Задачи:
- Образовательные: раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить учащихся с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и потребления спиртных напитков на сердце и сосуды.
- Развивающие: научить учащихся пользоваться
функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния
и тренированности. - Воспитательные: формировать у учащихся навыки
ведения
здорового образа жизни; помочь осмыслить необходимость сбережения
своего здоровья.
Оборудование: таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека: "Строение сердца", "Схема кровообращения", "Тренировка сердца", "Влияние алкоголя на сердце и сосуды", "Влияние никотина на сердце и сосуды"; секундомер.
Технические средства обучения:
- Мультимедиа.
- Видеомагнитофон, телевизор.
Ход урока
1. Мотивационная беседа и постановка интегрирующей цели.
Школьникам предлагается прощупать свои мышцы плеча, затем упереться в сидение и отжать корпус, не прибегая к помощи ног, несколько раз. После этого снова прощупать те же мышцы и убедиться, что они стали плотнее. Пальпацию проводят в состоянии покоя, мышцы не напряжены. Учащимся предлагаю объяснить причину.
Ответ: После нескольких упражнений мышцы не стали сильнее, но к ним притекла кровь, увеличилось количество тканевой жидкости, снабжение кислородом и питательными веществами тканей улучшилось, что при постоянных упражнениях обычно приводит к тренировочному эффекту.
Учитель: Сегодня на уроке мы выясним физиологические основы укрепления сердца и сосудов, познакомимся с пагубным влиянием на сердце и сосуды алкоголя и никотина, научимся пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния, попытаемся осмыслить необходимость сбережения своего здоровья.
2. Представление участников конференции:
Позвольте представить вам участников сегодняшней конференции: лаборанты кардиологического отделения Областной центральной поликлиники; врач-кардиолог; врач ЛФК; врач-кардиохирург; тренер детской спортивной школы; учащиеся Варваровской школы и ведущий конференции.
3. Ход конференции.
1) Ведущий задает вопрос:
Если тренированного человека можно определить по рельефу мышц тела, тогда как можно определить состояние сердца у человека?
На вопрос могут ответить все, кто знает или предполагает правильный ответ.
Слово предоставляется врачу ЛФК:
Ответ:
-Известный кардиохирург, академик Н.М. Амосов говорил: "Поскольку тренировка затрагивает весь организм, то о мышцах сердца можно судить по развитию скелетных мышц. У кого какие бицепсы, у того такое и сердце". Кроме того существуют различные функциональные пробы, с помощью которых любой человек сможет определить состояние своего сердца.
2) Лаборанты выполняют функциональную пробу " Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку" у хорошо тренированного ученика и у плохо тренированного. ( Что бы результаты были точными, работу проделывают заранее и выступают с методикой проведения пробы и результатами, которые получились у ребят).
Ведущий: Хорошо. Но чем отличается сердце тренированного и нетренированного человека? Мне кажется, что нет никакой разницы.
Лишь бы сердце было здоровым.
Ответ:
3) На вопрос отвечает врач-кардиолог:
-При физической нагрузке обмен веществ в организме возрастает, усиливается потребление кислорода и питательных веществ, больше выделяется продуктов распада. Поэтому при физической нагрузке у тренированного человека работа сердца усиливается за счёт выброса большего количества крови при каждом сокращении. А у нетренированного человека работа сердца усиливается за счёт увеличения частоты сердечных сокращений. Количество крови, выбрасываемое сердцем за 1 цикл, называют ударным объёмом сердца.
Вопрос учащегося: Скажите, к чему могут привести частые сокращения сердца?
-Все очень просто. При такой скорости кровь не успевает заполнить предсердия и желудочки, из-за укороченной паузы ударный объем сердца снижается, мышцы сердца плохо отдыхают. Это может привести к нарушению сердечного цикла, и впоследствии к различным заболеваниям.
4) Ведущий: Наши ученики подготовили сообщения о заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Давайте их послушаем. (Каждому учащемуся предоставляется строгий регламент - не более 2 минут).
Сообщения: - Гиподинамия и её последствия.
- Стенокардия и первая помощь при приступах.
- Гипертонический криз и инфаркт. Первая помощь.
5) Ведущий: С целью профилактики сердечно-сосудистых заболеваний необходимо вести здоровый образ жизни: соблюдать режим питания, труда и отдыха, заниматься физической культурой и спортом, закаливать свой организм и соблюдать правила гигиены. Как правильно организовать тренировки сердечно-сосудистой системы? Об этом расскажет нам тренер детской спортивной школы:
- Сердце - мышечный орган и как всякая мышца нуждается в кислороде и питательных веществах. Прежде, чем начинать тренировки, необходимо проконсультироваться у врача, а затем провести функциональные пробы, о которых сегодня рассказывали лаборанты. Попытка нетренированного человека сразу приступить к большим нагрузкам обычно приводит не только к утомлению мышц, но и к кислородному голоданию, а сердце очень чувствительно к недостатку кислорода.
С другой стороны, известно, что слабые нагрузки тренировочного эффекта не дают. Поэтому нагрузка должна не только постепенно наращиваться, но и правильно дозироваться.
6) Вопрос учащегося: Всегда ли большие размеры сердца говорят о его здоровье?
Ответ:
На вопрос отвечает врач-кардиохирург:
-Нет, не всегда! В моей врачебной практике приходилось оперировать пациентов, которые злоупотребляли алкоголем. Так вот у них отмечались большие размеры сердца, но не за счет развития мышечных волокон. У алкоголиков атрофируется сердечная мышца и разрастается соединительная рубцовая ткань, которая не участвует в сокращении желудочков и предсердий, но занимает большой объем.
7) Ведущий: Действительно, алкоголь вредит
здоровью людей. Ещё мы знаем, что и никотин
пагубно влияет на сердечно-сосудистую систему
человека. Проверить это можно. Сейчас лаборанты
расскажут, как провести ещё одну функциональную
пробу.
Лаборанты выступают с результатами лабораторной работы "Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа курящего человека".
Оценка результатов.
У некурящих людей скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа около 1 - 0,5 см/с. Медленное течение крови в капиллярах дает возможность тканям получать из крови кислород и питательные вещества и отдать ей углекислый газ и продукты распада.
У курящих людей скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа до курения больше примерно в 1,5 раза, из-за постоянного спазма сосудов. После курения скорость кровотока восстанавливается, но не надолго. Уже через 20 минут сосуды вновь сужаются и скорость кровотока возрастает уже в 2 - 2,5 раза. Из-за этого ткани организма, в том числе и сердечная, испытывают кислородное голодание и недостаток питательных веществ. Впоследствии это может привести к серьёзным заболеваниям.
8) Выступление " заядлого курильщика":
-Я обвиняю сигарету в преступном деянии над человеком. На любой пачке от сигарет вы увидите надпись о содержании никотина и смолы. Никотин - это яд! Он обладает двояким действием: в первой фазе он расширяет сосуды и курильщик чувствует себя комфортно, но затем наступает вторая фаза и сосуды сужаются. От этого все ткани организма человека недополучают кислород и питательные вещества. Смола, содержащаяся в табачном дыме, закупоривает альвеолярные пузырьки, оседает на стенках и затрудняет дыхание.
9) После выступления курильщика ребятам предлагается отрывок лекции профессора В.В. Жданова "Влияние алкоголя и никотина на здоровье русской нации" (видео - фильм).
4. Осмысление полученных знаний и подведение итогов конференции.
Ведущий: Уважаемые участники конференции, для осмысления полученной информации, предлагаю закрыть глаза и попытаться вспомнить всё, что вы сегодня услышали из уст врачей, лаборантов, тренера. Как вы себя чувствуете? Я пройду по рядам и вы мне тихонько на ухо шепнёте, как вы себя чувствуете. (Через несколько минут я разрешаю открыть ребятам глаза и предлагаю им ответить на вопросы анкеты, которые высвечиваются на экране мультимедиа).
Вопросы анкеты:
Что значит быть здоровым человеком?
Несколько учащихся зачитывают свои ответы на вопросы анкеты. Таким образом, ответы на вопросы являются итогом конференции.
-Быть здоровым - значит находиться в отличном физическом и психическом состоянии, а не просто не иметь никаких болезней.
-Самая главная функция здоровья человека - родить здоровых детей. Реализация творческих способностей и передача жизненного опыта.
- Здоровье необходимо беречь для того, чтобы последующие поколения наших детей были здоровыми, чтобы люди могли как можно дольше реализовывать свой творческий потенциал и передавать жизненный опыт, чтобы русская нация была полноценной.
- Для сбережения своего здоровья, я выбираю здоровый образ жизни!
5. Рефлексия.
У каждого учащегося на столе лежат "карточки настроения", в которых они обозначают свое настроение на каждом этапе урока.