Технология в 4-м классе. Деревянное зодчество, работа с бумагой и картоном

Разделы: Начальная школа


Тема: Деревянное зодчество. Работа с бумагой и картоном, Изготовление деревенской избы из гофрированного картона.

Цель: Научить детей вырезать из бумаги силуэты домов, познакомить с названиями деталей конструкции деревянной избы охлупень (конек), причелина, полица; знакомство с памятниками русского деревянного зодчества; воспитание трудолюбия, любви и гордости и бережного отношения к архитектурным памятникам прошлого.

Оборудование: гофрированный картон, цветная бумага, дырокол, ножницы, клей, панно с изображением природы, иллюстрации памятников деревянного зодчества, образцы конструкции избы, рисунок с обозначением деталей конструкций.

Ход урока

I. Организационный момент (стихотворение)

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит.
И неважно, что пока
Этот домик из листа.

II. Сообщение темы урока и беседа о деревянном строительстве.

- Сегодня, как вы уже поняли из стихотворения, наш урок мы посвятили строительству. Будем делать из гофрированного картона макет домика и выстроим на этой полянке деревню. Посмотрите на образцы домиков, какой материал для строительства они вам напоминают? (Дерево).

- Да. Когда-то почти вся Русь была деревянной. “Страной зодчих” назвал Россию Грабарь. Без гвоздей и скоб надежно рубили плотники на Руси срубы и церкви и украшали их красивыми, затейливыми узорами. Дерево было самым любимым и распространенным материалом на Руси. Каждой породе дерева отводилась своя роль, у каждой было свое назначение. Например, для нижних венцов сруба использовали лиственницу (долго не гнила, трудно разгоралась), стены сруба изготовлялись из сосны. Для свай, оконных и дверных колод - дуб, для настила потолков и полов — ель, а для резных и столярных работ - липу и клен (мягкие породы).

Лес для строительства дома рубили в декабре - феврале, когда сок в стволе от сильных морозов испарялся. А за полгода до этого с дерева, от корня до уровня головы взрослого человека снимали кору. Бревна волоком доставляли к месту строительства, складывали в стопы с продухами (просветы для циркуляции воздуха) и просушивали 1-2 года и только потом строили.

Изба состояла из трех частей: жилой (отапливаемой); холодной (летней) горниц и сеней, в которые вел вход-крыльцо. Избы рубили “в обло с остатком” или как сейчас говорят в “чашку” (рисунок 1) и “в лапу” (рисунок 2). Между бревнами клали мох, который потом пробивали, специальными лопаточками и деревянным молоточком. Кровли настилали двойным тесом, т. е. досками, сверху прикрывали тяжелым бревном с резным коньком на конце, который играл роль оберега, охранял дом и его обитателей от злых духов (рисунок 3). Под кровлей торцы бревен закрывали резными причелинами с полотенцами, на которых вырезали год постройки и символ солнца - круглая резная розетка - в этом символе отголоски поклонения самому могучему и доброму божеству славян — Яриле.

img2.JPG (11600 bytes)

Над кровлей богатого дома поднимались дымники - тесовые короба сквозь которые выходил дым от топки. Предметам особой гордости хозяев служили резные оконные наличники. Мастера, искусно их изготовляющие очень ценились, их приглашали из других деревень.

Крестьянский двор должен был состоять из самой избы, бани (мыльни), погреба с “надпогребицею”, сарая, сенницы, кладовых, дровяного сарая. Жилые строения ставили за ограду, а главный въезд в усадьбу оформляли особо. Над ним помещалась икона с изображением святого — покровителя хозяина дома и подвесным слюдяным фонарем. В некоторых местах на улицу выходило крыльцо-парадное. Его украшали особо - резьбой на столбах- опорах и сложной формы кровлей./1/

Давайте еще раз вспомним, как называются детали конструкции избы, и покажем их на рисунке (конек, причелины с полотенцами, дымники, резные оконные наличники).

III. Физкультминутка: Устали дети? Давайте подвигаемся:

На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде “раз”

Дом построен у сугроба
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога
А какой ширины'?
Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки все разные
Высоки-превысоки, кружевные.
Мы по лестнице шагаем
Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,
Справа-хлоп, слева - хлоп.
И к работе приступаем.
Гоп-гоп-гоп, гоп-гоп-гоп.

IV. Итак, мы с вами приступаем к работе над изготовлением домиков. Р

аботать будете парами. Один вырезает форму дома и крыльца, веранды, а второй, тем временем, готовит детали-украшения: окно, наличники, изготовляет полицы, причелины, полотенце. Выберите одну из имеющихся моделей или придумайте свою конструкцию (рисунок 4). У Вас имеются все необходимые инструменты? Какой предмет на нашем уроке сегодня самый опасный? Какие меры предосторожности нужно соблюдать. (Ножницы. Брать их нужно аккуратно, не ронять, не направлять острием в глаза, в товарища, работать осторожно, стараясь не пораниться).

V. Приступаем к работе.

Обратите внимание как выполнены полицы (рисунок 5). Отрезать две одинаковые полоски, сложить ровной стороной, предварительно смазав клеем, затем приклеить к домику, чуть отступив от края.

А, украшая причелину, полотенце, конек, наличники используйте дырокол и свою фантазию.

В конце урока свои домики приклеиваете на плакат (рисунок 6) и у нас должна появиться деревня.

VI.

А пока вы работаете, скажите, ребята, а о каком памятнике деревянного зодчества мы с вами говорили на уроке истории? (о церквях в Кижах). Но в Кижах, ребята, устроен целый музей под открытым небом, в котором собраны деревянные памятники зодчества. Я вам покажу, какие избы, церкви находятся в этом музее, а ребята расскажут о них.

Ученик 1. - Самый известный это храмовый комплекс. В центре - Покровский храм (1764), слева - Преображенская церковь (1714). Двадцатидвухглавая Преображенская церковь, возведенная без единого гвоздя, - чудо деревянного зодчества. Пираминдальное построение объемов церкви и обилие прихотливо изгибающихся кривых делают здание необычайно торжественным и изящным, несмотря на суровость и простоту рубленых стен. О строительстве Преображенской церкви в народе бытует предание, будто бы, закончив работу, забросил мастер свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: “Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет, и не будет такой”.

В солнечный летний день купола сияют на солнце и кажутся золотыми. Но и они сделаны из дерева. А переливаются они потому, что покрыты резными пластинами из осины. Высота Преображенского собора около 40 метров (рисунок 7).

Ученик 2. Часовня из деревни Леликозера стоит ныне в Кижах. Часовня, несмотря на простоту, имеет своеобразный, неповторимый облик. Церковь как–то по-особому уютна и приветлива: в ее масштабах, пропорциях, в сдержанном изящном декоре ощущается глубокая человечность, которая была столь присуща безвестным творцам подобных храмов. Над трапезной возвышается шатровая колокольня. Эта колокольня, глава и двухступенчатая крыша создают богатый, разнообразный, но единый силуэт всего здания (рисунок 8).

Ученик 3. Дом у деревни Ошевнево (XIX в.) - первенец, положивший в 1951 году начало созданию музея в Кижах под открытым небом. Огромный дом в два этажа, со светелкой над ними и обширным крытым двором, с длинной галереей - гульбищем, опоясывающим с трех сторон его жилую часть, и нарядными балконами. Архитектура этого дома – воплощение патриархального уклада жизни старой деревни (рисунок 9).

- Спасибо, ребята! А у вас продвигается работа? Заканчиваем. Приклеиваем свои домики на общий фон и убираем рабочее место.

(Пока одни дети приклеивают свои работы, другие убирают рабочее место).

VII. Итог.

Проверим, все ли справились с уборкой. Все ли работы выполнены? Если кто не успел, закончите после урока. А сейчас посмотрите на нашу коллективную работу (рисунок 10). Понравилась вам работа? Вот с такой деревни, начинается наша с вами родина, и где бы вы ни оказались в будущем, вас всегда будет тянуть к себе на родину, в то место где вы выросли, родились, дружили и учились, как в песне “Деревенька моя” (дети поют песню). Спасибо за урок. Все получают оценку “отлично” за урок.

Список литературы.

1. Т.Н.Проснякова “Уроки мастерства” 3 класс. Корпорация “Федоров”. Издательство “Учебная литература”. Самара. 2002.