Проект "Лоскутная пластика"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели проекта: совершенствование своих возможностей в области лоскутной пластики и проектной деятельности; разработка и выполнение творческого проекта; оценка проделанной работы.

Разделы пояснительной записки:

  1. Обоснование темы выбранного проекта.
  2. План организации по изготовлению проектируемого изделия.
  3. Изучение истории лоскутного шитья.
  4. Основные сведения о тканях. Сравнительная характеристика бумаги и ткани. Лабораторно-практическая работа.
  5. Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений.
  6. Перечень технической документации, прилагаемой к изделию.
  7. Характеристика используемых материалов, оборудования.
  8. Расчетная часть.
  9. Графическая часть.
  10. Технологическая часть.
  11. Экономическая часть.
  12. Техника безопасности.
  13. Итоги работы.
  14. Литература.

1. Обоснование темы выбранного проекта.

Наша работа представляет декоративное панно, выполненное в технике аппликация из ткани (лоскутная пластика). Среди множества декоративных техник одна из самых доступных и распространенных – аппликация, т. е. наложение и закрепление на материале, принятом за фон, вырезанных различных изображений.

Изготовление изделия из лоскутков не требует сложных приспособлений, а материал для него можно найти в любом доме. У всякой хозяйки после кроя одежды остаются разноцветные лоскутки ткани различных форм и размеров. И если их не выбрасывать, а складывать куда-то до тех пор, пока не наберется нужное количество, то потом можно создать оригинальное панно для украшения интерьера или подарка.

Название нашей работы “Натюрморт с кактусом”.

Выращивание кактусов – любимое хобби многих взрослых и детей. Огромное количество интересных историй связано с этим растением. Например, такая: “Заколдованный карлик ”.

Если верить легенде, то в карлика, колючего и сморщенного, был превращен юный принц. И только раз в году разжимает он ладошку, в которой вспыхивает на свету кусочек его атласной мантии - прекрасный цветок.

Кактусы цветут редко и очень непродолжительное время. Но когда цветок распускается, то колючий кактус становится очень нежным и красивым.

В нашей работе кактус будет цвести всегда и радовать нас своей красотой.

2. План организации по изготовлению проектируемого изделия.

3. О развитии лоскутного шитья.

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также “лоскутная мозаика”.

В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Хотя имеются свидетельства, что еще в XVII в. Старообрядцы использовали так называемые подручники – молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов и символизировал девять ангельских чинов.

Шитье из лоскутков зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде.

С незапамятных времен наши бабушки шили пестрые, уютные лоскутные одеяла, коврики, фартуки и прочие вещи, которые придавали уют жилищу. Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы XX в., когда в моду вошел фольклорный стиль, возник интерес к лоскутному шитью.

С тех пор интерес к этому виду декоративно – прикладного искусства неуклонно растет. Все больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом

4. Основные сведения о тканях. Сравнительная характеристика бумаги и ткани.

Ткань – это материал с которым мы сталкиваемся ежедневно. Некоторые свойства ткани мы знаем. Можно сравнить ткань, например с бумагой.

Посмотрим какой материал мягче – ткань или бумага? Какой из этих материалов прочнее?

Из чего делают ткани

Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из нее ткань. Чтобы изготовить пряжу, люди сначала использовали волокна диких растений, потом шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия начали выращивать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали делать не только из волокон натуральных, но и получаемых химическим путем.

В зависимости от происхождения или способа изготовления текстильные волокна делят на два больших класса: натуральные, которые получают из растений, шерсти животных и др., и химические. Вырабатываемые человеком искусственным путем на фабриках и заводах (из древесины ели, из отходов хлопка, из каменного угля, нефти, газа и др.)

Лабораторно-практическая работа.

Оборудование: образцы тканей, лупа, толстая игла, коробка со спичками.

Учитель раздает учащимся по два образца ткани квадратной формы: один с кромкой, другой без нее. Длина стороны каждого образца не менее 15-20 см, иначе трудно будет проследить разницу в растяжении ткани вдоль и поперек, а также уловить различие в звуке, получаемом при ее резком растяжении.

Презентация

Растягивай ткань в разных направлениях. Там, где она менее всего растягивается, проходит долевая нить (ДН).

Долевая нить всегда проходит вдоль кромки ткани.

Получение пряжи из волокна

Заполните в таблице графу – поставьте буквы, соответствующие правильным ответам.

Вопросы Ответы
1. Какие волокна (химические или натуральные) идут на производство ситца?  
2. Для каких волокон сырьем является шерсть животных?  
3. Из каких волокон (натуральных или химических) изготавливают капрон?  
4. Какие волокна (натуральные или химические) используют для производства льняного полотна?  

Ответы: А – химические волокна, Б – натуральные волокна.

Можно легко определить качество нитки, если поджечь ее. Хлопчатобумажная нитка горит быстро и ярко. Шерстяная гаснет быстро, а на конце ее образуется обуглившийся комочек. Если растереть пальцами, то запахнет паленой шерстью. Синтетическая нитка не горит, а тает, как свеча, и конец ее сворачивается.

Нити основы и утка

  1. Вставьте пропущенные слова.
  2. Кромка направлена вдоль нитей … (каких?).
  3. Ткань растягивается больше по направлению нитей … (каких?).
  4. При резком растяжении ткани (хлопком) по направлению нитей … (каких?) звук получается глухой.
  5. Нити … (какие?) более тонкие, ровные.
  6. Нити … (какие?) более толстые и пушистые.

5. Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений. (Cм. приложение)

6. Перечень технической документации, прилагаемой к изделию.

  1. Иллюстрация работы.
  2. Оформление работы.
  3. Эскизы альтернативных изделий.
  4. 7. Характеристика используемых материалов и их оборудования.
  5. Кусочки ткани.
  6. Нитки.
  7. Твердый картон.
  8. Ватман.
  9. Мел портновский.
  10. Калька.
  11. Карандаш простой.
  12. Линейки.
  13. Ножницы.
  14. Булавки.
  15. Тесьма.
  16. Пуговицы, бусины.
  17. Игла.
  18. Утюг.
  19. Клей (ПВА, клей-карандаш).

8. Расчетная часть.

Размер нашей готовой работы: 40x50 см

9. Графическая часть.

Мы использовали готовый эскиз работы.

10. Технологическая часть.

Изготовление шаблонов.

  1. Выполнить эскиз работы на листе ватмана в двух экземплярах.
  2. Пронумеровать все отличающиеся друг от друга детали, указать их количество.
  3. Разрезать эскиз на детали. Это будут выкройки деталей. Неразрезанный эскиз позволяет сохранить схему рисунка, которую можно использовать многократно.
  4. Пронумеровать готовые шаблоны для конкретного рисунка.
  5. Продумать расцветки деталей.

Выкраивание лоскутных деталей.

Разложить ткань на ровной поверхности лицевой стороной вниз (если не имеет значения расположение рисунка на ткани). Наложить на ткань шаблон, обвести его мелом, мылом – на темных тканях, карандашом – на светлых.

Выкроить все детали. Шаблоны накладывать на ткань с учетом направления долевой нити.

Влажно-тепловая обработка

Готовый блок деталей отпарить с лицевой стороны через влажный проутюжильник. Отпаривание производить прессовыми движениями, без скольжения утюга. Эта операция придает ровность поверхности рисунка.

Наклеивание или пришивание лоскутных деталей на основу

11. Техника безопасности.

  1. Иголки держать в игольницах.
  2. Не терять иглы и булавки. Проверять их количество перед началом и окончанием работы.
  3. Вдевать в иглу нитку определенной длины. Не брать слишком длинную нитку.
  4. Ножницы передавать ручками вперед.
  5. Не держать ножницы концами вверх.

12. Экономическая часть.

Для выполнения своей работы мы использовали: плотный картон, бумагу (ватман), разноцветные лоскутки ткани, нитки различных цветов, паралон, пуговицы, тесьму и другие материалы, которые были у нас дома.

13. Итоги работы.

Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию наших возможностей в области лоскутной аппликации и проектной деятельности; овладению технологическим мастерством, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе. В результате проделанной работы, мы многое узнали об аппликации. Техника исполнения может быть плоскостной и объемной. Аппликацию можно не только приклеивать, но и пришивать. А также украшать ее вышивкой и различными, декоративными элементами: изящными пуговицами, бусинами. Нам очень понравилась наша работа в этой технике. Мы считаем, что с проектом справились.

Литература

  1. Технология. 5–11 кл.: проектная деятельность учащихся/ авт. сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В.Павлова. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. Ярославль: “Академия развития”, “Академия К”, 1999.
  3. Уютный дом/ Сост. Ю.Соколова. СПб.: Издательство “Литература”, 1998.
  4. Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  5. Горичева В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.- Ярославль: Академия развития, 2001.
  6. Нагель О. Лоскуток к лоскутку / Народное творчество. 1997. № 3. с. 14–15.
  7. Журналы “Бурда”.
  8. http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html. История развития лоскутного шитья