Классный час по теме "Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – это наша сила". 10-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 10


На классном часе используется презентация, представленная в Приложении 1.

Слайд 1 ХХ век – век распространения идей защиты прав чловка стал веком, породившим такие чудовищные явления, как фашизм, тоталитаризм, нацизм. XXI век стал веком, в котором также сильны расистские, религиозно-экстремистсие, профашистские настроения.

К сожалению, нетерпимость, культурный эгоизм все сильнее проникает в нашу жизнь.

Страна, в которой представители всех национальностей, населяющих ее, заплатили так много за свою свободу в годы войны, слышит часто от некоторых “борцов за чистоту национальной культуры” призывы уничтожить тех, кто имеет иной цвет кожи, разрез глаз, акцент, религию. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы обсудить данную проблему и сделать собственные выводы по данному вопросу.

Это слово дежурит в речах политиков, мелькает в быту и на разные лады толкуется в научной литературе. Упрек в отсутствии толерантности может быть брошен с экрана националистам и на кухне зятю, переключившему тещин сериал на новостную программу.

Слайд 2 Согласно Декларации принципов толерантности, принятойГенеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, “Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. Наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… это гармония в многообразии ,это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…”

Западные историки считают, что толерантность как осознанная массовая идея возникла в XVII веке. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, были индепенденты и левеллеры, считавшие, что “ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения” Левеллеров .которые устроили в Оксфорде восстание с требованием широких политических прав и свобод для населения, Кромвель жестоко подавил. Но идею веротерпимости воспринял.

Толерантность возникла в западном мире по необходимости: когда религиозные чувства в обществе ручейками растеклись в разные стороны, оставалось только терпеть “неправильно” молившегося соседа, чтобы каждая ночь не превратилась в Варфоломеевскую. Из этой вот веротерпимости выростли остальные демократические свободы. Не возможно же воспользоваться, к примеру, свободой слова, если в ответ тебя забрасывают камнями.

Технический прогресс тоже следствие толерантности. В обществе с жесткими социальными устоями ткач ткал, а аристократ правил. А когда они пригляделись друг к другу, выпускник Оксфорда Эдмунд Картрайт изобрел механический ткацкий станок и построил первую в истории прядильно-ткацкую фабрику. С точки зрения его предков это был бы немыслимый позо – они и не изобрели ничего.

А как вы считаете, можно ли воспитать в себе умение понимать и принимать человека иной культуры?

Слайд 3 Прочтите размышления А.Гитлера в книге “Майн кампф”. Что вы испытываете после прочтения этого отрывка?

Должен ли народ Германии нести ответственность за действия фашистов?

Почему потомки представителей стран немецкой коалиции в войне испытывают сты, замешательство, горечь, посещая русские мемориалы? Ведь в произошедшем нет их вины.

Когда вы слышите подобные выссказывания в адрес других национальностей какие чувства вы испытываете?

Слайд 4 Однако идея толерантности, как любая идея, может быть доведена до абсудра.

Когда европеец увлеченно бубнит мантры и хрупает жареную саранчу, он привыкает к мысли, что его родная культура – только одна их многих. Отсюда остается шаг до безразличия к ценностям, питающим убеждения. “Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят”, - говорил мудрый писатель Гилберт Кийт Честертон.

Поэтому, давайте будем толерантны, не забывая о нравственных правилах ее проявления.

  • Нельзя судить о целом народе по поступкам и действиям одного или группы людей.
  • Нельзя злорадствовать или радоваться горю людей, переживающих национальную или личну трагедию
  • Нельзя совершать необдуманные поступки, действуя по руководству кого-либо
Слайд 5
  • Нельзя говорить плохое в адрес народа или человека только потому ,что так говорят другие люди
  • Надо помнить ,что за совершенным предосудительным поступком рано или подно последует наказание
  • Для того чтобы проявлять компетентность в вопросах национальных культур, необходимо быть компетентным в истории, культуре, традициях и обычаях народа
Слайд 6
  • Нужно уметь радоваться достижениям и успехам других народов
  • Не совершать поступков, за которые потом будет стыдно или придется раскаиваться
  • Совершая необдуманные поступки, помните, что в истории цивилизации они уже кем-то совершались, и за это пришлось расплачиваться чувством вины и стыда последующих поколений
  • Если твой сверсник готов совершить необдуманный поступок, останови его, удержи от опрометчивого шага
  • Если тебя приглашают участвовать в каких-либо организациях ,деятельность которых направлена на подчинение или притеснение других народов, расскажи об этом своим родителям ,не спеши стать членом этой организации ,постарайся узнать цели этой организации
  • Если тебе угрожают, обращайся к старшим: родителям, учителям, в милицию
Слайд 7
  • Помни! У тебя всегда есть выбор! Сохрани в себе ЧЕЛОВЕКА!