Иллюстрированный словарь художественных терминов как средство обучения

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Как сделать урок изобразительного искусства для учащихся значимым, таким же, как и “основные” уроки?

Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. Искусство не может воспитать человека равнодушного, слабого. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у учащихся интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства.

Средств формирования устойчивого интереса к урокам изобразительного искусства множество и каждый учитель старается творчески использовать в своей работе и современную литературу, и репродукцию картин художников, и компьютерную технологию, и т.д.

Одним из действенных средств, мы считаем, является использование на уроках иллюстрированных словарей художественных терминов, так как на уроках учащиеся знакомятся с новым термином, с творчеством художника, мастера-прикладника, с народным промыслом, с историей искусства. Перед учителем изобразительного искусства стоит проблема обогащения знаний учащихся с помощью словаря художественных терминов. Для этого учитель сам должен знать структуру словаря, использовать в ежедневной работе художественные термины, научить пользоваться научно-познавательной литературой.

Объектом исследования мы взяли два словаря: “Аполлон” и “Краткий словарь художественных терминов” для учащихся 5-8 классов.

Если на уроках использовать эти словари, то учащиеся научатся видеть и открывать прекрасное в искусстве и окружающей нас действительности.

Сравнение содержания терминологических словарей “Аполлон” и “Краткого словаря художественных терминов” Н.М. Сокольниковой для учащихся 5-8 классов.

Структура терминологического словаря “Аполлон”

Содержание

Алфавит

Количество терминов

Количество иллюстраций

Страницы

А

137

26

9-62

Б

67

18

63-87

В

75

11

88-114

Г

98

18

115-150

Д

86

10

151-182

Ж

18

5

183-191

З

32

2

192-198

И

77

13

199-231

К

202

36

233-296

Л

53

4

297-313

М

135

30

314-370

Н

67

9

371-395

О

66

8

396-418

П

234

37

419-493

Р

91

17

494-530

С

164

30

531-594

Т

105

15

595-623

У

16

3

624-629

Ф

62

10

630-652

Х

35

8

653-670

Ц

20

3

671-677

Ч

25

8

678-684

Ш

34

5

685-694

Щ

1

-

694

Э

40

5

695-708

Ю

3

-

709-710

Я

5

-

711-712

Структура “Краткого словаря художественных терминов” Н.М. Сокольниковой

(Учебник для учащихся 5-8 классов)

Содержание

Алфавит

Количество терминов

Количество иллюстраций

Страницы

А

18

14

3-10

Б

7

7

10-13

В

3

5

13-15

Г

8

9

15-21

Д

3

5

21-23

Ж

1

3

23-25

З

1

-

25

И

8

6

25-30

К

25

16

30-41

Л

3

1

41-42

М

17

13

42-48

Н

5

6

48-51

О

4

4

51-54

П

17

12

54-64

Р

10

9

64-69

С

9

9

69-75

Т

5

2

75-76

У

1

1

76

Ф

5

1

76-77

Х

3

1

77-78

Ч

1

-

78

Ш

2

-

78-79

Э

2

2

79

Сравнение содержания изданий

?

Издание

Количество терминов

Количество иллюстраций

Всего страниц

1.

“Аполлон”

1948

331

(черно-белые)

712

2.

“Краткий словарь художественных терминов” Н.М. Сокольниковой для 5-8 классов

158

126

(цветные)

79

Выборочное сравнение терминов данных словарей

Как объясняют слова “пейзаж” и “натюрморт” в этих иллюстрированных терминологических словарях?

1. “Аполлон”:

img1.jpg (4328 bytes)

Пейзаж (фр. paysage, англ. landscape, нем. Landschaft) – жанр изобразительного искусства, гл. обр. станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

Название жанра распространяется также на отдельные произведения, именуемые П. В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра можно выделить сельский, городской П. (в т.ч. ведуту), архитектурный, индустриальный, особую область составляют изображения водной стихии – морской (марина) и речной П. Облик Земли давнего прошлого, вечные, неизменные законы природы – темы исторического П., а при устремленности авторского воображения к картинам будущего мира – темы фантастического, или футурологического, П. Особую область представляет космический, астральный П. – видимое с Земли или мыслимое небесное, звездное пространство, изображения далеких планет. Тематические, предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными по мере технического прогресса.

2. Н.М. Сокольникова “Краткий словарь художественных терминов”, 5-8 классы:

Пейзаж (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра.

Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный - ведута), индустриальный пейзаж.

Особую область составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется “пейзажем настроения”. На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины “Март” и “Золотая осень”, знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.

Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства (“Рожь”, 1878, “Корабельная роща”, 1898). Сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы, искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Бескрайние просторы полей, колышащееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о былинном величии и мощи русской природы. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Натюрморт (фр. nature morte – мертвая природа, натура) – жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрмортом. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben – тихая жизнь.

Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале XVII в. Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф. Снейдерс и др.). Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Строгостью и свободной композиции, тонкостью колористических решений, удивительной человечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта – французского художника Ж. Шардена.

В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, пиали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван-Гог).

С начала XX в. к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.

wpe2B.jpg (8355 bytes)

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мыслей и чувств.

Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. Например, на картине Ю. Пименова “Ожидание” (1959) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле делают это ожидание особенно тоскливым и вызывают различные ассоциации.

В другом натюрморте этого же художника “Актриса” через предметы раскрывается не только мир профессии, но и характер человека, владеющего этими вещами.

В ином типе натюрморта вещи говорят прежде всего о самих себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, цвета, фактуры. Например, полотно И. Машкова “Снедь московская. Хлебы” заставляет нас словно ощутить аромат свежеиспеченного хлеба, полюбоваться богатством и разнообразием булок, батонов, караваев и калачей.

Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.

После усвоения терминов “пейзаж” и “натюрморт”, на уроках и во время внеклассных занятий, учитель может познакомить с конкретными репродукциями пейзажа и натюрморта из этих же словарей, или использовать другую литературу. Примерный перечень репродукций произведений выдающихся мастеров мирового и советского искусства:

  1. Сюй Дао-Нин. Рыболовы в горных потоках. Акварель. Китай. XI в.
  2. Ян ван Гойен. Устье реки. Дерево. 1655. Гаага, Маурицхейс (Ван Гойен (1596-1656) писал сельские виды и морские пейзажи. Произведения этих жанров очень любили жители Голландии).
  3. Никола Пуссен. Лето (Руфь и Вооз). Холст. 1660-1664. Париж, Лувр. (Библейский сюжет позволяет Пуссену построить пейзажную композицию, следуя своему идеалу, располагая деревья и строения таким образом, чтобы по мере того, как ослабевает насыщенность цвета, возникало ощущение глубины пространства).
  4. Якоб ван Рейсдал. Вид реки. Холст. 1665. Гаага, Маурицхейс (Реалистические пейзажи ван Рейсдала (ок. 1628-1682) и других голландских художников оказали сильное воздействие на развитие пейзажной живописи во Франции и Англии).
  5. Каспар Давид Фридрих. Дерево и вороны. Холст. 1822. Париж, Лувр (Немецкий живописец (1774-1840) – яркий представитель романтического стиля. Его пейзажи полны высокой духовности).
  6. Уильям Тернер. Снежная буря, лавина, обвал в Валь-д?Аоста. Холст. 1837. Чикаго, Институт искусств (В своих пейзажах Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775-1851) воссоздает поразительной силы зрелище разбушевавшейся стихии).
  7. Уильям Тернер. Пейзаж с рекой и бухтой в отдалении. Холст. Ок. 1835-1840. Париж, Лувр.
  8. Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. Холст. 1872. Париж, музей Мармоттан (На картине изображен торговый порт в Гавре. Однако сам промышленный пейзаж художника мало интересует. Он стремится только запечатлеть эффект освещения).
  9. Иван Шишкин. Рожь. Холст. 1878. Москва, ГТГ (Шишкин любил эпический размах и могучие образы в пейзаже).
  10. Ван Гог. Куст сирени. Холст. 1888. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
  11. А. Куинджи. Березовая роща. Масло. Россия. XIX в.
  12. А. Иванов. Аппиева дорога. Масло. Россия. XIX в.
  13. Левитан. Большая вода. Масло. Россия. XIX в.
  14. М. Сарьян. Армения. Масло. Армения. XIX-XX вв.
  15. Г. Верейский. В саду Русского музея. Тростниковое перо, тушь. СССР. XX в.

Натюрморты:

  1. А. Переда. Натюрморт. Масло. Испания. XVII в.
  2. П Сезанн. Натюрморт с драпировкой. 1895-1900. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
  3. П. Сезанн. Натюрморт с кувшином и баклажанами. Масло. Франция. XIX-XX вв.
  4. И. Хруцкий. Цветы и плоды. Масло. Россия. XIX в.
  5. А. Матисс. Красные рыбы. 1911. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва.
  6. В Конашевич. Натюрморт. Акварель. СССР. XX в.
  7. И.И. Машков. Снедь московская: хлебы. 1924. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Продолжение статьи