Выбор профессии - одна из важных жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально- экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. [4]
Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что возникает все более сильная потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности личности на этапе профориентации, обеспечении возможностей самореализации личности в динамично меняющемся мире. [12]
Задача профориентации - формирование психологической готовности молодого человека к профессиональному самоопределению, ненавязчивое сопровождение в подготовке к выбору профессии. Сегодня существует множество популярных методик по самодиагностике при выборе профессии, тесты, советы, рекомендации. Для занятий по профориентации со школьниками разработаны беседы, игры, конкурсы, викторины
. Пособия дают возможность ознакомиться с профессиями и занятиями, существующими в обществе, с проблемами духовного роста, социального взросления. [5] Но в полной мере повлиять на выбор будущей профессии, помочь в профессиональном самоопределении, они могут молодым людям, имеющим определенные способности, склонности, достижения в той или иной области учебной деятельности, поддержку и помощь со стороны родителей.
В современной школе с переходом к предпрофильной подготовке и профильному обучению ведется целенаправленная подготовка школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Ядром реформы системы образования является профильное обучение. Необходимость первичного профессионального самоопределения учащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки является общепризнанной.[6] Происходит формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии, выявление интересов, проверка возможностей подростка
Цели такой подготовки и обучения - " формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности" [7].
Авторы справедливо отмечают, что именно в 9 классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии. [1]
Личностное самоопределение зависит от самого человека, профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных или неблагоприятных условий). Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой и осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности.[6]
Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека.
С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев выделяют этапы постижения детьми и подростками мира профессий, формирования ценностно - смысловых сторон профессионального труда.
- Первый - эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру - людям труда.
- Второй - I- III(IV) классы - пропедевтический, в ходе которого происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям.
- Третий - IV (V) - VII классы - поисково-зондирующий - формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с с выбором профессии и своего места в обществе.
- Четвертый - VIII - IX классы - (профильная ориентация) - период развития профессионального самопознания - сформированности у школьника личностного смысла выбора направления образования. [13]
У детей, лишенных заботы, тепла и ласки со стороны родителей " выпал" полностью первый этап, в сознании отпечатались сцены из жизни их неработающих, ведущих асоциальный образ жизни родителей. Это означает, что отсутствуют необходимые для успешного протекания второго этапа условия.
Большинство воспитанников детских домов в возрасте 14 - 16 лет имеют социально-педагогическую запущенность, низкий интеллект, проблемы медико - социального характера.[3] Такие негативные черты личности как эмоциональная незрелость, импульсивность, неуверенность в себе, недостаток воли, агрессивность характеризуют многих выпускников детских домов.[9] Инфантильность, замедленность самоопределения, незнание и неприятие самого cебя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы - все это характеризует детей, воспитывающихся в интернатных заведениях.
Социальные сироты, не имеющие примера созидательной конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, нуждах которого заботится государство. Узкий мир образовательного заведения, где воспитываются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей влияет на формирование жизненных ценностей, путей достижения жизненных целей. Часто воспитанники имеют очень общее представление об обычной жизни, в том числе не только бытовой, социальной, но и профессиональной, что свидетельствует о социальной незрелости. [9] Имеющийся скудный опыт взаимодействия с социумом, другими людьми и самим собой не может происходить беспроблемно.
Для качественной реализации программы профориентации необходимо проведение целенаправленной работы в детских домах по трудовой подготовке воспитанников, а для этого необходима организация столярных, швейных и других мастерских.. [10]
Важным и значимым является формирование у воспитанников мотивации к получению образования, профессиональному выбору, построению жизненных перспектив, связанных с получаемой профессией.
Однако чаще всего выпускники детских домов не только не имеют возможности выбрать профессию и место обучения, которые им нравятся, но и не ориентированы на те профессии, которые им предстоит освоить. Недостаточное знание самого себя, заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, отсутствие мотивации к труду типичные трудности при проведении профориентационной работы с воспитанниками детского дома. [6] У детей, которые не могут объективно оценивать свои профессиональные возможности, взросление которых проходит вне семьи, в условиях общежития, необходимо особенно кропотливо формировать реалистичный уровень притязаний.
У воспитанников нет внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, что создает серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности воспитанника сиротского учреждения. [12]
Предпрофильное обучение является фактором социализации детей - сирот. Анализ выбранных учащимися 9-х классов элективных курсов позволяет сделать вывод о том, что они не связаны с будущей профессией, позволяют подготовиться к сдаче ЕГЭ. Собеседование с выпускниками подтвердило выводы авторов о том, что состояние выпускников интернатных учреждение чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью, неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач. [14]
. Старшеклассники выразили беспокойство по поводу трудностей в общении в новом коллективе сверстников, возможного непонимания со стороны преподавателей. Боязнь самостоятельной жизни выпускниками непосредственно связывается с возможным нарушением их прав, трудностями в защите своих интересов. Предстоящее проживание в общежитии вызывает отрицательные эмоции и является крайне нежелательным для выпускников. [Прил. 4]
Фактором, который определяет выбор учебного заведения и будущей профессии, является обучение по программе коррекционной школы. Получение документа об окончании 9 классов коррекционной школы перед выпускниками автоматически закрывает двери многих профессиональных учебных заведений, а получение ряда профессий - делает невозможным. Несмотря на то, что заключения ПМПК определяют дальнейшее обучение детей по программе VIII вида, кроме медицинского диагноза причинами неуспеваемости детей являлись педагогическая запущенность, отсутствие условий в семье для полноценного развития детей, контроля со стороны родителей.
Юноши и девушки, понимая каким препятствием для них в получении желаемой профессии, является обучение в коррекционной школе, обращаются с просьбой устроить их для получения более перспективной профессии, хотя для этого требуется получение документа об окончании основной школы. Три выпускницы 2008 года были приняты в виде исключения в профессиональный лицей.
Анализ устройства выпускников и получения ими профессий за 10 лет существования детского дома позволил составить диаграммы и сделать определенные выводы. Значительная часть воспитанников обучалась по программе коррекционной школы, что составило 61% выпускников. [Прил.2]
Возможность обучения в профессиональных училищах по профессии мастер строительных работ (каменщик, штукатур - моляр) дает получение документа об окончании 9 классов коррекционной школы (39 человек) [Прил. 1]
Далее профессии распределились следующим образом: портной (11) , автослесарь (6), продавец (6), педагогический колледж (2) Ни один выпускник не поступил в высшее учебное заведение. В 2009 году единственная выпускница 11 класса планирует поступление в педагогический колледж в районном центре. Из девяти выпускников 9-х классов 5 человек учатся в основной школе, лишь один из них намерен продолжить обучение в 10 классе. Подростки осознают недостаточный уровень своих знаний, способностей, говорят о возможных трудностях сдачи ЕГЭ.
Поскольку значительная часть воспитанников прибыли в детский дом из Енисейского района, в г. Енисейске учатся или работают их старшие братья и сестры, понятно их желание получать профессию именно в учебных заведениях этого города. Несмотря на то, что в г. Лесосибирске ПУ № 14 принимает юношей, закончивших 9 классов коррекционной школы, предоставляет общежитие, обучались в нем за 10 лет 11 человек. [Прил. 3]
В решении проблем дальнейшего обучения выпускников детских домов недопустим формальный подход, безразличие к судьбам детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большой контраст между условиями проживания в детском доме и затем в общежитии учебного заведения вызывает неприятие, нежелание там жить, а значит - и учиться.
Отдельными проблемами является дальнейшее обучение выпускников детских домов в профессиональном заведении, посещение ими учебных занятий, соблюдения правил проживания в общежитии. Поиски легких путей получения материальных благ приводят к совершению правонарушений со всеми вытекающими последствиями, что осложняет получение профессии, успешность в дальнейшей жизни.
Экономический и финансовый кризис ухудшил материальное и социальное положение многих россиян. Последствия кризиса повлияют на судьбы многих выпускников школ, профессиональных учебных заведений. Особенно тяжело отразится современная экономическая ситуация в стране на судьбах, будущем, профессиональной деятельности детей, вышедших из стен детских домов. В большинстве случаев они лишены моральной, материальной поддержки родителей, поддержки со стороны старших братьев, сестер и других родственников.
От социально-психологической, педагогической и моральной поддержки теми, кто рядом с выпускниками, от созданных условий для успешной адаптации и социализации в обществе во многом зависит их будущее.
Список использованной литературы.
1. Акулова О.В. "Информационная работа в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. тряпициной, - СП б, 2005
2. Володина Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей - сирот. (Программа сопровождения в условиях предпрофильной подготовки) Социальная педагогика, 2008 № 4
3. Ю. Орсаг, О. ПаншинаВоспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации (из опыта работы детского дома) Социальная педагогика, 2006 № 4
4. Овчинников А. Профессиональное самоопределение - эффективное средство социализации детей-сирот. Социальная педагогика. 2008 №4
5. Психологические особенности профориентационной работы с инвалидами. Методическое пособие. Красноярск 2002.
6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники.
7. Г. Резапкина. Уроки выбора профессии. Школьный психолог. 2006 № 14
8. Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов. ч. 2. Методическое пособие из серии "Библиотека профконсультанта". Агентство труда и занятости населения администрации Красноярского края, ГУ Центр Занятости населения города Енисейска
9. Сборник профориентационных игр и сценариев мероприятий (Из опыта профконсультантов ЦЗН) Красноярск. 2005
10. Справочное издание "Образование и карьера. Поступай правильно!" ООО ИГ "Красноярская пресса"
11. Селевко П..К. Найди свой путь: Учебное пособие предпрофильного обучения. - м. народное образование. НИИ школьных технологий, 2006.
12. Н.В. Тутубалина. Твоя будущая профессия: сборник тезисов по профессиональной ориентации./ Н.В. Тутубалина - Изд. 2-е - Ростов н\ Д: " Феникс". 2006.
13. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. Материалы курса "Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении" педагогический университет "Первое сентября". 2006.
14. Шашмуратова Н. Трудовая социализация воспитанников Серменевского детского дома. Социальная педагогика. 2007, №4