Известный педагог И.П. Волков обучающую творческую деятельность рассматривает в первую очередь как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного развития комплекса качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сказка, стихотворение, модель, игрушка и т.п.
Творчество младшего школьника необходимо рассматривать с субъективной точки зрения, поскольку, как отмечает Волков И.П., младшие школьники не могут создавать что-либо, имеющее общественную новизну и значимость, да это и не входит в задачи школы.
Мы разделяем точку зрения Волкова И.П., который определяет «творчество младшего школьника» как «создание им оригинального продукта, изделия, способа решения задачи, написание сочинения, сказки, стихотворения и т.д., в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, осуществлен их перенос на другой предмет или процесс, скомбинированы известные способы деятельности или созданы новые подходы к решению задачи». Многократное проявление творчества ребёнка в различных ситуациях приводит в результате к накоплению опыта творческой деятельности. Он призван обеспечить готовность ребёнка к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
Из всех форм творчества наиболее характерным для учеников начальной школы является литературное творчество.
Программа по литературе для начальной школы (автор: доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой детской литературы РГПУ Воюшина М.П.) сориентирована на литературное развитие младших школьников и предоставляет широкие возможности в удовлетворении потребностей детей в литературном творчестве.
В литературном образовании младших школьников выделяются два взаимосвязанных направления: формирование квалифицированного читателя, обучение анализу художественного произведения с эстетических позиций и воспитание «маленького писателя», обучение эстетическому восприятию действительности и развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове.
Основной метод развития речи на уроке литературного чтения – литературное творчество школьников. Ученики под руководством учителя наблюдают за тем, как «сделано» произведение, знакомятся со способами выражения эмоций, характеристики персонажей, назначением отдельных элементов текста. Затем на уроке создаётся речевая ситуация, ставится речевая задача и идёт поиск средств её решения. При этом дети не копируют текст-образец, а используют аналогичные речевые средства для воплощения собственного замысла. Работа по развитию устной речи идёт на каждом уроке литературного чтения, но кроме этого, выделяются специальные уроки, посвящённые созданию устных и письменных сочинений различных видов и редактированию текста.
Формой отражения опыта творческой деятельности является способность решать проблемные познавательные и практические задачи. С помощью определенных мыслительных операций осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение творческой задачи.
Основой творческой деятельности является воображение человека. Воображение помогает создать что-то новое, необычное. В младшем школьном возрасте дети с увлечением включаются в творческую деятельность: придумывают, сочиняют, фантазируют.
Обучение творчеству – процесс непростой, многогранный. Перед каждым учителем стоит задача в нахождении эффективных методов и приёмов обучения.
На уроках литературного чтения широко используем следующие приёмы и методы:
- составление киносценария по прочитанному произведению, устное описание декораций, костюмов, мизансцен (Л. Н. Толстой «Прыжок», К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»);
- рисование афиш к созданному кинофильму по прочитанному произведению;
- рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой;
- сочинения – зарисовки («Сегодня утром я проснулась, выглянула в окно и увидела …»);
- сопоставительный анализ двух произведений, например, басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» и басни Эзопа «Ворон и Лисица» или пересказ мифов разными авторами Кун и бр. Успенскими;
- сопоставительный анализ произведений искусства, основанных на мифологических сюжетах (литература, живопись, скульптура);
- моделирование при создании «шкалы настроения» героя произведения (Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»). Динамика настроения изображается с помощью оттенков цвета;
- составление видеоклипа, например, по стихотворению И. С. Никитина «Утро»;
- составление кроссвордов по прочитанным произведениям;
- рассказывание от лица одного из героев произведения (М. Горький «Воробьишко», от имени Пудика);
- составление рассказа в научном стиле по данному плану;
- сочинение по серии сюжетных картинок с точки зрения одного из персонажей (по выбору учащихся);
- изготовление книжек-самоделок по прочитанному произведению (Н.Н. Носов На горке»);
- сочинение собственных текстов под какого-либо автора, например, сочинение стихотворений «под Хармса»;
- использование метода проекта с последующей его защитой: составление занимательной азбуки – азбуки имён, цветочной азбуки, азбуки животных, азбуки сказочных героев и т.д. (См. Приложение)
На каждом уроке литературного чтения используются различные приёмы развития опыта творческой деятельности.
Таблица. Разнообразие методов и приемов, используемых на уроках литературного чтения, направленных на развитие опыта творческой деятельности во 2-м классе.
Тема урока | Методы и приёмы | ||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | |
И.П. Токмакова «В чудной стране» | + | ||||||||
А.А. Шибаев «Буква заблудилась» | + | + | |||||||
Б.В. Заходер «Что красивей всего?» | + | ||||||||
И.П. Токмакова «Туман» | + | ||||||||
Г.М. Циферов «Паровозик» | + | + | |||||||
Г.М. Циферов. Сказки-миниатюры. | + | ||||||||
К.Д. Бальмонт «Осень» | + | ||||||||
Н.И. Сладков «Золотой дождь» | + | + | |||||||
Н.И. Сладков «Всему своё время» | + | ||||||||
Г.А. Скребицкий «Лесной голосок» | + | ||||||||
И.П. Токмакова «Куда в машинах снег везут?» | + | ||||||||
Э.Ю. Шим «Черёмуха» | + | ||||||||
Б.В. Заходер «Моя Вообразилия» | + | + | |||||||
Н.Н. Носов «Фантазёры» | + | + | |||||||
Н.Н. Носов «Тук-тук-тук» | + | ||||||||
Даниил Хармс «Игра», «Врун» | + | + | + | ||||||
В.Ю. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах…» | + | + | |||||||
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» | + | + | |||||||
В.Ю. Драгунский «Надо иметь чувство юмора» | + | ||||||||
И.З. Суриков «Детство» | + | ||||||||
С.А. Есенин «Пороша» | + | ||||||||
Л.Н. Толстой «На что нужны мыши» | + | ||||||||
Л.Н. Толстой «Прыжок» | + | + | |||||||
М. Горький «Воробьишко» | + | ||||||||
И.П. Токмакова «Весна» | + | ||||||||
М.М. Пришвин «Лягушонок» | + | + | |||||||
М.М. Пришвин «Разговор деревьев» | + | ||||||||
В.В. Бианки «Лесная газета» | + | ||||||||
В.А. Осеева «Волшебное слово» | + | ||||||||
Н.М. Артюхова «Большая берёза» | + |
Методы и приёмы:
- А – работа с иллюстрациями
- Б – моделирование
- В – составление диафильма
- Г – составление киносценария
- Д – драматизация
- Е – словесное рисование
- Ж – составление видеоклипа
- З – творческий пересказ
- И – сочинение
Наиболее интенсивно развивается опыт творческой
деятельности у учащихся на нетрадиционных уроках, на которых каждый ребёнок может поразмышлять о прочитанном, выразить свою точку зрения, выполнить творческие работы на различные темы. В своей практике мы используем следующие нетрадиционные творческие уроки:
- проведение устного журнала, например, «На пользу Отечеству»;
- составление и проведение радиопередач, например, о блокадном Ленинграде;
- урок-конкурс;
- урок-драматизация;
- литературный праздник.
Использование этих приемов и форм благотворно влияет на развитие опыта творческой деятельности у учащихся.