Урок контроля и оценки

Разделы: Начальная школа


Уроки контроля и оценки дают возможность педагогу более объективно подойти к оценке результатов учебной деятельности младших школьников.

Основная задача уроков контроля и оценки:

  • выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний,
  • получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе,
  • формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути его совершенствования и преодоления.
  • определение эффективности используемых методов, форм и способов учебной деятельности.

Учащиеся на первых порах наблюдают за тем, как учитель осуществляет содержательную оценку результатов их деятельности, затем сами осваивают учебные действия контроля и оценки, выполняя взаимоконтроль и взаимооценку, самоконтроль и самооценку.

При правильной организации контрольно-оценочной деятельности создается благоприятная психологическая атмосфера, которая способствует положительной адаптации ребенка к школьной жизни, сохранению его психофизического здоровья и формированию адекватной самооценки.

Уроки контроля и оценки помогают и учат видеть учащихся динамику своих учебных достижений, сравнивать свои прошлые результаты и настоящие; ориентируют прежде всего на оценку учебных достижений ребенка, а не на учет недостатков в его работе. Такой подход создает для учащихся "ситуацию успеха", стимулирует их познавательную активность и учебную деятельность.

Уроки контроля и оценки также ставят перед учителями важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Работа учителя в ходе контрольно-оценочной деятельности состоит в создании определенного общественного мнения в классе, в организации коллективного обсуждения каким требованиям отвечает работа, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки.

Важным компонентом уроков контроля и оценки является анализ хода и результатов учебной деятельности учащихся, но не только учителем, как это принято в традиционной системе обучения, а совместно с учениками, развивая у них умения видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления. Ученику при текущем контроле отметка ставится только по желанию, а по проверочному, итоговому контролю отметка выставляется всем учащимся, с правом на пересдачу.

Структура урока тематического контроля и оценки

Цель учителя:

  • Определить теоретические сведения и учебные действия по изучаемой теме, над освоением которых необходимо дополнительно работать с учащимися
  • Способствовать формированию контрольно-оценочных способностей учащихся.

Цель учащихся: Определить собственные достижения и трудности, связанные с выполнением учебных действий в рамках изучаемой темы.

Мотивационный этап

Цель этапа:

1. Мотивация учащихся к учебной деятельности

2. Определение содержательных рамок урока.

Действия учителя: сообщение темы, цели проверочной работы, создание рабочей атмосферы.

Действия учащихся: участие в диалоге.

2 . Этап актуализации знаний, умений.

Цель этапа: Оценивание освоения темы по выделенным основным умениям

Действия учителя: создание ситуации успеха, организация учебного диалога по уточнению основных умений, освоение которых необходимо при изучении данной темы, создание ориентировочной основы действий

Действия учащихся: уточнение границ своих знаний, самоконтроль, самооценка до начала работы (оценка своих возможностей, прогностическая оценка самостоятельной работы, выбор вариантов работы)

3. Этап самостоятельной работы.

Цель этапа: выполнение проверочной работы

Действия учителя: организация индивидуальной деятельности учащихся

Действия учащихся: самостоятельное выполнение проверочной работы.

4. Этап самоконтроля с самопроверкой

Цель этапа: определение правильности выполнения заданий, способствование зарождению нового учебно-познавательного мотива (что нужно еще освоить, над чем еще нужно поработать); обучение грамотному самоконтролю.

Действия учителя: организация самопроверки, создание ситуации успеха; для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность для выявления причин ошибок и их исправления.

Действия учащихся: самопроверка с сопоставлением правильных решений, выявление своих учебных достижений и затруднений.

На данном этапе учащиеся в ходе проверки заполняют свои тематические таблицы достижений. Например, по теме "Деление с остатком"

Таблица достижений

Фамилия имя ___________________________________

Класс___________________________________________

Тема ___________________________________________

Оценка моих умений
Знание таблицы умножения и деления Умение правильно вычитать Знание алгоритма деления Умение правильно определить сколько знаков будет в частном Умение правильно определить неполные делители Умение делать проверку Моя оценка после выполнения работы Моя оценка после коррекционной работы
1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание 6 задание
Прогностическая оценка

(заполняется до выполнения работы)

  Дата Дата
               

"+" - я умею это делать, "*" - не уверен, могу ошибиться, "- не получается

Заполняя таблицу, учащиеся оценивают свои знания, выделяют свои пробелы, затруднения, уточняют над какими умениями следует поработать, на что обратить внимание в дальнейшем.

После выполнения письменных работ заполняют Карты ошибок. С помощью чего осуществляют содержательную самооценку и определяют, чего они еще не знают, не умеют, чтобы написать без ошибок, какие орфографические задачи нужно решить.

Карта ошибок

Фамилия. имя ___________________________________

Класс___________________________________________

Виды орфограмм Дата написания работы
                   
                   

5. Этап рефлексии.

Цель этапа: Провести рефлексивный анализ. Оценить и зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Действия учителя: организовать работу по рефлексии, помочь осознании ими потребности к исправлению учащимися собственных ошибок; акцентирование внимания учащихся на их достижения, поощрение словесной оценкой.

Действия ученика: содержательная самооценка, определение того, что необходимо было знать и уметь, чтобы выполнить работу без ошибок.

В ходе анализа и обсуждения результатов контрольно-оценочной деятельности учащиеся должны отвечать на следующие рефлексивные вопросы:

  1. Какая была цель? Что нужно было получить?
  2. Справился ли с работой? Что удалось? Что не удалось? Какие ошибки допущены, в чем?
  3. Справился ли самостоятельно или кто помог?
  4. Какое задание было самым трудным? Почему?
  5. Над какими умениями нужно еще поработать? Как?
  6. Как бы вы оценили свою работу?
  7. Доволен ли своей работой?

Карта достижений за ____ четверть

Фамилия, имя ________________________ Класс ___________

Умения, знания по темам Оценка ученика Оценка родителя Оценка учителя
               

Эти Карты достижений я сделала по четвертям и хранятся они в Портфолио у учащихся.