Применение ИКТ на уроках геометрии

Разделы: Математика


Отличительной особенностью нашего времени является переход от развития индустриального к информационно-технологическому. Новое время требует качественный подход - переход от информационного к развивающему обучению. Это ставит перед школой задачу интеллектуального развития личности. Сегодня наблюдается тенденция к сближению, интеграции информатики с традиционными школьными предметами, в частности с математикой. Информационные технологии играют большую роль в формировании математического мышления школьников, при этом качество обучения учащихся заметно возрастает. Это связано с тем, что благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:

  1. Увеличивается активность учащихся на уроке.
  2. Обучение становится более наглядным, что способствует развитию пространственного воображения и логического мышления.
  3. Появляется возможность оперативного тестирования учащихся, а это, прежде всего оперативная обратная связь, которая позволяет развивать критическое мышление и скорректировать учителю и ученику дальнейшую деятельность.
  4. Учащиеся могут участвовать в разработке элементов урока, создавая свои презентации к уроку, тем самым развивая творческое мышление. В этом случае ученик уже становится соавтором урока, не "объектом", а "субъектом" образовательного процесса.
  5. Позволяет экономить время и дает возможность решения большего числа задач.

Таким образом, при проведении урока с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей.

Улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию.

Ниже приведено несколько уроков геометрии с использованием ИКТ.

Цель урока: ввести понятие расстояния от точки до плоскости, рассмотреть задачи в которых используется это понятие; доказать теорему о трёх перпендикулярах и её обратную.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или экран), проектор, (доска, мел).

Ход урока.

Организационный момент.

Анализ самостоятельной работы.

Изучение нового материала.

Изучение нового учебного материала идёт в форме беседы, используя компьютерную программу Microsoft Office Power Point в форме презентации Приложение 1.

Расстояние от точки до плоскости.

Вспомнить, что в курсе физики является расстоянием и перевести это понятие на модель математики.

Расстояние между параллельными плоскостями.

Моделью для наглядности может послужить комната.

Расстоянием между прямой и параллельной ей плоскостью

Подобранная анимация наглядно демонстрирует равноудалённость всех точек прямой от параллельной ей плоскости.

Расстоянием между скрещивающимися прямыми.

Вспомнив и применив теорему о скрещивающихся прямых.

Для закрепления можно решить №140.

Теорема о трёх перпендикулярах

Формулируется и доказывается теорема.

Обратная теорема о трёх перпендикулярах.

Вспомнить какая теорема называется обратной и используя слайд 7 Приложения 1 учащиеся формулируют обратную теорему. Предложить учащимся самим её доказать у интерактивной доски.

Итоги урока.

В качестве подведения итогов (что нового узнали) можно предложить фильм, который служит наглядной демонстрацией нового материала: Раздел - Расстояние от точки до плоскости. (DVD Стереометрия 1. ООО "Видеостудия "Кварт"" www.cvart.ru.).

Домашнее задание:2 п.19,20 №142.

Цель урока: ввести понятие угла между прямой и плоскостью и закрепить в решении задач.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или экран), проектор, (доска, мел).

Ход урока

Организационный момент.

Изучение новой темы.

Изучение новой темы проходит в форме беседы используя презентацию Приложение 2, выполненная с помощью программы Microsoft Office Power Point.

При рассмотрении на слайде случая, когда прямая пересекает плоскость, целесообразно открыть Раздел - Угол между прямой и плоскостью (заранее приготовленный учебный диск DVD Стереометрия 1. ООО "Видеостудия "Кварт""

А затем предложить учащимся доказать, что угол между наклонной и её проекцией наименьший из всех углов, образованные этой прямой и прямыми, лежащие в данной плоскости. Доказательство можно предоставить в форме анимации, используя учебный диск CD "Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10 класс". Тема 02.Перпендикулярность в пространстве. Урок 06. Перпендикуляр и наклонная.19.Анимация. Минимальное свойство угла между прямой и плоскостью.

Уже после доказательства вернуться к слайду 2 Приложение 2 и в форме вывода сформулировать, как построить угол между прямой и плоскостью.

Первичное закрепление новой темы.

Решить № 163 тремя способами - развивает вариативность мышления.

По теореме Пифагора.

Используя определение косинуса острого угла в прямоугольном треугольнике.

Используя теорему синусов.

№165 (3d ед.дл.)

Подведение итогов.

Домашнее задание 2 п.21, №!63 (б, в), №164.

Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах, и на угол между прямой и плоскостью.

Цель урока:

  • Сформировать и закрепить навык применения теоремы о трёх перпендикулярах к решению задач; развивать навыки нахождения угла между прямой и плоскостью, расстояния от точки до прямой.
  • Научить обосновывать или опровергать выдвигаемые предположения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или экран), проектор, (доска, мел).

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

Проводится устно решение задач, используя презентацию Приложение 3, выполненную с помощью программы Microsoft Office Power Point.

Задание 1(слайд 2,3) - "Верно ли утверждение" и задание 2 (слайд 4-7) - "Установить взаимное расположение прямых", развивает критическое мышление, логику, наглядно - образное мышление.

Для наглядности при рассуждении, можно использовать подручные средства - ручка (прямая), крышка парты (плоскость) и создавать свою модель заданной конструкции.

Закрепление учебного материала.

Решить задачи из учебника №160, №154.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

№155, №159.

Используемая литература:

  1. Учебник геометрии 10-11 класс, Л.С. Атанасян и др.
  2. Изучение геометрии 10-11.Методические рекомендации к учебнику. В.Ф. Бутузов, С.М. Саакян.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.