Уроки контроля и оценки дают возможность педагогу более объективно подойти к оценке результатов учебной деятельности младших школьников.
Основная задача уроков контроля и оценки:
- выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний,
- получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе,
- формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути его совершенствования и преодоления.
- определение эффективности используемых методов, форм и способов учебной деятельности.
Учащиеся на первых порах наблюдают за тем, как учитель осуществляет содержательную оценку результатов их деятельности, затем сами осваивают учебные действия контроля и оценки, выполняя взаимоконтроль и взаимооценку, самоконтроль и самооценку.
При правильной организации контрольно-оценочной деятельности создается благоприятная психологическая атмосфера, которая способствует положительной адаптации ребенка к школьной жизни, сохранению его психофизического здоровья и формированию адекватной самооценки.
Уроки контроля и оценки помогают и учат видеть учащихся динамику своих учебных достижений, сравнивать свои прошлые результаты и настоящие; ориентируют прежде всего на оценку учебных достижений ребенка, а не на учет недостатков в его работе. Такой подход создает для учащихся "ситуацию успеха", стимулирует их познавательную активность и учебную деятельность.
Уроки контроля и оценки также ставят перед учителями важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Работа учителя в ходе контрольно-оценочной деятельности состоит в создании определенного общественного мнения в классе, в организации коллективного обсуждения каким требованиям отвечает работа, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки.
Важным компонентом уроков контроля и оценки является анализ хода и результатов учебной деятельности учащихся, но не только учителем, как это принято в традиционной системе обучения, а совместно с учениками, развивая у них умения видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления. Ученику при текущем контроле отметка ставится только по желанию, а по проверочному, итоговому контролю отметка выставляется всем учащимся, с правом на пересдачу.
Структура урока тематического контроля и оценки
Цель учителя:
- Определить теоретические сведения и учебные действия по изучаемой теме, над освоением которых необходимо дополнительно работать с учащимися
- Способствовать формированию контрольно-оценочных способностей учащихся.
Цель учащихся: Определить собственные достижения и трудности, связанные с выполнением учебных действий в рамках изучаемой темы.
Мотивационный этап
Цель этапа:
1. Мотивация учащихся к учебной деятельности
2. Определение содержательных рамок урока.
Действия учителя: сообщение темы, цели проверочной работы, создание рабочей атмосферы.
Действия учащихся: участие в диалоге.
2 . Этап актуализации знаний, умений.
Цель этапа: Оценивание освоения темы по выделенным основным умениям
Действия учителя: создание ситуации успеха, организация учебного диалога по уточнению основных умений, освоение которых необходимо при изучении данной темы, создание ориентировочной основы действий
Действия учащихся: уточнение границ своих знаний, самоконтроль, самооценка до начала работы (оценка своих возможностей, прогностическая оценка самостоятельной работы, выбор вариантов работы)
3. Этап самостоятельной работы.
Цель этапа: выполнение проверочной работы
Действия учителя: организация индивидуальной деятельности учащихся
Действия учащихся: самостоятельное выполнение проверочной работы.
4. Этап самоконтроля с самопроверкой
Цель этапа: определение правильности выполнения заданий, способствование зарождению нового учебно-познавательного мотива (что нужно еще освоить, над чем еще нужно поработать); обучение грамотному самоконтролю.
Действия учителя: организация самопроверки, создание ситуации успеха; для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность для выявления причин ошибок и их исправления.
Действия учащихся: самопроверка с сопоставлением правильных решений, выявление своих учебных достижений и затруднений.
На данном этапе учащиеся в ходе проверки заполняют свои тематические таблицы достижений. Например, по теме "Деление с остатком"
Таблица достижений
Фамилия имя ___________________________________
Класс___________________________________________
Тема ___________________________________________
Оценка моих умений | |||||||||
Знание таблицы умножения и деления | Умение правильно вычитать | Знание алгоритма деления | Умение правильно определить сколько знаков будет в частном | Умение правильно определить неполные делители | Умение делать проверку | Моя оценка после выполнения работы | Моя оценка после коррекционной работы | ||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | ||||
Прогностическая оценка (заполняется до выполнения работы) |
Дата | Дата | |||||||
"+" - я умею это делать, "*" - не уверен, могу ошибиться, "- не получается
Заполняя таблицу, учащиеся оценивают свои знания, выделяют свои пробелы, затруднения, уточняют над какими умениями следует поработать, на что обратить внимание в дальнейшем.
После выполнения письменных работ заполняют Карты ошибок. С помощью чего осуществляют содержательную самооценку и определяют, чего они еще не знают, не умеют, чтобы написать без ошибок, какие орфографические задачи нужно решить.
Карта ошибок
Фамилия. имя ___________________________________
Класс___________________________________________
№ | Виды орфограмм | Дата написания работы | |||||||
5. Этап рефлексии.
Цель этапа: Провести рефлексивный анализ. Оценить и зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Действия учителя: организовать работу по рефлексии, помочь осознании ими потребности к исправлению учащимися собственных ошибок; акцентирование внимания учащихся на их достижения, поощрение словесной оценкой.
Действия ученика: содержательная самооценка, определение того, что необходимо было знать и уметь, чтобы выполнить работу без ошибок.
В ходе анализа и обсуждения результатов контрольно-оценочной деятельности учащиеся должны отвечать на следующие рефлексивные вопросы:
- Какая была цель? Что нужно было получить?
- Справился ли с работой? Что удалось? Что не удалось? Какие ошибки допущены, в чем?
- Справился ли самостоятельно или кто помог?
- Какое задание было самым трудным? Почему?
- Над какими умениями нужно еще поработать? Как?
- Как бы вы оценили свою работу?
- Доволен ли своей работой?
Карта достижений за ____ четверть
Фамилия, имя ________________________ Класс ___________
№ | Умения, знания по темам | Оценка ученика | Оценка родителя | Оценка учителя | |||
Эти Карты достижений я сделала по четвертям и хранятся они в Портфолио у учащихся.