"Вся вселенная в алфавитном порядке" - библиотечный урок-презентация для учащихся 4-х классов

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель урока - воспитание интереса у детей к справочной литературе.

Задачи урока:

  • приобщение ребят к работе со словарями;
  • развитие интереса учащихся к самообразованию;
  • воспитание учащихся навыкам коллективной работы.

Реквизит урока:

  • топонимические словари "Географические названия Урала";
  • словари-справочники "История Урала";
  • словари "непонятных слов" к сборнику П.П.Бажова
  • "Малахитовая шкатулка";
  • карточки с заданиями;
  • маркеры.

Ход урока

Текст для презентации.

"Всему название дано - и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным - полно,
а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз -
над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
означено словами"
А. Шибаев

Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации, и её применения. Сегодня мы с вами проведём экскурсию в мир словарей и справочников.

Человек не может хранить в памяти всё: события прошлого, даты, факты, цифры, названия. И когда нужен ответ на вопрос или какая - то справка, то на помощь приходят словари и справочники.

Это книги скупые и щедрые одновременно: в них нет ничего лишнего, и есть много нужного.

Одни подскажут вам названия рек, городов и гор. Другие расскажут о жизни животных. Третьи - о растениях или машинах.

Есть словари, которые расскажут, что значит незнакомое слово, откуда оно пришло. В словарях слова собраны по алфавиту, а в справочнике - по отдельным темам.

Замечательный русский учёный, врач и писатель В.И.Даль собрал 200 тыс. русских слов и пояснил смысл каждого из них. Такой словарь, который разъясняет, растолковывает значение слов, называется толковым. Словарь Даля читается, как интересная книга. Это одноязычный словарь. А есть двуязычные и многоязычные, когда в одной книге поставлены рядом слова из разных языков. Они необходимы тем, кто изучает иностранные языки или читает книги на иностранных языках.

Самые "мудрые" словари - энциклопедические. В них собраны слова, связанные с различными важными явлениями нашей жизни. Природы, истории, техники, науки. И о каждом кратко сказано, что это такое.

"Умнее" этих словарей только многотомные энциклопедии, в которых можно подробно узнать почти обо всём.

В словарях и справочниках - знания, накопленные многими поколениями. Эти книги учат нас, сберегают наше время, помогают избегать ошибок в той или иной работе.

Сегодня, я предлагаю вам библиографическую игру

"Ключики к сказам Бажова"

(Все присутствующие делятся на три команды)

Вступление.

Павел Петрович Бажов - замечательный уральский сказочник, его книга сказов "Малахитовая шкатулка" обрела любовь и признание - как взрослых, так и детей разных стран. В книге Бажов воссоздал особый мир прошлого горнозаводского Урала, где добрым и честным людям помогают таинственные силы уральских недр и самой природы: Медной горы Хозяйка, Голубая Змейка, Серебряное копытце. В будущем вы сможете прочесть много произведений этого уральского сказителя и оценить его фантазию и великий дар сохранять в письменном слове устные предания уральского люда. А, сейчас:

1 задание "География Сказов"

Каждый раз, читая сказы Павла Петровича Бажова, мы путешествуем по Уралу. В каждом его произведении нам встречаются географические названия. Придумал ли эти названия П.П.Бажов для своих сказов или они существуют на самом деле? Каждая команда получает по две карточки с отрывками из сказов, где упоминаются географические названия.

Пользуясь топонимическим словарём "Географические названия Урала", нужно дать объяснения этим названиям.

Задание для команды №1

- "Сысерть - то светлее всех жила"

("Кошачьи лапы")

-"В Косом - то Броду, на котором месте школа стоит, пустырь был"

("Жабреев ходок")

Задание для команды №2

-"День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть.

("Медной горы хозяйка")

- "Камни эти, самородки-то, значит, куда с глаз уберите. Хоть вон в Азов - гору стаскайте.

("Дорогое имячко")

Задание для команды №3

- "Одинова только знак был. Это когда ещё батюшка Омельян Иванович объявился, и рабочие на Думной горе собираться стали".

("Дорогое имячко")

- "Другая отличка Мурзинской слободы в том, что около неё нашли первое в нашем государстве цветное каменье".

("Далевое глядельце")

2 задание "Исторический портрет"

В произведениях П.П.Бажова встречаются фамилии людей, вписавших личные страницы в историю уральского края. Каждая команда получает по одной карточке с отрывками из сказов, где упоминаются фамилии. Используя словарь - справочник "История Урала", нужно дать исторический портрет герою сказа.

Задание для команды №1

- "Когда ещё по нашим местам ни одного города, ни одного завода либо села русского не было, у Строгановых на Чусовой реке сельцо было поставлено".

("Ермаковы Лебеди")

Задание для команды №2

- "Продать продали, а деньги с завода Турчаниновым охота получать по-старому".

("Травяная западёнка")

Задание для команды №3

-"Одно плохо, - Всё больше про хозяев заводских Демидовых пишут. Сперва побасёнку расскажут, как Никита Демидов царю Петру пистолет починил:"

("Шёлковая горка")

3 задание "Уральский говорок"

П.П.Бажов стремился в своих сказах передать особенности уральской речи того времени. Это особый диалект.

Пользуясь словарём " непонятных слов" к сборнику "Малахитовая шкатулка", нужно объяснить значение слов, которые выделены в карточках с заданиями. Каждая команда получает по три карточки.

Задание для команды №1

- "Раз к ней забрался хитник. То ли в ограде спозаранку прихоронился, то ли потом незаметно где пролез:"

("Малахитовая шкатулка")

- "А одёжа на нём - уму помраченье. Этому золота-то мало показалось, так он, слышко, на обую камни насадил".

("Малахитовая шкатулка")

- "Степан тоже счастья в жизни не нашёл. Женился он, семью завёл, дом обстроил - всё как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял".

("Медной Горы Хозяйка")

Задание для команды №2

- "Дело-то в осенях было, уж перед снегом. Много ли тут настараешься. А как зима прошла, опять в то место набежали. Поскыркались- поскыркались, набили железной руды, видят - пустое дело, - отстали".

("Сочневы камешки")

- "Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом вожглись, как его было довольно - и сорт, выше нет".

("Каменный цветок")

- "Не иначе это у тебя, Степан, из кистей выпала. В кого только зародилась!

Сама черненька да басенька, а глазки зелёненькие. На наших девчонок будто и вовсе не походит".

("Малахитовая шкатулка")

Задание для команды №3

- "Он, этот человек-от учёный был, тоже из вольных. Ране-то в щегарях ходил, да его отстранили: ослабу-де народу даёт".

("Малахитовая шкатулка")

- "Ну, ладно, попытаем. Малолетки, может, лучше окажутся. А так ребятки ладненьки, жалко будет, ежели испортим. Меньшенький-то вон тонкогубик. Как бы жадный не оказался. Ты уж понастуй сам, Семёнович!"

("Про Великого Полоза")

- "А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже.

("Медной Горы Хозяйка")

(Задания и ответы зачитываются вслух)

Вот и закончился наш урок. Сегодня вы не только играли, но и набирались знаний. Желаю и впредь оставаться такими же любознательными почемучками.

Литература.

  1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка/ Сост. И авт. Предисл. Н.И.Савушкина.- М.: Просвещение,1987.-303с.: ил .- (Шк. Б-ка)
  2. Малахитовая шкатулка: В поисках новых ключей: Путешествия со сказами Бажова/ Авт. Очерков А.П.Черноскутов, Ю.В.Шинкаренко. - Екатеринбург: изд-во "Сократ", 2004.- 464с.; ил.
  3. Образ Урала в документах и литературных произведениях (от древности до конца 19 века)/ Сост. Е.П.Пирогова.- Екатеринбург: Изд-во "Сократ", 2007.- 384с., ил.
  4. Словарь и справочник// Что такое. Кто такой: В 3 т. Т3. - М.: "Педагогика", 1978. - с. 64.