Цель
- Узнать причины возникновения гор
- Научиться находить на картах
- Закрепить умение писать заглавную букву в географических названиях
Оборудование
Компьютер, медиапроектор, экран, презентация, карточки с географическими названиями, обобщающими понятиями, стрелки для изображения схемы образования гор, индивидуальные листы для работы и атласы у каждого учащегося, карта полушарий.
Ход урока
1. Организационный момент <Слайд 2>
2. Повторим то, что уже знаем. (Актуализация знаний.)
- Прочитайте слова, подберите карточки с обобщающим понятием
- Волга
- Байкал
- Восточно-Европейская
- Ока
- Селигер
- Западно-Сибирская
- Кавказ
- Тибет
(карточки: река, озеро, равнина)
-Волга и Ока - это реки. Река - это постоянный природный поток воды на поверхности суши. Место рождения реки - это исток, место впадения в другой водоем - устье. На карте реки обозначают голубым цветом.
- Байкал и Селигер - это озера. Озеро - природный водоем со стоячей водой. Бывают проточные (если вытекает река) и бессточные (не вытекает река). На карте изображаются голубым цветом.
- Восточно-Европейская и Западно-Сибирская - это равнины. Ровные или холмистые участки суши с небольшими перепадами высот. На карте изображаются зеленым или желтым цветом.
3. Тема и цель урока
- Не определили лишь два названия: Кавказ и Тибет. Какого цвета не хватает? (Коричневого)
Какова тема сегодняшнего урока? (Горы.) <Слайд 3>
Обратите внимание, что общего в написании всех этих слов? (Они пишутся с большой буквы). Почему? (это географические названия). Таким образом, это еще урок русского языка, тема которого "Большая буква в географических названиях".
Цель <слайд 4>
Узнать причины возникновения гор
Научиться находить на картах
Закрепить умение писать заглавную букву в географических названиях
- Заполните лист самооценки на начало урока <Слайд 5>
4. Работа над новым материалом.
Внимание на слайд.
Чтобы понять как появляются горы необходимо обратиться к строению Земли <Слайд 6>. Снаружи она покрыта твердой каменной оболочкой - Земной корой. Под тяжестью каменных толщ температура и давление под корой очень высоки. В таких условиях плавятся даже камни. Эти расплавленные черные породы поднимаются вверх по трещинам в земной коре и давят на нее изнутри <слайд 7>. В результате действия подземной силы горные породы сминаются, образуя складки. Так образуются горы. <Слайды 8 - 11>
Другая сила, напротив, стремится сгладить поверхность Земли. Это выветривание. <Слайд 12.> Вода и ветер под действием силы тяжести сносят песчинки в первую очередь с крутых склонов - и вершина горы постепенно становится все более плоской. Разрушительная сила воды, ветра и других природных сил называется выветриванием. В результате выветривания молодые горы с острыми вершинами со временем стареют, разрушаются. <Слайды 13, 14>
- Изобразим схему образования гор на доске.
5. Закрепление пройденного. Работа по карте
- Как зависит высота гор и их изображение на карте?(чем более темный цвет, тем выше горы)
Таким образом, как на карте найти высокие горы? (Они изображены коричневым цветом)
Индивидуальная работа.
Вставить пропущенные слова в предложения. Это названия гор, которые найдете с помощью карты на указанных материках или в частях света.
- Как запишете эти названия? (С большой буквы)
Границей между Европой и Азией являются :. горы. (Уральские )
Самые высокие горы планеты находятся в Азии - это : . (Гималаи)
Через всю Северную Америку протянулись : . (Кордильеры)
На западном побережье Южной Америки находятся : . (Анды)
Ближайшие к нам горы - это : . (Кавказ)
- Проверим. Внимание на <слайд 15>.
- Сообщение об Эльбрусе. (Подготовленное заранее учеником) <слайд 16>
Все найденные вами горные системы обозначены на карте каким цветом? (Темно-коричневым).
-Сделайте предположение, какие силы оказали на них большее влияние ? (Подземные)
- А значит это высокие горы, покрытые ледниками и снегами, которые в свою очередь дают начало рекам.
Работа в парах.
- Соедините названия рек с названиями гор, в которых расположены их истоки. <Слайд 17>
Альпы Амазонка Кордильеры Дунай Гималаи Миссури Анды Ганг
Проверка. Внимание на <слайд 18>.
Составьте и запишите предложение с любой парой слов.
- Прочитайте полученные предложения. Какие слова вы написали с большой буквы? (Н-р. Исток реки Амазонки находится в Андах.)
<Слайды 19, 20, 21, 22>.
- Несмотря на то, что горы кажутся такими сильными и неприступными, они нуждаются в охране. Почему? (Это дом для многих видов растений и животных).
6. Итог урока.
- Вспомним, какие цели ставили перед собой в начале урока? <Слайд 23>
Заполните последнюю колонку листка самооценки. <Слайд 24>
- А теперь поделитесь с нами своими достижениями на уроке. <Слайд 25>
7. Домашнее задание.
Стр. 21, №4.
Подготовить сообщение о горах.
Используемая литература.
- Чубова Т.В. "Эльбрус" Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" 2007/2008 уч. год.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля. Баласс 2006.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля. Методические рекомендации для учителя. Москва Баласс 2006.