Цели:
- формировать представление о населении, его численности, размещении, плотности, процессах урбанизации и миграции;
- развивать мышление и познавательную активность у учащихся, интерес к этнографии;
- воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.
Оборудование: “Физическая карта Алтайского края”,атласы, рисунки, сигнальные карточки, контурные карты, учебник “География Алтайского края”, 1995 г., учебник “ География Алтайского края”, 2004 г., схема “ Структуры, занятые в экономике”, таблицы “Миграция населения Алтайского края”.
Тип урока: изучение нового материала.
Номенклатура: Барнаул, Бийск, Рубцовск, Алейск, Змеиногорск, Новоалтайск, Камень-на-Оби, Белокуриха, Заринск, Славгород, Яровое, Горняк.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент. | Приветствие учащихся. | Приветствуют учителя, сообщают информацию об отсутствующих в классе. |
2. Актуализация знаний учащихся | Учитель предлагает прочитать
отрывок стихотворения и соотнести его с темой
урока, которая записана на доске. Деревня, а по
сути – дела весь* Учитель поясняет значение слова, выделенного в тексте. Весь – небольшое сельское поселение у славян. Человек – объект природы и объект изучения, нескольких наук. Вспомните, что называем демографией и населением? |
Учащиеся слушают предложенный
текст стихотворения и отвечают на вопрос,
поставленный учителем. Предполагаемые ответы учащихся: Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав. Население - совокупность людей, проживающих в данной стране, районе или вообще на земном шаре, имеет особое значение, т.к. выступает продуктивной силой. |
3. Целеполагание | Учитель сообщает цели урока,
исходя из темы, и предлагает учащимся
сформулировать задачи предстоящего урока. При изучении темы “Население” различных стран и нашего государства, мы придерживались определенной схемы или плана, который позволяет нам полностью раскрыть изучаемый вопрос. Давайте вместе с вами составим план изучения темы. Учитель фиксирует на доске предложения и ответы учащихся, упорядочивает их и представляет план изучения материала темы. Затем переходит к реализации плана урока. План изучения:
|
Учащиеся формулируют задачи,
прогнозируя результат своей учебной
деятельности. Слушают учителя. Учащиеся называют основные понятия темы и вместе с учителем составляют план Учащиеся делают записи в тетрадях, вслед за учителем. |
4. Изучение нового материала | Историческая справка. Учитель предлагает учащемуся выступить с подготовленным сообщением об истории заселения края и административно - территориальном делении современного края. Работа по материалу учебника. Учитель предлагает, изучив и проанализировав статистические данные об изменении численности населения, приведенных в таблице, сделать выводы о причинах изменения данного показателя. Для работы предложена таблица № 6 из учебного пособия “География Алтайского края” - 1993 г.,стр. 93. Приложение 2 |
Учащийся выступает с сообщением.
Учащиеся работают в парах с данными таблицы, советуясь друг с другом, в целях экономии времени. Выводы кратко записывают в тетрадь. |
Устное изложение материала. Учитель предлагает послушать сообщение учащегося по итогам прошедшей в 2002 году переписи населения. Вывод: В Алтайском крае, как и во всей России, сложилась сложная демографическая остановка. Сокращается численность населения, смертность превышает рождаемость, естественный прирост населения снижается. |
Учащийся, выполнявший данную
индивидуальную домашнюю работу по подготовке
устного сообщения, выступает перед
одноклассниками по следующему плану. 1. Перепись населения 2002 года. 2. Закон о переписи. 3. Цель переписи. 4. Результаты переписи. Источники: Спецвыпуск детской энциклопедии “Всероссийская перепись населения – 2002”, “Аргументы и факты – детям”, (стр 16, стр 50) |
|
Физкультминутка | Учитель предлагает упражнения для снятия локального утомления мышц, напряжения глаз. | Учащиеся выполняют предложенные упражнения. |
Работа с данными таблицы. Перейдем к рассмотрению вопроса урбанизации населения. Поработаем над статистическими данными соотношения уровня городского и сельского населения. Для этого вернемся к таблице учебного пособия стр. 93. Вопросы для беседы:
|
Учащиеся изучают и сопоставляют данные таблицы и отвечают на предложенные вопросы учителя. Дополнительная информация: самые старые города: Бийск – 1709 г., Барнаул – 1730 г., Змеиногорск – 1736 г., самые молодые города: Заринск – 1979 г., Белокуриха – 1983 г. | |
Практическая работа. Используя карту “Административное устройство”, учебник “География Алтайского края” - 2004, с. 16–17, выполнить задания: - обозначить на контурной карте города края; - приготовится к взаимоопросу; - найти на карте административного устройства Алтайского края города. |
Учащиеся выполняют работу в
контурных картах, отмечают города Алтайского
края. После завершения выполненной работы осуществляется взаимоопрос и взаимопроверка правильности выполнения. |
|
Следующий пункт плана
раскрывает процесс миграции населения - Вспомним, что называем миграцией? Задание. На основе имеющихся знаний, примеров из жизни села, родителей заполните таблицу . Причины и направления иммиграции и эмиграции населения края. Приложение № 4 Групповая работа. Учитель, используя материалы исследовательских работ членов школьного музея “История исчезнувшего села. П. Целинный”, “История исчезнувшего села. п.Углы” и “Здесь мои корни”, демонстрирует последствия вынужденных миграционных потоков населения на территории нашего района. Попытайтесь спрогнозировать, как сложится демографическая ситуация в крае? Для рассмотрения вопроса национальности населения предлагаю обратиться к оформлению кабинета, стенду “Вместе дружная семья”. Объяснение учителя. Россия – многонациональное государство, наш Алтай населяют более 80 национальностей и народов. По данным переписи 2002 года наиболее многочисленными группами в крае являлись русские, немцы, украинцы, казахи, другие национальности представлены немногочисленными группами: чуваши, азербайджанцы, цыгане, татары и другие. В Поспелихинском районе проживает 36 национальностей. В нашем поселке проживают более 20 национальностей. Назовите представителей разных национальностей. |
Учащиеся отвечают на вопрос
учителя. Миграция – это перемещение населения по территории страны или мира (иногда с изменением постоянного местожительства). Получив отпечатанные на листах таблицы, учащиеся, заполняют графы, опираясь на жизненный опыт и полученные знания. Работа проводится комментировано. Класс делится на группы. Получив материалы, учащиеся знакомятся с их содержанием и анализируют причины миграции и их последствия. По завершении работы группы спикер представляет точку зрения своей команды, доказывает и обосновывает свои утверждения. Учащиеся предлагают свои варианты и прогнозы. Обращаются к информации стенда, слушают комментарии учителя. Учащиеся называют жителей нашего поселка, относящихся к различным национальностям. |
|
Так как наш край
многонационален, а у разных народов, как правило,
разные вероисповедания. Основными религиями
являются: 1. Православное христианство. 2. Католическое христианство. 3. Мусульманство. |
Учащиеся записывают в тетрадь основные религии, встречающиеся на территории нашего края, района. | |
Задумывались ли вы о своей национальной принадлежности? С чем это связано? Приложение № 5 | Учащиеся, прослушав предложенные учителем ситуации, высказывают свою точку зрения. | |
Учитель читает стих: Славен
Алтай делами своими, Следующим вопросом нашего плана изучения темы являются трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы – это население, способное работать в народном хозяйстве. Задание. Рассмотрев диаграмму, ответьте на вопрос: в каких отраслях экономики больше всего занято населения края? Почему? Какая проблема трудовых ресурсов здесь не затронута? Учитель наводящими вопросами подводит их к проблеме безработицы. В 90-годы ХХ века безработица была скрытой, 60% сельского населения являлись безработными. Современное состояние на рынке труда улучшается, но проблема безработицы остается. |
Слушают учителя. Учащиеся
высказывают свое отношение к данной проблеме. Учащиеся получают карточку с диаграммой. Анализируют данные диаграммы и отвечают на вопрос учителя. Приложение № 6 |
|
5. Закрепление | Игра “Да-нетка” с помощью
сигнальных карточек (блиц-опрос с односложными
ответами). 1. В городе Барнауле проживает более 600 тысяч человек? 2. Алтайский край высоко урбанизированная территория? 3. Главное занятие жителей Алтайского края – сельское хозяйство? 4. В последние десятилетия увеличилась численность населения края? 5. В Алтайском крае 12 городов? 6. Существует и безработица в нашем поселке? 7. Последняя перепись населения проходила в 2003 году? 8. Православное христианство – самая массовая религия края? 9. Будете ли вы способствовать межнациональной розни? 10. В Поспелихе проживает больше 12 тысяч человек? |
Игра проводится в устной форме.
Учитель зачитывает вопрос, учащиеся, мгновенно
выбрав правильный ответ, должны поднять карточку
определенного цвета: в случае утвердительного
ответа – зеленую, в случае отрицательного ответа
– красную. Ответы детей. |
6. Домашнее задание | 1. Рекомендую прочитать п.15, стр.
92. 2.Социокультурный практикум по предложенной схеме. (Опрос 4 взрослых человек). Приложение № 7 3. Индивидуальное задания. По материалам школьного музея и подготовить информацию об истории образования нашего поселка. |
|
7. Итог урока | Учитель объявляет оценки,
полученные учащимися, и комментирует их. Завершает данный этап стихотворением. К концу подходит наш урок, Повторили, изучили, |
Подведение итогов урока. Выставляют оценки в дневник. |
8. Рефлексия | На доске вывешивается плакат с
текстами неоконченных предложений. Учитель просит завершить каждое предложение, учитывая собственное мнение учащихся. 1. Сегодня на уроке я узнал… 2. По моему мнению, важной проблемой затронутой на уроке, являла… 3. Мне хотелось бы узнать… |
Учащиеся высказывают свое отношение к изученному материалу и возникшим проблемам |