Представление
Сегодня в системе образования происходят изменения регламентированные требованиями современного общества. Это:
- умения делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия;
- общественная активность и творческая инициатива;
- рационализм и эффективность;
- видение ключевых проблем общественной жизни и стремление решать их,
- устанавливая взаимодействие с окружающими людьми;
- умение адаптироваться в условиях постоянных общественных изменений;
- владение ценностями демократического общества.
Становление человека в определенной степени является долгим социальным проектом, от успеха которого зависит не только жизнь определенных людей, но и процветание страны и человечества в целом.
Ребенок, приходя в школу, уже имеет некоторое представление о нравственном, духовном начале в человеке будь-то положительным или негативным, узнавая, перенимая это от окружающего его социума.
Но условия развития детей в современных семьях - различны. Одни дети воспитываются в полных семьях, где царит гармония взаимоотношений, другие – в семьях, где родители далеки от правильного понимания духовного и нравственного в человеке, поэтому в школе мы должны показать детям увлекательный мир взаимоотношений между людьми, раскрыть перед ними нравственный смысл их мотивов и поступков. Ребенок должен получить возможность задуматься о последствиях различных действий, сравнить свои предпочтения и оценки с мнениями окружающих, учиться осознавать собственные побуждения и понимать других людей.
Социальный педагог призван постоянно, целенаправленно заниматься с детьми, испытывающими трудности в процессе социализации, попадающими под негативное влияние. Процесс социального взросления подрастающего поколения необычайно противоречив и сложен, в случае с подростками из так называемой «группы риска» вдвойне, а то и втройне.
Ведущими направлениями моей деятельности в основном были:
- исследовательская, нацеленная на выявление причин дезадаптации детей;
- профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков;
- специальная работа по адаптации и развитию детей «группы риска».
Социализация детей осуществляется по различным программам, разработанным учеными, педагогами через создание модели социально – психологической службы, апробацию и внедрение проектов социального, психологического образования и.т.д.
Объектом особого внимания и изучения педагогического коллектива является социализация детей из неблагополучных семей, которые находятся в очень тяжелых жизненных условиях, зачастую они склонны к бродяжничеству, воровству, ведут аморальный образ жизни, увлекаются распитием спиртных напитков. Таких детей не все родственники готовы приютить, обогреть и дать им душевную теплоту. Поэтому в своей работе социального педагога чаще приходится помочь именно таким детям, чтобы они могли иметь хотя бы кусочек человеческого отношения, общения и тепла, увлечь их хоть какой-нибудь интересной, полезной, посильной для их развития деятельностью. Для этого мной были разработаны и осуществлены в этом учебном году такие проекты:
- «Работа с алкоголизированными семьями» (частично, он будет продолжен в следующем учебном году),
- «Каникулы в кругу друзей» (совместно с педагогами из Надымских школ, который впоследствии немного был адаптирован к нашим условиям),
- « Я – творческая личность».
Почему именно эти проекты?
В начале учебного года столкнулась с вопросом отсутствия некоторых детей на занятиях в школе по неизвестным причинам. При посещении на дому выяснилось, что большинство из них не хотят ходить в школу.
Причин было у детей много: нет кроссовок, приличной одежды, работать хотят, надоело учиться, другие дети смеются, учителя ругаются и. т. д.
По социальным паспортам, представленными классными руководителями в начале учебного года выяснилось, что родителей, которые злоупотребляют спиртными напитками, в селе составляет почти 30-40%. Имеются дети, которые выпивают, глядя на своих родителей, поэтому решила начать более активную работу с этой категорией родителей и их детьми.
Постепенно дети, которые отсутствовали, после бесед, уговоров, объяснений, что учеба и документ об окончании учебы в школе необходим для поступления на работу, дальнейшей учебы в других учебных заведениях, стали посещать занятия. Очень много приходилось беседовать и с родителями, потому что они в какой то степени сами настраивают детей не посещать школу, не обращают внимания на качество их успеваемости, аппелируя, что все равно трудно, куда то без денег поступить учиться дальше, затем найти работу.
Некоторые родители, когда трезвые, уже сами признаются, что не могут детей уговорить посещать занятия, они их не слушаются, а если их ругают, то могут заниматься рукоприкладством.
Поэтому решила разработать проект «Работа с алкоголизированными семьями» (Приложение №1), чтобы системно начать работу с такими семьями, которые нуждаются в помощи, так как при очередном посещении семьи одна из девушек - старшеклассниц так и заявила: «Где же вы были раньше, когда мама сказала: хочешь, на выпей».
Затем во время прохождения курсов повышения квалификации продолжила развивать эту тему, но уделила большее внимание досуговой занятости детей из таких семей и возникли проекты: «Каникулы в кругу друзей» (совместно с педагогами из Надымских школ, который впоследствии немного был адаптирован к нашим условиям) (Приложение №2).
В проекте «Каникулы в кругу друзей» активно участвовали и приглашенные дети из проблемных семей и те, кто пришел просто посмотреть. Особенно не оставили равнодушными никого спортивные мероприятия, где могли проявить себя эти «заброшенные» дети.
Особенно много вопросов было задано во время встречи представителю Комиссии по делам несовершеннолетних.
По делам несовершеннолетних по правам детей на комфортную жизнь, на учебу, об обязанностях родителей и. д. т.
Единственно пока не смогли сходить в поход. Но дети ждут, когда подсохнет почва, и можно будет ходить по тундре.
Может быть и небольшие, но результаты имеются по работе с родителями. Из родителей 4 человека прошли лечение через Надымскую больницу (амбулаторные данные), есть закодированные. Против одной родительницы было возбуждено судебное дело в Надымском нарсуде, и его решением она была лишена родительских прав на 4 детей.
Есть родители, которые сознательно воздерживаются от принятия спиртных напитков.
Также есть результаты внеклассной работы с детьми. Работа Неркагы Татьяны (сирота - мать умерла от последствий употребления спиртных напитков) и Киры Лонгортовой (полная, гармоничная семья) были отправлены на конкурс в Надым. Руководителями работы были Степанова Нина Брониславовна и я. Хотя и не заняли первое место, они довольны, что научились работать, мыслить, творить. Сейчас они продолжают работать над своим проектом. Выпустили газеты – плакаты, провели акцию «Хотим чистую воду в Кутопьюгане», написали ходатайство в Администрацию села с просьбой установить место водозабора, построить очистительные сооружения (Приложение-проект №3)
Работа Салтыковой Татьяны (мать злоупотребляла спиртными напитками, была лишена родительских прав, осенью умерла, поэтому Татьяна росла в опекунской семье) была отправлена в Москву на фестиваль творческих и научных работ учащихся, организованной газетой «Первое сентября» и получила диплом (Приложение 4). Ее работа будет опубликована в сборнике , записана на ДВД диск и отправлена ей. Когда увидели результат ее работы, многие дети заинтересовались и высказали пожелание, что тоже хотели бы работать над какой - нибудь темой. В следующем учебном году мы эту работу продолжим и привлечем больше детей на фестиваль проектных работ школы и попробуем принять участие во Всероссийском конкурсе.
В дальнейшем хочу разработать программу элективного курса «Заочные путешествия по странам мира, России и экскурсии на природу в окрестности села Кутопьюган» именно для детей таких семей, так как они не имеют возможности путешествовать, вот почему я выбираю эту тему. После уроков дети приходят в кабинет и в первую очередь просят, чтобы показали им фотографии тех мест и стран, где я побывала, работала и жила и мы долго беседуем, смотрим фото, видеозаписи. (Приложение – Европа).
Сегодня хочу предложить эти проекты на ваше внимание.
Приложение 1. Презентация
Приложения 2–4 вы можете получить у автора статьи.