Урок геграфии в 9-м классе. Тема: "Население Алтайского края"

Разделы: География


Цели:

- формировать представление о населении, его численности, размещении, плотности, процессах урбанизации и миграции;

- развивать мышление и познавательную активность у учащихся, интерес к этнографии;

- воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.

Оборудование: “Физическая карта Алтайского края”,атласы, рисунки, сигнальные карточки, контурные карты, учебник “География Алтайского края”, 1995 г., учебник “ География Алтайского края”, 2004 г., схема “ Структуры, занятые в экономике”, таблицы “Миграция населения Алтайского края”.

Тип урока: изучение нового материала.

Номенклатура: Барнаул, Бийск, Рубцовск, Алейск, Змеиногорск, Новоалтайск, Камень-на-Оби, Белокуриха, Заринск, Славгород, Яровое, Горняк.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент. Приветствие учащихся. Приветствуют учителя, сообщают информацию об отсутствующих в классе.
2. Актуализация знаний учащихся Учитель предлагает прочитать отрывок стихотворения и соотнести его с темой урока, которая записана на доске.

Деревня, а по сути – дела весь*
История не проходила здесь.
Не то двадцатый век, не то второй.
Забытая старинною игрой
в истории извечная избенка
и тихий безнадежный плач ребенка.
Земля и небо. Между - человек
Деталей нет. Невесть который век. Б.Слуцкий

Учитель поясняет значение слова, выделенного в тексте.

Весь – небольшое сельское поселение у славян.

Человек – объект природы и объект изучения, нескольких наук. Вспомните, что называем демографией и населением?

Учащиеся слушают предложенный текст стихотворения и отвечают на вопрос, поставленный учителем.

Предполагаемые ответы учащихся: Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав.

Население - совокупность людей, проживающих в данной стране, районе или вообще на земном шаре, имеет особое значение, т.к. выступает продуктивной силой.

3. Целеполагание Учитель сообщает цели урока, исходя из темы, и предлагает учащимся сформулировать задачи предстоящего урока.

При изучении темы “Население” различных стран и нашего государства, мы придерживались определенной схемы или плана, который позволяет нам полностью раскрыть изучаемый вопрос. Давайте вместе с вами составим план изучения темы.

Учитель фиксирует на доске предложения и ответы учащихся, упорядочивает их и представляет план изучения материала темы. Затем переходит к реализации плана урока.

План изучения:

  • Заселение территории
  • Численность населения
  • Плотность.
  • Урбанизация.
  • Миграция.
  • Национальный состав.
  • Религии.
  • Трудовые ресурсы.
Учащиеся формулируют задачи, прогнозируя результат своей учебной деятельности.

Слушают учителя.

Учащиеся называют основные понятия темы и вместе с учителем составляют план

Учащиеся делают записи в тетрадях, вслед за учителем.

4. Изучение нового материала Историческая справка.

Учитель предлагает учащемуся выступить с подготовленным сообщением об истории заселения края и административно - территориальном делении современного края.

Работа по материалу учебника.

Учитель предлагает, изучив и проанализировав статистические данные об изменении численности населения, приведенных в таблице, сделать выводы о причинах изменения данного показателя.

Для работы предложена таблица № 6 из учебного пособия “География Алтайского края” - 1993 г.,стр. 93. Приложение 2

Учащийся выступает с сообщением.

Приложение № 1

Учащиеся работают в парах с данными таблицы, советуясь друг с другом, в целях экономии времени.

Выводы кратко записывают в тетрадь.

  Устное изложение материала.

Учитель предлагает послушать сообщение учащегося по итогам прошедшей в 2002 году переписи населения.

Вывод: В Алтайском крае, как и во всей России, сложилась сложная демографическая остановка. Сокращается численность населения, смертность превышает рождаемость, естественный прирост населения снижается.

Учащийся, выполнявший данную индивидуальную домашнюю работу по подготовке устного сообщения, выступает перед одноклассниками по следующему плану.

1. Перепись населения 2002 года.

2. Закон о переписи.

3. Цель переписи.

4. Результаты переписи.

Источники: Спецвыпуск детской энциклопедии “Всероссийская перепись населения – 2002”, “Аргументы и факты – детям”, (стр 16, стр 50)

Физкультминутка Учитель предлагает упражнения для снятия локального утомления мышц, напряжения глаз. Учащиеся выполняют предложенные упражнения.
  Работа с данными таблицы.

Перейдем к рассмотрению вопроса урбанизации населения. Поработаем над статистическими данными соотношения уровня городского и сельского населения. Для этого вернемся к таблице учебного пособия стр. 93.

Приложение № 3

Вопросы для беседы:

  • Как изменяется соотношение городского и сельского населения?
  • Назовите типы населенных пунктов края.
  • Что вы знаете о процессе урбанизации края?
  • Какие причины способствовали возникновению городов?
Учащиеся изучают и сопоставляют данные таблицы и отвечают на предложенные вопросы учителя. Дополнительная информация: самые старые города: Бийск – 1709 г., Барнаул – 1730 г., Змеиногорск – 1736 г., самые молодые города: Заринск – 1979 г., Белокуриха – 1983 г.
Практическая работа.

Используя карту “Административное устройство”, учебник “География Алтайского края” - 2004, с. 16–17, выполнить задания:

- обозначить на контурной карте города края;

- приготовится к взаимоопросу;

- найти на карте административного устройства Алтайского края города.

Учащиеся выполняют работу в контурных картах, отмечают города Алтайского края.

После завершения выполненной работы осуществляется взаимоопрос и взаимопроверка правильности выполнения.

Следующий пункт плана раскрывает процесс миграции населения

- Вспомним, что называем миграцией?

Задание. На основе имеющихся знаний, примеров из жизни села, родителей заполните таблицу .

Причины и направления иммиграции и эмиграции населения края. Приложение № 4

Групповая работа.

Учитель, используя материалы исследовательских работ членов школьного музея “История исчезнувшего села. П. Целинный”, “История исчезнувшего села. п.Углы” и “Здесь мои корни”, демонстрирует последствия вынужденных миграционных потоков населения на территории нашего района.

Попытайтесь спрогнозировать, как сложится демографическая ситуация в крае?

Для рассмотрения вопроса национальности населения предлагаю обратиться к оформлению кабинета, стенду “Вместе дружная семья”.

Объяснение учителя.

Россия – многонациональное государство, наш Алтай населяют более 80 национальностей и народов. По данным переписи 2002 года наиболее многочисленными группами в крае являлись русские, немцы, украинцы, казахи, другие национальности представлены немногочисленными группами: чуваши, азербайджанцы, цыгане, татары и другие.

В Поспелихинском районе проживает 36 национальностей.

В нашем поселке проживают более 20 национальностей. Назовите представителей разных национальностей.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Миграция – это перемещение населения по территории страны или мира (иногда с изменением постоянного местожительства).

Получив отпечатанные на листах таблицы, учащиеся, заполняют графы, опираясь на жизненный опыт и полученные знания. Работа проводится комментировано.

Класс делится на группы. Получив материалы, учащиеся знакомятся с их содержанием и анализируют причины миграции и их последствия.

По завершении работы группы спикер представляет точку зрения своей команды, доказывает и обосновывает свои утверждения.

Учащиеся предлагают свои варианты и прогнозы.

Обращаются к информации стенда, слушают комментарии учителя.

Учащиеся называют жителей нашего поселка, относящихся к различным национальностям.

Так как наш край многонационален, а у разных народов, как правило, разные вероисповедания. Основными религиями являются:

1. Православное христианство.

2. Католическое христианство.

3. Мусульманство.

Учащиеся записывают в тетрадь основные религии, встречающиеся на территории нашего края, района.
Задумывались ли вы о своей национальной принадлежности? С чем это связано? Приложение № 5 Учащиеся, прослушав предложенные учителем ситуации, высказывают свою точку зрения.
Учитель читает стих:

Славен Алтай делами своими,
Во благо России дела трудовые.
Люди достойны здесь уваженья
Из поколения в поколенье.

Следующим вопросом нашего плана изучения темы являются трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы – это население, способное работать в народном хозяйстве.

Задание. Рассмотрев диаграмму, ответьте на вопрос: в каких отраслях экономики больше всего занято населения края? Почему?

Какая проблема трудовых ресурсов здесь не затронута?

Учитель наводящими вопросами подводит их к проблеме безработицы.

В 90-годы ХХ века безработица была скрытой, 60% сельского населения являлись безработными. Современное состояние на рынке труда улучшается, но проблема безработицы остается.

Слушают учителя. Учащиеся высказывают свое отношение к данной проблеме.

Учащиеся получают карточку с диаграммой. Анализируют данные диаграммы и отвечают на вопрос учителя. Приложение № 6

5. Закрепление Игра “Да-нетка” с помощью сигнальных карточек (блиц-опрос с односложными ответами).

1. В городе Барнауле проживает более 600 тысяч человек?

2. Алтайский край высоко урбанизированная территория?

3. Главное занятие жителей Алтайского края – сельское хозяйство?

4. В последние десятилетия увеличилась численность населения края?

5. В Алтайском крае 12 городов?

6. Существует и безработица в нашем поселке?

7. Последняя перепись населения проходила в 2003 году?

8. Православное христианство – самая массовая религия края?

9. Будете ли вы способствовать межнациональной розни?

10. В Поспелихе проживает больше 12 тысяч человек?

Игра проводится в устной форме. Учитель зачитывает вопрос, учащиеся, мгновенно выбрав правильный ответ, должны поднять карточку определенного цвета: в случае утвердительного ответа – зеленую, в случае отрицательного ответа – красную.

Ответы детей.

6. Домашнее задание 1. Рекомендую прочитать п.15, стр. 92.

2.Социокультурный практикум по предложенной схеме. (Опрос 4 взрослых человек). Приложение № 7

3. Индивидуальное задания. По материалам школьного музея и подготовить информацию об истории образования нашего поселка.

 
7. Итог урока Учитель объявляет оценки, полученные учащимися, и комментирует их.

Завершает данный этап стихотворением.

К концу подходит наш урок,
Мы подведем сейчас итог.
Что вы узнали и зачем,
Где пригодятся знанья всем?
Плотность, численность и вера,
Города и нации,
Труд народа и его миграции.

Повторили, изучили,
Новое в себе открыли.
На Алтае здесь нам жить,
Дружбой будем дорожить.
И трудится, и любить
Нам детей своих растить.

Подведение итогов урока.

Выставляют оценки в дневник.

8. Рефлексия На доске вывешивается плакат с текстами неоконченных предложений.

Учитель просит завершить каждое предложение, учитывая собственное мнение учащихся.

1. Сегодня на уроке я узнал…

2. По моему мнению, важной проблемой затронутой на уроке, являла…

3. Мне хотелось бы узнать…

Учащиеся высказывают свое отношение к изученному материалу и возникшим проблемам