Цели урока:
- Познакомить с понятием “почва”, ее составом и свойствами
- Развивать познавательный интерес
- Воспитывать любовь к природе
Оборудование: спиртовка, жестяная кастрюля, металлическая ложечка, вата для фильтра, вода, почва которую принесут дети.
Учитель:
- Вступление. Сегодня у нас интересный урок. Некоторые опыты вы сделаете сами.
- Ход урока: Сообщение темы, задач, план урока. Изучение нового материала.
- Ребята, перед вами на доске текст. Прочитайте и скажите, о чем в нем идет речь
Текст
Почва – это часть природы по которой ходит человек. Человек на ней выращивает картофель, капусту, морковь, свеклу, репу и т.д. Почва дает растениям элементы питания, влагу и в результате этого они дают урожай. Уже позапрошлом веке ученые назвали почвой верхний слой земли. Дальше они изучили состав почвы.
Дети читают и отвечают на вопрос.
Учитель: Тема урока “Почва и ее состав”. План урока:
- Определение почвы.
- Состав.
- Свойства.
Учитель: Почва – это верхний слой земли.
Дети: Почва – это верхний слой земли.
Учитель: Ребята, вы правильно сказали определение. А сейчас посмотрим на доску.
На доске написано: Почва – верхний, плодородный слой земли”
Учитель: Какое слово вы упустили?
Дети: “Плодородный”
Учитель: Плодородие – главное свойство почвы. Что хотят люди сажая овощей?
Дети: Высокого урожая
Учитель: Наука, которая занимается плодородием называется агрономией. Человек, который занимается агрономией, зовут агрономом. Кто в нашем селе агроном?
Дети: Отвечают
Учитель: Чтобы повысить плодородие что надо знать?
Дети: Надо знать состав почвы.
Учитель: Ребята, вспомните, мы осенью ходили на экскурсию на берег реки Вилюй. Было слои земли. Самый верхний слой земли какого цвета было?
Дети: Черного.
Учитель: (раздаю сырую почву). Ребята внимательно смотрите, исследуйте при помощи ниже в тетради.
Дети: В почве есть остатки щепок, трав.
Учитель: Еще что нужно, чтобы знать состав почвы.
Дети: Провести опыт.
Учитель: У вас на столе стаканчики с водой. Бросьте землю, которая находится на бумажке в стакан и следите, что происходит.
Дети: выходят пузырьки, в почве есть воздух.
Учитель: запишите 1 опыт и ответьте, что в почве есть воздух. Теперь смотрите 2 опыт. Я набираю землю и нагреваю жестяной кастрюльке на огне. Над ней держу стекло.
Дети: 3 опыт. Дальше нагреваем. Что видите? Что чувствуете?
Дети: Появляется дым и неприятный запах.
Учитель: Это горит остатки травы, щепок, насекомых, и называется перегноем. Он черного цвета.
Учитель: 4 опыт. Если дальше нагревать почву, то ее называют прокаленной. Такая почва у вас лежит в пакетиках. Эту почву бросьте в воду и размешивайте. Потом ставим отстоять. Возвращаемся после пятого опыта. Наблюдайте. Села песок, а сверху глина. Почему так?
Дети: Значит в почве есть песок и глина.
Учитель 5 опыт. Профильтруем воду, в которой долго находилась вода. Несколько капель опускаем на стекло. Стекло подержим над огнем. Вода испарится, а на стекле останется след. Этот след белого цвета. Это соль.
Дети: В почве есть соль.
Закрепление.
Игра “да”, “нет”. Если согласны, то кричат “да”, если не согласны “нет”.
Учитель: Перегной получают из солей.
Дети: Нет
Учитель: Трактор разрушает почву
Дети: Да
Домашнее задание
Учитель: Подумайте над тем какую пользу приносят черви, кроты в почве. Расскажите на следующем уроке. Покажите свое отношение к этому уроку.
Дети показывают цветные карточки.