Когда в 2003 году мне дали классное руководство в 5 классе, мы с учащимися начали работу по музыкально-краеведческому направлению «Имена великих композиторов в названиях улиц города Калининграда». Ребята назвали свой отряд «Юные музыковеды-краеведы» и решили работать под девизом: «Интересоваться, искать, найти и помнить».
Так родился классный проект музыкально-краеведческого развития учащихся МОУ СОШ №7 г. Калининграда в рамках школьного проекта «Школа-общество», за который школа получила Президентский грант в 2006 году.
«Встал ты у моря янтарного…» — поется в песне о Калининграде, городе, ставшем форпостом мира у самых западных границ нашей Родины.
Наш город своеобразен и уютен, покоряет своим простором, зеленым убранством, множеством прелестных уголков. В нем свыше 700 улиц, протяженность которых около 500 километров. Город, как и человек, имеет свою биографию. Мы можем прочитать ее по названиям улиц. Многие из них названы в честь героев Великой Отечественной войны, которые освобождали наш город от фашистов, другие — в честь деятелей искусства. Такой город, как Кёнигсберг, имеет вековую историю, большие культурные ценности, в том числе, свои музыкальные традиции.
Когда-то в Кёнигсберге был «музыкальный» район из улиц, названных именами композиторов — И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа и других. Большинство из этих улиц получили свои названия в конце XIX – начале XX веков. Некоторые появились на карте города в начале 30-х годов. В послевоенные годы из 23 улиц с именами композиторов только три остались на месте и сохранили свои названия — это улицы И. Брамса, Г. Генделя и Р. Вагнера. Но появились новые — И. Чайковского, М. Глинки, А. Глазунова, А. Алябьева, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, Э. Грига. Даже есть улица Музыкальная.
На изучение истории этих улиц, их достопримечательностей, на сбор материала о композиторах, в честь которых они названы, на знакомство с музыкальной культурой Кёнигсберга и современного Калининграда направлена была работа в рамках курса «Музыкальный Кёнигсберг-Калининград» и проекта «Имена великих композиторов в названиях улиц Калининграда».
Очевидно, что целью выбранного проекта является изучение истории родного города, а его задачи я определила так:
- Приобщение учащихся к исследовательской, поисковой, и творческой деятельности;
- Формирование у учащихся активной жизненной, патриотической и гражданской позиции;
- Формирование потребности уважать, беречь и ценить тех, кто нас окружает и то, что нас окружает;
- Развитие познавательной активности учащихся;
- Совершенствование знаний учащихся об истории родного города, окружающем мире и музыкальном наследии;
- Создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности;
- Воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать;
- Организация внеурочной работы с учетом развития самостоятельных взаимоотношений учащихся;
- Способствовать формированию сплоченного классного коллектива учащихся через организацию работы по данному направлению для достижения поставленной цели.
Затем я продумала пути организации работы и ее содержание.
- Пробуждение интереса, развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
- Разработка и применение новых форм внеурочной деятельности;
- Сотрудничество классного руководителя, родителей, учащихся.
Важное место в данной работе я отводила взаимодействию взрослых и детей. Но не менее важно было найти выход для проделанной учащимися творческой работы. я выбрала такие формы:
- Публичные выступления-отчеты о проделанной работе, («Устный журнал», литературно-музыкальная композиция, выступления на семинарах «Имена великих композиторов в названиях улиц города Калининграда»);
- Оформление карты улиц с фотографиями.
Работа была проделана большая. Ее результативность я оцениваю таким образом:
- Учащиеся с интересом включились в проектную деятельность. Подключив родителей, они нашли, где находятся улицы М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, И. Брамса, А. Алябьева, Р. Вагнера, Г. Генделя, Э. Грига, распределили их между собой и стали собирать материал: ходили по улицам и фотографировались на них, замечали достопримечательности улиц; в библиотеке изучили биографии композиторов, их музыкальные произведения, многие из которых мы прослушали в классе на занятиях элективного курса «Музыкальный Кёнигсберг-Калининград». Побывали в архиве города и узнали, как назывались «музыкальные» улицы в Кёнигсберге.
- После того, как был собран материал, мы вместе с ребятами подготовили литературно-музыкальную композицию («Устный журнал»), с которой выступали перед учащимися 1-4 классов, родителями, на семинарах для преподавателей музыки, сделали карту улиц с фотографиями.
- Ребята еще больше узнали об истории своего города, что расширило их кругозор и знания.
- В результате этой интересной работы сложился ученический коллектив, улучшились взаимоотношения между детьми, их родителями и классным руководителем, а самое главное — повысилась личностная самооценка учащихся.