Условия возникновения
В Законе РФ “Об образовании” подчёркнуто, что одним из основных принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
Уже с ранних школьных лет у учащихся следует формировать правовое сознание, развивать правовую культуру и гражданские качества, поскольку в жизни им встретится немало ситуаций, когда личное правосознание станет показателем и гражданской позиции и нравственной зрелости.
Но часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. В микрорайоне, в котором находится школа № 9, много неблагополучных семей, семей с низким уровнем развития и достатка. Детям из этих семей, во-первых, не оказывается достаточного внимания; во-вторых, родители не способны осуществлять полноценный воспитательный процесс. Кроме того, по отношению к этим детям часто происходит нарушение правовых норм. В дальнейшем, именно эти дети склонны к правонарушения. Поэтому в школе, в которой работает автор, ведётся работа по формированию основ правовых знаний, которые предполагают умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона. Участниками данного процесса являются педагоги, дети и их родители.
Актуальность и перспективность.
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В настоящее время гражданско-правовое образование становится не только стратегическим направлением гуманитарного образования, но и всей системы в целом.
В школе ребёнок попадает в новый мир, развивающийся в соответствии со своими правилами и порядками. Именно в школе ребёнок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознаёт свою ответственность перед другими людьми.
В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников. Приобретение новой социальной роли “ученик школы” приводит к расширению круга людей, с которыми ребёнок общается. Данная социальная роль предполагает овладение рядом конкретных правил для её выполнения. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации.
Ведь школа-модель жизни. И если в школе дети не научатся делать правильный выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания с одноклассниками и не конфликтовать с учителями и родителями, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни.
Поэтому необходимо изучать права человека с самого раннего школьного возраста.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Отсюда возникает актуальность и практическая значимость опыта работы автора в этой области.
Педагогическая идея
В российскую школу приходят дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. Нужно учить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто находится рядом с ними. Необходимо показать им, что главное - это личность, права человека, его самоуважение.
В процессе проведения соответствующей работы учителем дети должны овладеть основами правовых знаний. Но правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл:
- чтобы знание прав помогло ребёнку защитить себя в той или иной ситуации;
- сформировать привычку моральной оценки поступков, как своих, так и сверстников, с позиций норм и требований Декларации прав человека т.е. с позиций доброжелательности и уважения;
- накопление опыта предотвращения конфликтных ситуаций и решения уже возникших;
- формировать задатки самоконтроля в поведении;
- обучение учащихся умению общаться друг с другом;
- знание учащимися не только своих прав, но и обязанностей, т. к. не бывает прав без обязанностей.
В младших классах формирование основ правовых знаний, воспитание толерантности, только начинается. Данный процесс будет продолжаться весь период обучения в школе. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, будут являться основой для изучения такого предмета, как “Обществознание”.
Теоретическая база опыта.
Учение - не единственная сфера духовной жизни младших школьников. В.А.Сухомлинский отмечал: “ В воспитании всё главное – и урок, и развитие разнообразных интересов вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе”.
Внеучебная деятельность создаёт условия для включения детей в различные виды деятельности, помогает в развитии многообразных интересов. Дети получают большую и разнообразную информацию, учатся трудиться вместе с другими, овладевают навыками коллективизма, нравственного поведения, учатся объективной самооценке; познают себя через других людей, наблюдая и анализируя их отношение к себе.
В школе, где работает автор, ведётся работа по формированию основ правовых знаний, правовой культуры, направленная на:
- ознакомление с правами и обязанностями ребёнка;
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- формирование навыков сознательного регулирования своего поведения, умения находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.
Материалы программы факультативного курса “Ваши права” Е.Шабельника и Е.Каширцевой подготовлены на основе пособия “Ваши права” и адаптированы к условиям адаптивной школы. (Приложение 1)
В основе данной программы лежит изучение статей Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что “ образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам”.
В статье 14 основных положений Закона РФ “Об образовании” подчёркнуто, что содержание образования должно быть ориентировано на “ обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства”.
Новизна опыта.
Руководствуясь нормативным документом: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15.01. 2003 г. “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации”, для решения правовых задач в учебный план внедрён факультативный курс “Ваши права” Е. Шабельника. Программа данного курса адаптирована автором к условиям адаптивной школы. (Приложение 1) Разработан диагностический инструментарий для определения уровня правовых знаний. (Приложение 2)
Используя наработанный материал, разработала методические рекомендации по формированию толерантного отношения к окружающим. (Приложение 3)
Технология
Вся работа направлена на изучение основ правовых знаний, формирование межличностных отношений учащихся и состоит в том , что на базе школы, в которой работает автор, введён курс “Ваши права”.
Главной целью работы является создание условий для становления личности человека и гражданина, граждански активного, уважающего права и свободы каждого человека, умеющего реализовывать и защитить свои права.
Из этой цели следуют задачи:
- воспитание личности, осознающей достоинство человека;
- воспитание толерантности;
- воспитание гуманного человека;
- формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками;
В основу отбора содержания занятий легли принципы:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- практическая направленность;
- использование игровой деятельности;
- использование наглядности.
Этапы работы:
1. Диагностический.
А) Диагностика межличностных отношений, которая включает методику социометрии и позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений.
Методика: социометрия
Автор: Дж.Морено
Б) Исследование межличностных отношений между детьми и родителями.
Методика: анкетирование.
Методика: “Неоконченные предложения”.
Автор: Д.Сакс.
В) Определение уровня правовых знаний.
Методика: тестирование (Приложение 9)
Г) Определение уровня тревожности.
Методика “Шкала тревожности”
Автор: Кондаш.
2. Содержательная часть.
А) Проведение занятий по программе “Ваши права”.
Общее число занятий: 32.
Продолжительность занятий: 40 минут.
Б) Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, ОБЖ..
В) Внеклассные мероприятия.
3. Контрольно-диагностический этап.
А) Вторичная диагностика межличностных отношений.
Б) Определение уровня правовых знаний.
Методика: тестирование.
В) Уровень тревожности.
4. Работа с родителями.
Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Проведение родительских собраний.
Проведение спортивно-оздоровительных, развлекательных мероприятий совместно с детьми.
Организация встреч родителей с работниками ДКМ.
Результативность.
Проведённые комплексные занятия повысили уровень правовых знаний учащихся школы 1 ступени (Приложение 4).
Улучшили межличностные отношения в коллективе (Приложение 5) и отношения с родителями (Приложение 6).
В результате проведённой работы уменьшился уровень тревожности детей (Приложение 7).
Это показали диагностические исследования, проведённые в мае 2007 г.
Адресная направленность.
В настоящее время гражданско-правовое воспитание становится не только стратегическим направлением гуманитарного образования, но и всей системы в целом. Поэтому необходимо изучать права ребёнка с самого раннего возраста.
Данный опыт может быть адресован учителям начальных классов, воспитателям ГПД и воспитателям дошкольных детских учреждений (Приложение 8)