Как сделать урок изобразительного искусства для учащихся значимым, таким же, как и “основные” уроки?
Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. Искусство не может воспитать человека равнодушного, слабого. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у учащихся интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства.
Средств формирования устойчивого интереса к урокам изобразительного искусства множество и каждый учитель старается творчески использовать в своей работе и современную литературу, и репродукцию картин художников, и компьютерную технологию, и т.д.
Одним из действенных средств, мы считаем, является использование на уроках иллюстрированных словарей художественных терминов, так как на уроках учащиеся знакомятся с новым термином, с творчеством художника, мастера-прикладника, с народным промыслом, с историей искусства. Перед учителем изобразительного искусства стоит проблема обогащения знаний учащихся с помощью словаря художественных терминов. Для этого учитель сам должен знать структуру словаря, использовать в ежедневной работе художественные термины, научить пользоваться научно-познавательной литературой.
Объектом исследования мы взяли два словаря: “Аполлон” и “Краткий словарь художественных терминов” для учащихся 5-8 классов.
Если на уроках использовать эти словари, то учащиеся научатся видеть и открывать прекрасное в искусстве и окружающей нас действительности.
Сравнение содержания терминологических словарей “Аполлон” и “Краткого словаря художественных терминов” Н.М. Сокольниковой для учащихся 5-8 классов.
Структура терминологического словаря “Аполлон”
Содержание |
|||
Алфавит |
Количество терминов |
Количество иллюстраций |
Страницы |
А |
137 |
26 |
9-62 |
Б |
67 |
18 |
63-87 |
В |
75 |
11 |
88-114 |
Г |
98 |
18 |
115-150 |
Д |
86 |
10 |
151-182 |
Ж |
18 |
5 |
183-191 |
З |
32 |
2 |
192-198 |
И |
77 |
13 |
199-231 |
К |
202 |
36 |
233-296 |
Л |
53 |
4 |
297-313 |
М |
135 |
30 |
314-370 |
Н |
67 |
9 |
371-395 |
О |
66 |
8 |
396-418 |
П |
234 |
37 |
419-493 |
Р |
91 |
17 |
494-530 |
С |
164 |
30 |
531-594 |
Т |
105 |
15 |
595-623 |
У |
16 |
3 |
624-629 |
Ф |
62 |
10 |
630-652 |
Х |
35 |
8 |
653-670 |
Ц |
20 |
3 |
671-677 |
Ч |
25 |
8 |
678-684 |
Ш |
34 |
5 |
685-694 |
Щ |
1 |
- |
694 |
Э |
40 |
5 |
695-708 |
Ю |
3 |
- |
709-710 |
Я |
5 |
- |
711-712 |
Структура “Краткого словаря художественных терминов” Н.М. Сокольниковой
(Учебник для учащихся 5-8 классов)
|
|||
Алфавит |
Количество терминов |
Количество иллюстраций |
Страницы |
А |
18 |
14 |
3-10 |
Б |
7 |
7 |
10-13 |
В |
3 |
5 |
13-15 |
Г |
8 |
9 |
15-21 |
Д |
3 |
5 |
21-23 |
Ж |
1 |
3 |
23-25 |
З |
1 |
- |
25 |
И |
8 |
6 |
25-30 |
К |
25 |
16 |
30-41 |
Л |
3 |
1 |
41-42 |
М |
17 |
13 |
42-48 |
Н |
5 |
6 |
48-51 |
О |
4 |
4 |
51-54 |
П |
17 |
12 |
54-64 |
Р |
10 |
9 |
64-69 |
С |
9 |
9 |
69-75 |
Т |
5 |
2 |
75-76 |
У |
1 |
1 |
76 |
Ф |
5 |
1 |
76-77 |
Х |
3 |
1 |
77-78 |
Ч |
1 |
- |
78 |
Ш |
2 |
- |
78-79 |
Э |
2 |
2 |
79 |
Сравнение содержания изданий
? |
Издание |
Количество терминов |
Количество иллюстраций |
Всего страниц |
1. |
“Аполлон” |
1948 |
331 (черно-белые) |
712 |
2. |
“Краткий словарь художественных терминов” Н.М. Сокольниковой для 5-8 классов |
158 |
126 (цветные) |
79 |
Выборочное сравнение терминов данных словарей
Как объясняют слова “пейзаж” и “натюрморт” в этих иллюстрированных терминологических словарях?
1. “Аполлон”:
Пейзаж (фр. paysage, англ. landscape, нем. Landschaft) – жанр изобразительного искусства, гл. обр. станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности. |
Название жанра распространяется также на отдельные произведения, именуемые П. В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра можно выделить сельский, городской П. (в т.ч. ведуту), архитектурный, индустриальный, особую область составляют изображения водной стихии – морской (марина) и речной П. Облик Земли давнего прошлого, вечные, неизменные законы природы – темы исторического П., а при устремленности авторского воображения к картинам будущего мира – темы фантастического, или футурологического, П. Особую область представляет космический, астральный П. – видимое с Земли или мыслимое небесное, звездное пространство, изображения далеких планет. Тематические, предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными по мере технического прогресса.
2. Н.М. Сокольникова “Краткий словарь художественных терминов”, 5-8 классы:
Пейзаж (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный - ведута), индустриальный пейзаж. |
Особую область составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется “пейзажем настроения”. На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины “Март” и “Золотая осень”, знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства (“Рожь”, 1878, “Корабельная роща”, 1898). Сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы, искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Бескрайние просторы полей, колышащееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о былинном величии и мощи русской природы. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Натюрморт (фр. nature morte – мертвая природа, натура) – жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрмортом. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben – тихая жизнь. |
Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале XVII в. Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф. Снейдерс и др.). Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Строгостью и свободной композиции, тонкостью колористических решений, удивительной человечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта – французского художника Ж. Шардена.
В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, пиали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван-Гог).
С начала XX в. к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.
Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мыслей и чувств. |
Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. Например, на картине Ю. Пименова “Ожидание” (1959) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле делают это ожидание особенно тоскливым и вызывают различные ассоциации.
В другом натюрморте этого же художника “Актриса” через предметы раскрывается не только мир профессии, но и характер человека, владеющего этими вещами.
В ином типе натюрморта вещи говорят прежде всего о самих себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, цвета, фактуры. Например, полотно И. Машкова “Снедь московская. Хлебы” заставляет нас словно ощутить аромат свежеиспеченного хлеба, полюбоваться богатством и разнообразием булок, батонов, караваев и калачей.
Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
После усвоения терминов “пейзаж” и “натюрморт”, на уроках и во время внеклассных занятий, учитель может познакомить с конкретными репродукциями пейзажа и натюрморта из этих же словарей, или использовать другую литературу. Примерный перечень репродукций произведений выдающихся мастеров мирового и советского искусства:
- Сюй Дао-Нин. Рыболовы в горных потоках. Акварель. Китай. XI в.
- Ян ван Гойен. Устье реки. Дерево. 1655. Гаага, Маурицхейс (Ван Гойен (1596-1656) писал сельские виды и морские пейзажи. Произведения этих жанров очень любили жители Голландии).
- Никола Пуссен. Лето (Руфь и Вооз). Холст. 1660-1664. Париж, Лувр. (Библейский сюжет позволяет Пуссену построить пейзажную композицию, следуя своему идеалу, располагая деревья и строения таким образом, чтобы по мере того, как ослабевает насыщенность цвета, возникало ощущение глубины пространства).
- Якоб ван Рейсдал. Вид реки. Холст. 1665. Гаага, Маурицхейс (Реалистические пейзажи ван Рейсдала (ок. 1628-1682) и других голландских художников оказали сильное воздействие на развитие пейзажной живописи во Франции и Англии).
- Каспар Давид Фридрих. Дерево и вороны. Холст. 1822. Париж, Лувр (Немецкий живописец (1774-1840) – яркий представитель романтического стиля. Его пейзажи полны высокой духовности).
- Уильям Тернер. Снежная буря, лавина, обвал в Валь-д?Аоста. Холст. 1837. Чикаго, Институт искусств (В своих пейзажах Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775-1851) воссоздает поразительной силы зрелище разбушевавшейся стихии).
- Уильям Тернер. Пейзаж с рекой и бухтой в отдалении. Холст. Ок. 1835-1840. Париж, Лувр.
- Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. Холст. 1872. Париж, музей Мармоттан (На картине изображен торговый порт в Гавре. Однако сам промышленный пейзаж художника мало интересует. Он стремится только запечатлеть эффект освещения).
- Иван Шишкин. Рожь. Холст. 1878. Москва, ГТГ (Шишкин любил эпический размах и могучие образы в пейзаже).
- Ван Гог. Куст сирени. Холст. 1888. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
- А. Куинджи. Березовая роща. Масло. Россия. XIX в.
- А. Иванов. Аппиева дорога. Масло. Россия. XIX в.
- Левитан. Большая вода. Масло. Россия. XIX в.
- М. Сарьян. Армения. Масло. Армения. XIX-XX вв.
- Г. Верейский. В саду Русского музея. Тростниковое перо, тушь. СССР. XX в.
Натюрморты:
- А. Переда. Натюрморт. Масло. Испания. XVII в.
- П Сезанн. Натюрморт с драпировкой. 1895-1900. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
- П. Сезанн. Натюрморт с кувшином и баклажанами. Масло. Франция. XIX-XX вв.
- И. Хруцкий. Цветы и плоды. Масло. Россия. XIX в.
- А. Матисс. Красные рыбы. 1911. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва.
- В Конашевич. Натюрморт. Акварель. СССР. XX в.
- И.И. Машков. Снедь московская: хлебы. 1924. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.