Цель урока: в ходе исследования выяснить историческое значение эпической поэмы "Слово о полку Игореве".
Задачи:
- Сформировать представление о письменных исторических памятниках Руси;
- Выявить отличительные черты древнерусской литературы;
- Воспитывать уважение к русской национальной культуре.
Тип: урок формирования новых знаний
Структурные компоненты и методические приемы: актуализация знаний - постановка проблемы - исследовательская работа в группах с документом - введение знаний (сообщение) - самостоятельная работа с учебником - закрепление (викторина) - обобщение.
Оборудование: интерактивная доска, документ "Ипатьевская летопись", исследовательские карточки, карта "Феодальная раздробленность Руси ХII-ХIII веках", диск "Культура Руси", компьютерный вариант таблицы с хронологией похода.
Ход урока
Актуализация знаний.
Русская литература одна из древних в Европе. Ее начало восходит ко второй половине Х века. Дальнейшее ее развитие ХII-ХIII вв. было подготовлено культурными достижениями предшествующего периода: великолепным фольклором, развитым литературным языком, высоким уровнем грамотности горожан.
- Не лепо ли ны бяшет, братие, начатии старьши соловесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославича:
Так начинается "Слово о полку Игореве", замечательный памятник древнерусской литературы. Всего десять страниц занимает этот текст в современной книге. Десять страниц, - но, кажется, они написаны огнем по небу и при свете его широко видна Русская земля.
Постановка проблемы: Почему произведение "Слово о полку Игореве" написанное в ХII веке современно и сейчас? Какой путь прошла поэма прежде, чем стать историческим и литературным памятником?
А так как вы сегодня будете проводить исследование, необходимо описать обстановку, которая сложилась на Руси в этот период?
Какой процесс происходил на Руси в ХII веке? (феодальная раздробленность).
Каковы причины феодальной раздробленности? (господство натурального хозяйства, отсутствие необходимости политической зависимости от центра, борьба между князьями за лучшие княжества, стремление усилившегося боярства видеть во главе княжества угодного князя).
О каком княжестве пойдет речь в поэме "Слове о полку Игореве"? (Черниговское и Новгород-Северское княжества).
Покажите на карте эти княжества (Карта проецируется на интерактивную доску).
Почему черниговские князья долгое время находили общий язык с половцами, которые нападали на русские земли?
Что вам известно о князе Игоре Святославовиче?
В основу произведения "Слово о полку Игореве" положен неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев. А может быть этот сюжет просто выдуман автором? Для установления достоверности мы обращаемся к историческим источникам. Такими историческими документами, где был описан поход князя, были летописи: Лаврентьевская и Ипатьевская. Они подтверждают реальность происходящего.
Работа с документом. <Приложение 1> работая с документом, заполните карту исследователя.
Задание: прочтите отрывок из Ипатьевской летописи и ответьте на вопросы.
1. Какой вид оружия получил название "живой огонь"?
2. О каком походе повествует летопись?
3. Всегда ли так удачно завершались походы на половцев?
4. А почему князь Игорь Святославович не участвовал в этом походе?
Сравним историческое описание с текстом "Слово о полку Игореве". Чтобы реально представить картины поэмы, обратимся к произведениям художников, скульпторов, музыкантов <Приложение 2, Приложение 3>.
Введение знаний.
Когда происходят данные события? <Приложение 4>.
Поэма состоит из трех частей.
- 1 часть начинается с песни Бояна(на экране - картина Рериха "Боян", ее сменяет памятник скульптора Городкова-Кобылинец .(Сообщение учащихся о начале похода).
- 2 часть поэмы начинается с вещего сна великого князя Святослава. Этот сон - намек на поражение Игоря. Тогда великий Святослав изронил злато слово со слезами смешано. Он укоряет Игоря и Всеволода за их самонадеянность и легкомыслие. Злато слово обращено ко всем князьям с горячим патриотических призывом: вступить во злат стремень за землю русскую.
- 3 часть "Слова" начинается с проникновенного плача Ярославны, жены князя Игоря. Она заклинает все силы природы помочь её любимому. Её любовь к Игорю неразрывно связана с любовью к Русской земле, её защитникам.
Конечно, вас, как истинных исследователей интересует вопрос, кто автор "Слова"? Открываем учебник на странице 136 (автор Т.В.Черникова "История России 9-17 века", 2004 год).
Задание по рядам:
- I ряд - До какого момента помнили "Слово" и когда оно было утеряно?
- II ряд - Какова история открытия "Слова"?
- III ряд - Кто мог быть автором "Слова"?
Самостоятельная работа. Опрос по вопросам.
Можем ли мы предположить, что автор поэмы хорошо знал военное искусство, а предположительно был воином?
В поэме автор описывает много видов половецкого и русского вооружения. Попробуйте определить, о чем идет речь? (После ответа на экране появляется изображение названного вида оружия).
1. Необходимая принадлежность любого ратного человека. И дружинники, и ополченцы одевают её, идя в бой. Это железная одежда из металлических колец (кольчуга).
2. Ударное оружие с короткой рукояткой и головой в виде яблока или шара (булава).
3. Он случит для того, чтобы оберегать голову владельца от ран. Для защиты лица от поперечных ударов имеет железную полосу - "нос" (шлем).
4. Воины закрываются им от стрел, а отступая, закладывают за спину (щит).
5. Ручное оружие для метания стрел (лук ).
6. Колющее оружие, похожее на копье, но с широким до 7 см пером и длинным до 60 см наконечником в форме лаврового листа (рогатина).
7. Это короткое метательное копье, дротик длиной 1,5 метра. Используют в ближнем бою, носят в специальном колчане (сулица).
Подведение итогов.
Слово о полку Игореве нельзя рассматривать только как исторический документ. Прежде всего, это памятник русской истории и литературы. В наше время известны имена многих поэтов, ученых, которые пытались по-своему переложить содержание текста. Это Д. Лихачев, Жуковский, Майков, Н. Заболотский.
Почему это произведение вдохновляло и скульпторов, и художников, и музыкантов?
В течение урока мы работали над темой создания поэмы, её возрождения, говорили о событиях, положенных в основу произведения, в чем же причина поражения дружины князя Игоря? Почему это произведение современно и сейчас?
В завершении урока я хочу произнести слова Д. Лихачева: "Слово о полку Игореве проникнуто большим человеческим чувством, теплым нежным и чистым чувством любви к родине. Призыв "Слова" к защите Родины, к охране мирного труда её народа звучит и сейчас с неослабиваемой силой".
Используемая литература.
[1]. "Слово о полку Игореве". - Л.: Советский писатель, 1952. - библиотека поэта.
[2]. Звучащее слово Древней Руси. - М. 1988.
[3]. Шкляревский И. Читаю "Слово о полку:" Книга для уч-ся.-М.: Просвещение, 1991.
[4].Обухова Л. Званка - сын Добрилы: рассказ о жизни славян во время Киевской Руси. - М. Просвещение, 1994.
[5]."В начале было Слово" Е. Евтушенко.