Отличительной особенностью нашего времени является переход от развития индустриального к информационно-технологическому. Новое время требует качественный подход - переход от информационного к развивающему обучению. Это ставит перед школой задачу интеллектуального развития личности. Сегодня наблюдается тенденция к сближению, интеграции информатики с традиционными школьными предметами, в частности с математикой. Информационные технологии играют большую роль в формировании математического мышления школьников, при этом качество обучения учащихся заметно возрастает. Это связано с тем, что благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:
- Увеличивается активность учащихся на уроке.
- Обучение становится более наглядным, что способствует развитию пространственного воображения и логического мышления.
- Появляется возможность оперативного тестирования учащихся, а это, прежде всего оперативная обратная связь, которая позволяет развивать критическое мышление и скорректировать учителю и ученику дальнейшую деятельность.
- Учащиеся могут участвовать в разработке элементов урока, создавая свои презентации к уроку, тем самым развивая творческое мышление. В этом случае ученик уже становится соавтором урока, не "объектом", а "субъектом" образовательного процесса.
- Позволяет экономить время и дает возможность решения большего числа задач.
Таким образом, при проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей.
Улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию.
Ниже приведено несколько уроков геометрии с использованием ИКТ.
Цель урока: ввести понятие расстояния от точки до плоскости, рассмотреть задачи в которых используется это понятие; доказать теорему о трёх перпендикулярах и её обратную.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или экран), проектор, (доска, мел).
Ход урока.
Организационный момент.
Анализ самостоятельной работы.
Изучение нового материала.
Изучение нового учебного материала идёт в форме беседы, используя компьютерную программу Microsoft Office Power Point в форме презентации Приложение 1.
Расстояние от точки до плоскости.
Вспомнить, что в курсе физики является расстоянием и перевести это понятие на модель математики.
Расстояние между параллельными плоскостями.
Моделью для наглядности может послужить комната.
Расстоянием между прямой и параллельной ей плоскостью
Подобранная анимация наглядно демонстрирует равноудалённость всех точек прямой от параллельной ей плоскости.
Расстоянием между скрещивающимися прямыми.
Вспомнив и применив теорему о скрещивающихся прямых.
Для закрепления можно решить №140.
Теорема о трёх перпендикулярах
Формулируется и доказывается теорема.
Обратная теорема о трёх перпендикулярах.
Вспомнить какая теорема называется обратной и используя слайд 7 Приложения 1 учащиеся формулируют обратную теорему. Предложить учащимся самим её доказать у интерактивной доски.
Итоги урока.
В качестве подведения итогов (что нового узнали) можно предложить фильм, который служит наглядной демонстрацией нового материала: Раздел - Расстояние от точки до плоскости. (DVD Стереометрия 1. ООО "Видеостудия "Кварт"" www.cvart.ru.).
Домашнее задание:2 п.19,20 №142.
Цель урока: ввести понятие угла между прямой и плоскостью и закрепить в решении задач.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или экран), проектор, (доска, мел).
Ход урока
Организационный момент.
Изучение новой темы.
Изучение новой темы проходит в форме беседы используя презентацию Приложение 2, выполненная с помощью программы Microsoft Office Power Point.
При рассмотрении на слайде случая, когда прямая пересекает плоскость, целесообразно открыть Раздел - Угол между прямой и плоскостью (заранее приготовленный учебный диск DVD Стереометрия 1. ООО "Видеостудия "Кварт""
А затем предложить учащимся доказать, что угол между наклонной и её проекцией наименьший из всех углов, образованные этой прямой и прямыми, лежащие в данной плоскости. Доказательство можно предоставить в форме анимации, используя учебный диск CD "Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10 класс". Тема 02.Перпендикулярность в пространстве. Урок 06. Перпендикуляр и наклонная.19.Анимация. Минимальное свойство угла между прямой и плоскостью.
Уже после доказательства вернуться к слайду 2 Приложение 2 и в форме вывода сформулировать, как построить угол между прямой и плоскостью.
Первичное закрепление новой темы.
Решить № 163 тремя способами - развивает вариативность мышления.
По теореме Пифагора.
Используя определение косинуса острого угла в прямоугольном треугольнике.
Используя теорему синусов.
№165 (3d ед.дл.)
Подведение итогов.
Домашнее задание 2 п.21, №!63 (б, в), №164.
Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах, и на угол между прямой и плоскостью.
Цель урока:
- Сформировать и закрепить навык применения теоремы о трёх перпендикулярах к решению задач; развивать навыки нахождения угла между прямой и плоскостью, расстояния от точки до прямой.
- Научить обосновывать или опровергать выдвигаемые предположения.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или экран), проектор, (доска, мел).
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Проводится устно решение задач, используя презентацию Приложение 3, выполненную с помощью программы Microsoft Office Power Point.
Задание 1(слайд 2,3) - "Верно ли утверждение" и задание 2 (слайд 4-7) - "Установить взаимное расположение прямых", развивает критическое мышление, логику, наглядно - образное мышление.
Для наглядности при рассуждении, можно использовать подручные средства - ручка (прямая), крышка парты (плоскость) и создавать свою модель заданной конструкции.
Закрепление учебного материала.
Решить задачи из учебника №160, №154.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
№155, №159.
Используемая литература:
- Учебник геометрии 10-11 класс, Л.С. Атанасян и др.
- Изучение геометрии 10-11.Методические рекомендации к учебнику. В.Ф. Бутузов, С.М. Саакян.