Класс–библиотека как культурно-информационная среда образовательного процесса

Разделы: Внеклассная работа


Образование рассматривается как важнейший источник прогресса общества в XXI веке и, прежде всего, как основной инструмент всестороннего развития личности, приспособленного к жизни в информационном обществе. Так как, в обществе происходит активный процесс компьютеризации и информатизации практически всех сторон его жизнедеятельности, резко повысилась роль и значение информации в жизни общества, во все сферы человеческой деятельности внедряются информационные технологии.

Приоритетом обучения является подготовка людей нового века, способных обогатить и усовершенствовать свою профессиональную деятельность за счет информации, извлеченных из различных источников.

Хатылынская средняя школа имени народного писателя Якутии В.С. Соловьева-Болот Боотура Чурапчинского улуса уже несколько лет работает по формированию информационной культуры учащихся в условиях сельской школы. Работа началась с 2000 года с создания программы «Школа – единое информационное пространство», целью которой явилась информатизация образовательного пространства школы.

В марте 2006 года в конкурсе инновационных программ школа получила статус республиканской экспериментальной площадки по проекту «Формирование информационной культуры ребенка-саха в условиях сельской школы».

Одной из основных идей по формированию информационной культуры личности является создание классов-библиотек.

Созданные нами классы-библиотеки в настоящее время не имеют аналогов, и работа ведется эмпирическим путем. Это профилированные (естественный, технологический и гуманитарный) структурные подразделения школьной библиотеки, которые реализуют в своей деятельности три основные функции: информационную, культурную и образовательную. Причем образовательная функция играет доминирующую роль. Работу классов-библиотек ведут учителя-библиотекари, специализированные по тому или иному предмету, которые прошли базовый курс по обслуживанию читателей и введению библиотечной документации.

Основой современного образования является подготовка современного человека базовым компетентностям:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Эти компетентности, как нельзя лучше, формируются именно в классах-библиотеках.

Заведуемая мною, класс-библиотека гуманитарного цикла создана в 2006 году. Она полностью оборудована компьютерной техникой. Имеет в наличии ПК подключенный к Интернет, интерактивную доску, DVD-проектор, спутниковую антенну.

В библиотечном фонде имеются книги, методические и учебные пособия, периодические издания, аудио и видеоматериалы, компьютерные программы. Систематически ведется работа по обогащению фонда класса-библиотеки: проводится акция «Книги с амбара», помогают попечители и спонсоры, формируется дополнительный фонд по материалам СМИ и Интернет-ресурсов. Доброй традицией стало дарение выпускниками книг.

Читателями класса-библиотеки являются учителя, учащиеся и родители. Число посетителей с каждым годом повышается: 2006 г. – 60%, 2007 г. – 93,3 %, 2008 г. – 98, 5 %. .

Экспериментальная работа по формированию информационной культуры учеников в классе-библиотеке ведется по 8 компонентам:

  1. лингвистический (культура речи);
  2. психологический (культура усвоения навыков и умений);
  3. методологический (культура овладения приемами самостоятельного поиска новой информации);
  4. практический (культура умения работать в библиотеке, умения найти необходимый материал и применения отобранного материала);
  5. познавательный (культура открытия чего-либо нового для себя);
  6. информативный (общая культура, кругозор, эрудиция ученика);
  7. ценностно-нормативный (культура понимания учащимися важности информации и дальнейшее ее применение);
  8. технический (культура применения ТСО и компьютерная грамотность).

Центральным звеном осуществления формирования информационной культуры в школах выступают основные виды учебных занятий. Ведущей формой в учебном процессе является урок. Урок знакомит учащихся с основным содержанием изучаемой дисциплины, показывает им путь приобретения знаний, направляет и развивает их мыслительную деятельность, ориентирует на самостоятельную работу. Так, в классе-библиотеке гуманитарного цикла по расписанию, установленному в заседании МО, ведутся медиауроки по профилю: истории, обществознанию, русскому языку и литературе, якутскому языку и литературе, английскому языку. С 2006 года проводится внутришкольный конкурс среди учителей «Лучший медиаурок», по результатам которого победитель получает компьютерную технику.

Важную роль для формирования информационной культуры занимает ведение внеклассной работы. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе. Так, в нашем классе-библиотеке гуманитарного цикла ведутся элективные курсы, клубные занятия, занятия научного общества учащихся «Лингва». Проводятся различные календарные мероприятия по знаменательным датам. Традиционными стали конкурс между НОУ, проводимый в начале года 22 октября в Международный день школьных библиотек, КВН, конкурс ораторов, лингвистический марафон для 5-8 классов, проводимый в марте в рамках недели предметов гуманитарного цикла, тематические библиотечные часы, которую ведут учитель-библиотекарь совместно со школьным библиотекарем. Также традиционными стали литературные гостиные, такие как, поэтический вечер, посвященный ко дню Матери на трех языках «Берегите Матерей!», … Постоянно действует информационный стенд, проводится книжная выставка по писателям-юбилярам, ученым и знаменательным датам. Ежемесячно проводятся читательские конференции, библиотечные чтения. В дальнейшем планируем поставить инсценировки по различным произведениям, по выбору самих учащихся.

Ведется спецкурс «Основы информационной культуры» с 5 по 11 класс. Ребята учатся пользоваться словарями и справочниками, каталогами и картотеками, информационными технологиями, мультимедиа и Интернет-ресурсами. Уроки проводят библиотекарь совместно с учителем-библиотекарем. Спецкурс предназначен для того, чтобы каждый ученик мог найти и обработать информацию в созданных системах хранения на традиционных и нетрадиционных носителях, для развития у них навыков самостоятельного чтения.

В стенах класса-библиотеки учащиеся с интересом знакомятся с телекоммуникационными технологиями. Они охотно посещают виртуальные музеи, такие как Всероссийский музей А.С.Пушкина (http//www.museumpushkin.ru), Государственный Исторический музей (http//www.shm.ru), Государственный Русский музей (http//www.rusmuseum.ru) и т.д.

Для повышения информационной культуры особое значение приобретает самостоятельная работа. Получаемая в готовом виде информация часто скользит мимо сознания учащихся и не оседает в памяти, а полученная и обработанная самостоятельным путем информация остается. Чтобы исследовательская деятельность учащихся была целенаправленной и организованной, в классе-библиотеке проводятся занятия юного исследователя. При организации самостоятельной работы учащихся указывается источники информации, материальная основа самостоятельной работы, которыми учащиеся могут воспользоваться дома и в классе. Таким образом, самостоятельная работа органично вписывается в учебный процесс.

По результатам самостоятельной работы ежемесячно проводятся библиотечные чтения и НПК. Лучшие работы направляются для дальнейшего участия в улусные и республиканские НПК. С каждым годом повышается интерес учащихся и преподавателей к научной работе. Разнообразными стали темы докладов. Так ученица 11 класса Данилова Света стала дипломантом улусного тура и участницей республиканского тура НПК «Шаг в будущее» с докладом «Семья в языковом сознании англичан» под руководством учителя английского языка Ивановой О.К. (2006 г). Ученик 7 класса Федоров Дьулуур дипломант улусного НПК «Шаг в будущее» с докладом «Алаас ааттаах, дойду сурахтаах» (2006 г.), ученик 11 класса Макаров Айаал победитель улусного тура НПК «Шаг в будущее» с докладом «Угэ» (2008 г), руководителем данных работ является Макарова Н.В. учитель якутского языка и литературы. Захарова Люда ученица 9 класса обладатель поощрительного приза улусного тура НПК «Шаг в будущее» с докладом «Болот Боотур «Уьуктуу» трилогиятын геройдарын прототиптара мин биир дойдулаахтарым», руководитель учитель якутского языка и литературы Аммосова Е.Г.

Сегодня каждый учитель понимает, что его профессинальная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование ИТ. Поэтому ежегодно в школе работает постоянно действующий семинар по ИТ. При этом класс-библиотека становится удобной базой для этих занятий. 80% педагогов прошли курс по программе Интел, Успешно проведены семинары по сайтостроению, работе на интерактивной доске, созданию электронного учебника итд.

Участниками образовательного процесса класса-библиотеки являются не только ученики и учителя, но и родители. Они являются нашими активными посетителями. Для них мы, также, организовываем мероприятия: ежегодно проводится НПК родителей и учащихся, проводятся конкурсы «Читающая семья», «Лучшая домашняя библиотека», «Читаем вместе».

Таким образом, организация образовательной деятельности в классах-библиотеках дала некоторый ощутимый результат:

  1. нетрадиционные уроки с использованием ИТ повысили интерес у обучающихся в изучении предметов гуманитарного цикла,
  2. повысился уровень библиографической культуры учащихся,
  3. улучшилось качество чтения у посетителей класса-библиотеки,
  4. повысилась компьютерная грамотность.

Результат своей работы мы также видим в активном участии наших учителей в различных конкурсах и фестивалях. Так, учителя Макарова Н.В. (якутский язык и литература), Лыткин В.Н. (история и обществознание) стали дипломантами Российского дистанционного фестиваля педагогических идей «1 сентября» (2007-2008 гг). Благодаря плодотворной работе учителей якутского языка и литературы школа получила звание опорной школы ИПКРО по изучению якутского языка и литературы.

Поступление выпускников в ВУЗы, ССУЗы ежегодно возрастает: 2006 г – ВУЗы – 30 %, ССУЗы – 40%, 2007 г – ВУЗы – 45,5 %, ССУЗы – 40 %, 2008 г – ВУЗы – 60 %, ССУЗы – 40 % выпускников.

Наша школа является одной из ведущих не только в улусе, но и в республике по внедрению информационных технологий в образовательном процессе, подтверждением которой является получение звания победителя и лауреата различных конкурсов:

  • 2005 г. – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России»;
  • 2006 г. – обладатель Гранта Президента Республики Саха (Якутия) для образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные проекты и программы;
  • 2006 г. – победитель республиканской ярмарки «Сельская школа»;
  • 2007 г.- «Лидер информатизации системы общего образования РС (Я) по итогам 2007г.»;
  • 2008 г.- опорная школа ИПКРО по изучению якутского языка и литературы.