ребят;
- фотовыставка «Дети и цветы» и др.
Участники, партнеры проекта.
Участниками проекта являются ученики 4 класса «Б» и их родители, родственники, предлагая идеи, свое видение по направлениям работ. Они оказывают помощь в приобретении семенного и другого посадочного материала, сопровождают на экскурсиях, принимают активное участие в освещении промежуточных итогов.
Консультативную помощь при проведении теоретических и практических занятий оказывают директор ботанического сада СФУ Селенина Е.А., представитель, общественного экологического движения Коростелева Л.А, специалисты станции «Юных натуралистов», «Роева ручья», общества садоводов Свердловского района.
Имеющиеся и необходимые ресурсы.
Методические: литература по ландшафтному дизайну, электронные ресурсы (инетрнет, мультимедиа и др.)
Дидактические: фотографии, открытки, определители растений, словари, энциклопедии, занимательный материал.
Кадровый:
- Герасимова И.Е. – классный руководитель 4 «Б» класса (учитель начальных классов)
- Павлова В.К. – руководитель-консультант (учитель экологии)
- Токарева А.П., Борисова О.Б., Слепокурова М.В., Щербатова И.Г., Шевченко Н.А. – родительский комитет класса
Материально-техническая база:
- теплица
- семена
- рассада
- микро и макро-удобрения
- садовый инвентарь
Частичное финансирование идет за счет благотворительных пожертвований на приобретение семян, луковиц растений, удобрений, садового инвентаря.
Обществом садоводов Свердловского района обеспечивается доставка почвы, опилок, песка, частично тары для выращивания рассады цветочных культур.
Необходимые предполагаемые расходы:
- Приобретение литературы (видео, фото и Интернет материалов).
- Приобретение семян, рассады.
- Приобретение строительно–оформительного материала (мраморная крошка, гравий, песок, цемент и др.).
- Приобретение инвентаря (шланг, лопаты, грабли, лейки и др.).
- Призовой фонд для ребят, представителей классного социума, участвующих в реализации проекта.
Реализация проекта осуществляется через следующие этапы:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Работы, проводимые в ходе реализации проекта, отражены в плане-карте действий.
План-карта действий.
Подготовительный этап.
- Провести автобусную экскурсию по улицам города. «Цветущий город». Цель: обратить внимание на балконы – выращиваются ли на них цветы, на озеленение улиц – много ли клумб и в каком они состоянии, есть ли зеленые скульптуры (сентябрь 2008)
- Провести анкетирование по теме «Где вы любите гулять с родителями в выходные дни?» Оформить альбомы с фотографиями этих мест. (сентябрь 2008)
- Изучение ландшафтного дизайна через экскурсии: на КГОУДОД Краевую станцию «Юных натуралистов» (октябрь 2008); в «Роев ручей» (октябрь 2008)
- Выяснить состояние ландшафтного дизайна дворовых территорий участников проекта и обсуждение полученных данных (сентябрь-октябрь 2008)
Основной этап
- Изучить декоративные древесно-кустарниковые и травянистые растения (ноябрь 2008)
- Заготовить посадочный материал (декабрь 2008 – февраль 2009)
- Вырастить рассаду для запроектированных клумб (февраль – апрель 2009)
- Провести акцию «Продлим жизнь растениям». Обрезка кустарников (февраль 2009)
- Написать письма с приглашением участвовать в проекте, сделать рисунки и отправить все в центр озеленения и ЖКХ (март 2009)
- Экологический праздник «День Земли» (апрель 2009)
- Подготовка почвы, оформление клумб, объемных композиций (май – июнь 2009)
- Сделать плакаты, призывающие жителей микрорайона участвовать в работах по ландшафтному дизайну на территории школы (май 2009)
- Выполнять вместе с родителями домашние задания: подбирать материалы по темам: «Весенние растения», «Интересно о цветах», «Рисовать схемы-макеты цветочных клумб», «Поздно цветущие растения», альбомы «Любимые цветы» (2008-2009)
- Провести конкурсы между классами: на лучший подбор стихов, загадок о цветах, «Лучшая клумба школы», «Лучший знаток цветов»(2008-2009)
- Оформить «Жалобную книгу природы»: что нужно сделать, чтобы территория школы стала зеленой и красивой (2008-2009)
- Подведение промежуточных итогов работы, представление их на различных творческих отчетах (октябрь, декабрь 2008, март, май 2009)
- Экологический марафон. Подготовка земли для рассады, посадка рассады, разбивка клумб, высадка рассады, уход за цветами в течение летнего периода (февраль-сентябрь 2009)
Заключительный этап
- Фотовыставка «Дети и цветы» (май-июнь 2009)
- Фотоконкурс «Лучшая клумба территории школы» (август 2009)
- Круглый стол «Мы – участники проекта». Обсуждение анкет (сентябрь 2009)
- Праздник «Юные экологи». Подведение итогов и награждение участников (сентябрь 2009)
Подведение промежуточных итогов.
Нами пройден подготовительный этап: изучены некоторые темы по ландшафтному дизайну, как теоретического, так и практического характера (согласно плану карты действий).
В данный период мы приступили к реализации основного этапа проекта.
Уже сейчас можно увидеть, как положительно влияет участие в проектной деятельности на моих учеников. Как загораются их глазки при изучении ландшафтного дизайна и проблем, связанных с экологией. С каким воодушевлением многие родители включились в проектную деятельность! Они – наши помощники и организаторы, генераторы идей и исследователи.
А сколько творческих замыслов можно увидеть в детских работах!..
Совместная деятельность учит чувствовать плечо товарища, быть терпимыми. Такая работа повышает социальный статус ребенка – осознание личной значимости в сохранении и улучшении окружающей природы.
А главное, ребята учатся не на словах, а на деле любить свою малую родину. И, хочется верить, что наша школьная тропинка научит ребят жить в согласии с природой.