Задачи:
- образовательная – обобщить знания о частях речи.
- воспитательная – связана с формированием личности: норм поведения, черт характера, (особенно: доброжелательности, уважения ко всем детям, умения находить общий язык со всеми учениками в классе);
- развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи, способностей.
Подготовка: прописанные образцы для орфографической минутки, карточки с названиями частей речи на каждого ребёнка, карточка – помощник для написания стихотворения (синквейна) на каждую парту (приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
II. Мотивационный этап.
III. Чистописание.
1) Бб – характеристика звука буквы (согл., парный, звонкий…)
берёза – выделение орфограммы, деление на слоги, деление для переноса, чёткое проговаривание
2) Работа с однокоренными словами.
– Выпишите из данной группы слов только однокоренные слова:
Берёза – берёзка, березняк, берёзовый, бережный, подберёзовик.
– Выделите корень, какое слово будет “лишним”? Почему?
3) Морфологический разбор. (1 ребёнок у доски, подробно объясняет каждый шаг)
Берёза – сущ., неодуш., нариц., ж.р., в ед ч.
IV. Орфографическая минутка
(письмо с комментированием, выделение всех орфограмм):Душистые, рыжик, щавель, листочки, чудо, чулочки, гриб, сугроб, огород, листья.
– Какое из слов будет “лишним”? Почему?
V. Постановка учебной задачи.
– Что мы называем частями речи?
– По каким двум признакам мы различаем части речи?
– Что такое имя существительное? Приведите примеры. (ит.д.)
Учитель диктует слова, относящиеся к различным частям речи, дети поднимают соответствующую карточку.
VI. Самостоятельная работа
.Выполнение упражнения из учебника: спиши слова, разделив их в три столбика по частям речи. Выборочная проверка.(выставление оценок)
VII. Физминутка
.Выполнение изученных упражнение за учителем. Во время разминки вспоминают всё, что детям известно о берёзе: различные стихотворные строчки.
(Распустила клейкие листочки, принакрылась снегом, точно серебром; стоит на вершине; распустила косы; во поле берёза стояла, в берёзовой роще веселье, справляют грачи новоселье; символ России, наклоняются от ветра…)
VIII. Полный разбор предложения.
Зеленеет берёзовая роща.
– разбор орфографический, синтаксический.
IX. Написание синквейна о берёзе
.(Учимся точно использовать в стихотворном тексте слова, относящиеся к различным частям речи)
Учитель объясняет основные правила написания синквейна. На доске появляется памятка:
Что
Какой, какой
Что делает, что делает, что делает
Предложение о берёзе…
Что
Обращается внимание на памятку, лежащую на партах. Самостоятельная работа. Проверка, зачитывание наиболее удачных сочинений.
X. Рефлексия
– Выпиши только части речи:
а) запятая,
б) корень,
в) прилагательное,
г) предлог,
д) глагол,
е) подлежащее,
ё) существительное.